Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие коллективного договора

Понятие коллективного договора. Его содержание.

Понятие социального партнерства.

Понятие социального партнерства. Принципы социального партнерства.

Социально-партнерские соглашения.

Коллективные переговоры. Порядок заключения коллективного договора.

Понятие коллективного договора. Его содержание.

Понятие социального партнерства. Принципы социального партнерства.

Тема №3. Коллективные договоры и соглашения.

План:

Социальное партнерство – система взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей с интересами всего общества, государства.

 

Правовое регулирование социального партнёрства осуществляется:

- Конвенция МОТ №98 (1948) «Право на организацию и на ведение коллективных переговоров»;

- Конвенция МОТ №154 «О содействии коллективным переговорам»;

- Указ Президента РФ от 15.11. 1991г. «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров»;

- Закон РФ от 11.03.1992г. «О коллективных договорах и соглашениях»/ в ред. ФЗ 1996г./;

- Трудовой кодекс РФ;

- ФЗ от 1.05.1999г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».

 

Сторонами социального партнёрства являются работники и работодатели в лице их представителей, орган государственной власти или орган местного самоуправления, если он является работодателем.

 

Органами социального партнёрства являются комиссии по регулированию социально – трудовых отношений.

 

1.2. Принципы социального партнёрства:

- соблюдение норм законодательства;

- полномочность представителей сторон;

- равноправие сторон;

- уважение и учёт интересов сторон;

- заинтересованность сторон;

- свобода выбора и обсуждение вопросов, составляющих содержание коллективных договоров и соглашений;

- добровольность принятия обязательств;

- реальность принимаемых сторонами на себя обязательств;

- систематичность контроля;

- обязательность выполнения кол договоров.

 

 

 

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками с работодателем в лице их представителей.

 

Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель.

 

2.2 Содержание колдоговора:

 

- нормативные условия, закрепляющие локальные нормы трудового права о различных льготах, преимуществах, предоставляемых отдельным категориям работников;

- обязательственные, закрепляющие конкретные обязательства администрации по улучшению условий труда и быта работников, которые действуют до их выполнения и погашаются обычно раньше срока окончания коллективного договора;

- организационные – о сроках действия коллективного договора, о проверке его выполнения и отчетах сторон об этом, о порядке его изменения и пересмотра.

Содержание и структура колдоговора определяется сторонами.

В колдоговор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

- формы, системы, размеры оплаты труда;

- выплаты пособий, компенсаций;

- механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определённых коллективным договором;

- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

- соблюдение интересов работников при приватизации организации, ведомственного жилья;

- экологическая безопасность и охрана здоровья работников;

- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

- оздоровление и отдых работников и членов их семей;

- контроль за изменением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

- отказ от забастовки при выполнении соответствующих условий коллективного договора и т.д.

 

3. Коллективные переговоры. Порядок заключения коллективного договора.

3.1 Коллективные переговоры.

В коллективных переговорах принимают участие представители сторон социально-партнерских отношений. Их участие будет легитимным если стороны доверили им установленным образом представлять их интересы.

Представлять интересы работников могут профсоюзные организации либо иной орган самодеятельности. Факт делегирования своего право на участие в коллективных переговорах фиксируется в протоколе общего собрания коллектива работников.

Представлять интересы работодателя, как правило, поручается высшему должностному лицу предприятия и фиксируется в Уставе либо доверенности.

Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.

Для работы над проектом коллективного договора создаётся комиссия в состав которой на паритетной основе входят представители от работников и работодателей. Состав комиссии, условия её работы и срок полномочий определяется протоколом-распоряжением.

Если в процессе переговоров стороны не приходят к компромиссу – составляется протокол разногласий. В последствии он служит основой для коллективного трудового спора.

 

3.2. Порядок заключения коллективного трудового спора.

 

Проект коллективного договора подлежит рассмотрению сторонами: работодателем и работниками каждого структурного подразделения. Замечания и предложения сторон рассматриваются комиссией и включаются в проект.

Принятие коллективного договора может производится двумя способами:

- путём принятия на общем собрании или конференции работников данного предприятия;

- путём подписания представителями сторон.

Выбор процедуры принятия коллективного договора должен быть зафиксирован в протоколе общего собрания работников.

Коллективный договор вступает в законную силу с момента его принятия.

В семидневный срок представитель работодателя должен направить коллективный договор в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации.

Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.

 

4. Социально-партнёрские соглашения.

 

Соглашение – это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта РФ, отрасли, территории.

 

Виды соглашений:

- генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений.

- региональное соглашение на уровне субъекта РФ, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;

-отраслевое тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников отрасли;

- территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно- территориального образования.

 

Соглашения могут достигаться на принципах двупартизма и трипартизма.

Участниками соглашений являются, как правило, соответствующие профсоюзы или их объединение, объединения работодателей, органы исполнительной власти.

 

Лекция №4. Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

 

План:

1.Общая характеристика законодательства о занятости.

2.Понятия занятости, обеспечения занятости и безработного.

3.Государственная служба занятости, её права и обязанности.

4.Правовой статус безработного.

 

 

1. Общая характеристика законодательства о занятости.

 

Гарантии трудовых прав – это условия, средства и способы обеспечения реализации и защиты их от нарушений.

 

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948г., в ст.

23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости.

 

Систему российского законодательства в области занятости входят:

-ст.37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы;

-ст.23 п.1 Всеобщей декларации прав человека ООН 1948г., предусматривающая право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы, утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1993г.;

- Закон от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации» с изм. и доп.

- Положение о Федеральной службе занятости. С 1 декабря 2000г. действует положение о Департаменте этой службы в системе Минтруда РФ.

- и т.д.

 

 

2. Понятия занятости, обеспечения занятости и трудоустройства.

 

Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход).

 

Занятыми считаются граждане:

- работающие по трудовому договору;

-временные и сезонные работники;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- занимающиеся предпринимательской деятельностью;

- занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

- члены производственных кооперативов;

- работающие по договорам подряда, поручения и др. гражданско-правовым договорам;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

- проходящие воинскую службу и службу в органах МВД, ГБ;

- учащиеся очных учебных образовательных учреждений всех видов.

 

Безработным признаётся гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый к ней приступить.

 

Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста, пенсионеры, лица, не явившиеся в срок без уважительной причины для перерегистрации, а так же отказавшиеся в течении 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы.

 

Подходящей считается работа, которая соответствует специальности, квалификации с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

 

Не может считаться подходящей работа, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, по условиям труда не соответствует нормам по охране труда, по заработку ниже среднего заработка гражданина за последние три месяца его последней работы.

 

 

3. Государственная служба занятости, её права и обязанности.

 

Работу органов занятости организует Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Права службы занятости:

- запрашивать у работодателей соответствующую информацию о потребности в рабочей силе, предполагаемом высвобождении работников, о количестве принятых и уволенных;

- направлять работодателям при наличии у них потребности в рабочей силе граждан для трудоустройства,

- заключать по договоренности от имени работодателей с гражданами договоры о работе в другой местности, выплачивать им компенсации по переезду за счет работодателя,

- направлять безработных по их желания на оплачиваемые общественные работы,

- разрабатывать и вносить на утверждение местных органов самоуправления квоты приема лиц, нуждающихся в особой социальной защите,

- оказывать материальную помощь семьям безработных;

 

Обязанности органов занятости:

- анализировать, прогнозировать спрос и предложение рабочей силы и информировать о состоянии рынка труда,

- вести учет свободных мест и трудоустраиваемых граждан,

- информировать граждан и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой,

- помогать гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям _ в подборе необходимых им работников,

- организовывать профподготовку, переобучение и повышение квалификации граждан в учебных центрах, устанавливать им стипендии на этот период,

- оказывать гражданам услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве,

- регистрировать безработных и оказать им помощь, выдавать пособия по безработице и приостанавливать их выплату.

 

4. Правовой статус безработного.

Регистрация безработных производится органами службы занятости по месту жительства граждан в течении 11 дней со дня предъявления ими паспорта, трудовой книжки (для впервые поступающих на работу – справки с места жительства), справки о среднем заработке за последние три месяца и других документов (воинский билет для демобилизованных из армии и т.д.).

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Лицам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением штатов или численности, пособие начисляется по истечении периода, когда за ними сохранялась средняя заработная плата.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течении 18 календарных месяцев. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено Законом. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

 

Пособие по безработице:

 

1. Гражданам уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, в связи с сокращением численности или штатов и имевшим в течении 12 месяцев до начало безработицы не менее 26 недель оплачиваемую работу, начисляется:

 

-первый (12-месячный) период выплаты:

- первые 3 месяца - 75 % среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца работы;

- следующие 4 месяца - 60%;

- далее - 45%.

Во всех случаях размер пособия не должен превышать величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% этого минимума.

 

- второй (12-месячный) период выплаты:

- 30 % величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

 

Размер пособия по безработице вы всех случаях не должен быть ниже 100 рублей.

 

2. Во всех иных случаях: впервые ищущим работу, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (свыше 1года) перерыва, уволенным за нарушение трудовой дисциплины или иные виновные действия, начисляется:

 

- первый (6 месячный) период выплаты:

-30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ,

 

-во втором (6 месячном) периоде выплаты:

-20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

 

3.Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию, начисляется:

 

- в первом (6 месячном) периоде выплаты:

- 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ,

- во втором (6-месячном) периоде выплаты:

- 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.


 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Прекращение юридических лиц | Влияние индустриального производства на сервисную деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.