Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Типология рынка. Условия перехода к рыночной экономике в России




История развития рынка позволяет выделить следующие типы рынка:

I. Неразвитый рынок характеризуется тем, что

- рыночные отношения носят случайный характер,

- рыночные отношения носят чаще всего товарный (бартерный) характер.

Но уже способствует дифференциации членов общества, усилению мотивации к развитию производства тех или иных товаров.

 

II. Свободный (классический) рынок характеризуется следующими чертами:

1) Неограниченное число участников рыночных отношений и свобод­ная конкуренция между ними;

2) Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности всех членов общества;

3) Абсолютная мобильность факторов производства; неограниченная свобода передвижения капитала;

4) Наличие у каждого участника абсолютно полной информации о рынке (о норме прибыли, спросе, предложении и т. д.). Осуществление принципа рационального поведения рыночных субъектов (оптимизация индивидуального благосостояния в результате прироста доходов: продать подороже, купить подешевле) невозможно без информации;

5) Абсолютная однородность одноименных товаров (отсутствие торго­вых марок и т. д.);

6) Ни один участник свободной конкуренции не в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими ме­тодами;

7) Цены устанавливаются стихийно в ходе свободной конкуренции;

8) Отсутствует монополия (один производитель), монопсония (один покупатель) и государственное регулирование.

Преимущества свободного рынка

1) функционирует на основе саморегулирующегося механизма,

2) поворачивается к человеку, через цены на основе спроса

3) создает ориентиры для капиталовложений в производство.

4) это механизм заведомо бездефицитного рынка

5) обеспечивает: эффективное распре­деление в обществе ресурсов;

6) обеспечивает: гибкость и высокую адаптивность к изменяю­щимся условиям;

7) обеспечивает: свободу выбора и действий рыночных субъектов;

8) обеспечивает: макси­мальное использование достижений НТР;

9) обеспечивает: способность к удовлетворению разнообразных потребностей;

10) обеспечивает: повышение качества товаров и услуг.

 

Недостатки:

1) Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, не обеспечивает его социальную «защиту» (безработица, разорение, бедность отдельных групп населения).

2) Механизм свободной конкуренции не обеспечивает экономику нужным количеством денег для развития производства.

3) Деятельность свободных конкурентов часто приводит к нежелатель­ным эффектам, таким как загрязнение окружающей среды, загрязнение продуктов питания пестицидами и другими вредными веществами, развитие наркомании, алкоголизма, не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов;

4) Свободный рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования, не в состоянии обеспечить общество услугами, в которых нуждается любой человек и от которых никто не получает прибыли (оборона, государственное управление, охрана природы и др.);

5) Рынок не обеспечивает действенную мотивацию для фундаменталь­ных исследований.

6) Экономика, функционирующая на основе свободного рынка, подвер­жена нестабильному развитию с соответствующими рецессионными (спад или замедление темпов роста производства) и инфляционными процессами;

7) Рынок не распространяется на те виды деятельности, которые не могут быть подчиненными исключительно коммерческим критериям (здра­воохранение, образование, наука, культура, единая транспортная система, убыточные производства), но необходимы обществу.

Свободный рынок — это абстракция: в настоящее время, да и в прошлом (в различной мере) имело и имеет место регулирование рынка, ибо условиям свободного рынка не отвечает никакая государственность.

 

III. Регулируемый рынокэто когда государство стремится как-то смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества, но не настолько, чтобы свести на нет мотивацию к творческому, инициативному труду и риску в хозяйст­венной деятельности.

Некоторые авторы до недавнего времени заявляли о недопустимости термина «регулируемый рынок» (называли это «горячим льдом», «квадрат­ным колесом», т. е. абсурдом) на том основании, что рынок есть саморегу­лирующаяся система.

Дело, однако, в том, что рынок может регулироваться:

с помощью своего собственного рыночного механизма, элементами которого являются конкуренция, прибыль, цена, спрос, предложение и др.;

— а также государством прямо и косвенно через госзаказы, налоги и т. д. (об этом подробнее — в других главах).

 

Для нас же сегодня крайне важно, как отмечал Вас. Леонтьев, найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулиро­вания. Пока нет ни одного государства, которое бы идеально отвечало этому требованию.

Взаимодействие этих двух сторон регулирования рынка носит мо­ниторинговый (т. е. напоминающий) характер, свидетельствующий об усилении то собственно рыночного механизма, то государственного ре­гулирования.

 

Однако, чрезмерное вмешательство государства в рыноч­ные отношения приводит к их деформации.

IV. Деформированный рынок

Основные черты деформации рынка в условиях административно-командной или директивной системы хозяйства:

1) Отсутствие многочисленных рыночных субъектов, организующих свою хозяйственную деятельность на основе разных форм собственности;

2) Чрезмерная централизация в распределении товарных ресурсов и их движении, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности;

3) Монополизм производителя и торговца;

4) Несбалансированность спроса и предложения, которая с каждым

годом возрастает;

5) Чрезмерный рост цен, безудержная инфляция, нарушение денеж­ного обращения, бюджетный дефицит, огромная эмиссия денег и т.д.;

6) Расцвет теневой экономики, «серого» и «черного» рынков;

7) Попытка усиления региональных рынков, разгул центробежных сил;

8) Расцвет бартерных сделок вместо более развитых товарно-денежных

отношений;

9) Деформация экономических интересов субъектов рыночных отноше­ний (например, у торговцев возникает интерес не продать, а припрятать товар), отсутствие мотивации к эффективному труду, риску в хозяйствен­ной деятельности;

10) Отсутствие у потребителя права выбора товара.

Чтобы устранить деформацию рынка, ликвидировать болезни рыноч­ной экономики (безработицу, инфляцию, нестабильность), необходимо создать условия для перехода к рыночному хозяйству и последующего его развития.

Такими условиями являются:

наличие в экономике разнообразных форм собственности, многообразных форм хозяйствования, свободной конкуренции между ними, свободы участия всех хо­зяйственников в конкуренции и выхода из нее, достаточное количество производителей;

обеспечение свободы хозяйственной деятельности, свобода выбора партнеров по хозяйственным связям, самостоятельность, независи­мость и ответственность за хозяйственные решения рыночных субъектов, их способность самостоятельно заключать контракты, договоры, размещать и принимать заказы; способность свободно распоряжаться частью своих доходов; отсутствие жесткого административного товарного распределения (по карточкам, талонам, фондирования и др.);

формирование механизма свободного ценообразования, право рыночных субъектов самим устанавливать цены.

свободное маневрирование ресурсами, их наличие, обеспе­чивающее мобильность в использовании факторов (материальных, трудо­вых, финансовых) производства для его развития; возможность изменить условия производства, его технологию, свободное перемещение любых капиталов в любую сферу приложения; недогрузка — это обязательное условие для функционирования здоровой рыночной экономики;

полнота и доступ к информации о состоянии рынка всех хозяйственников;

наличие рыночной инфраструктуры, т. е. комплекса отраслей, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок;

сохранение наряду с распространением рыночных отношений, значительного нерыночного сектора экономики;

последовательная интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей;

обеспечениесо стороны государства социальных гарантий гражданам, предоставление всем равных возможностей в «зарабатывании средств» и поддержка нетрудоспособных и социально уязвимых членов общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.