Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые аспекты 1 страница




В процессе эволюции животного мира подавляющая часть его представителей приобрела отличия полового диморфизма, ха­рактеризующегося женским и мужским началами. Предполагает­ся, что в этом заключается важнейшая биологическая предпо­сылка самой эволюции.

Действительно, наличие одного пола означает консерватизм, самоповторение, отсутствие прогресса, что лучше всего под­тверждается примерами однополых видов, размножающихся партеногенезом, или искусственным клонированием животных организмов — в обоих случаях речь идет об идеальном дублиро­вании особей. Отсутствие развития животного вида делает его заложником окружающей среды, изменения которой могут ока­заться губительными для не имеющих соответствующих меха­низмов адаптации организмов. Вот почему наличие двух полов следует рассматривать как возможность природы в вечном единстве и борьбе противоположностей достичь высшей гармо­нии. Каждая особь и каждая его система в принципе ориенти­рованы на обеспечение самостоятельности их существования. И только одна система органов — половая — для своей реали­зации, то есть воспроизведения потомства, требует партнера противоположного пола. В биологии такой поиск происходит в форме борьбы, отмеченной даже на уровне простейших орга­низмов.

Деление на два пола и участие особей обоих полов в воспроизведении потомства создает гибкую систему приспособления, основанную не только на умножении наследуемых качеств одной из особей, но и на значительном увеличении количества возможных вариантов, комбинаций признаков, имеющихся у родительских особей. Вместе с тем, половой диморфизм предопределяет фундаментальное разделение функций между полами, которое также закреплено генетически и передается потомству. При этом самки обеспечивают требуемое количество потомства и стабильность видовых качеств независимо от условий существования. Каждая из самок за свою жизнь способна воспроизвести определенное количество дочерних особей, однако для вида важно, чтобы каждая из самок не только предельно полно использовала свои репродуктивные возможности, но при этом; была биологически чувствительной к изменяющимся условиям, то есть обеспечивала потомству жизнеспособность и консерватизм, присущие данному виду.

Иные требования предъявляются самцам. С точки зрения репродуктивной, один самец может оплодотворить огромное количество самок, и надо было бы ожидать, что в пределах дан­ного вида женских особей должно быть многократно больше, чем мужских. Однако на самом деле это не так, и самцов ока­зывается почти столько же, что и самок. Почему же природа идет на подобную, казалось бы, не свойственную ей расточите­льность?

Выбор полового партнера в биологии осуществляют самки по критериям жизнеспособности: здоровья, силы, красоты — имен­но эти характеристики являются факторами качественного совершенствования потомства. Однако условия жизнедеятельности вида меняются, поэтому природа закодировала часть механизмов адаптации в физиологических особенностях самцов, сделав их повышенно чувствительными к изменяющимся условиям внешней среды. При этом выживает лишь часть мужских особей, но зато обладающая качествами, необходимыми для жизни в новых условиях. Вот эти-то новые адаптационные качества и передаются через самку потомству, так как в новых условиях многие самцы гибнут, и самка должна спариваться с выжившими самцами, способствуя распространению нового генетического материала на весь вид. Таким образом, в биологии самцы являются носителями качеств будущего, то есть главным фактором самой биологической эволюции.

Адаптация к меняющимся условиям среды требует от мужских особей разносторонности, обеспечивающей четкое реагирование на подобные изменения. Однако такая разносторонность является гарантией выживания для каждого самца, так носители вредных или бесперспективных качеств в эволюции погибают или дают малочисленное потомство, так что следующему выводку от выживших самцов передаются лишь ценные для новых условий свойства. Таким образом, мужские особи — это авангард, который, наступая широким фронтом, ищет для вида наиболее благоприятные пути развития. Сама же широта поиска обеспечивается тем обстоятельством, что в одних изме­нившихся условиях могут выжить одни самцы, в других — другие и т. д. Вот почему при возникновении определенных новых усло­вий выживает лишь часть самцов, а остальные либо гибнут, либо не дают потомства, либо появившееся потомство оказывается малочисленным. Это обстоятельство объясняет более высокую смертность мужских особей по сравнению с женскими особями. Причем, такая особенность свойственна практически всем возрастным периодам развития особей до наступления климактерического периода. Показательно в этом отношении, что при неблагопри­ятных условиях более чувствительными и более ранимыми ока­зываются Y-хромосомы.

У человека пол закладывается уже впервые недели внутриут­робного периода, и на восьмой неделе, когда плод весит всего лишь около четырех граммов, у него начинают формироваться половые органы. Последние преимущественно и определяют внешние отличия мальчиков и девочек первые годы жизни, хотя год от года половые различия становятся все более выра­женными. Решительное же разделение между полами происхо­дит в возрасте полового созревания, когда особенности развития организма начинают определяться во многом половыми гормо­нами. Последние и вызывают появление свойственных данному полу признаков, причем не только морфологических, но и характера обмена веществ, психологических и т.д. В основе анатомо-физиологических различий полов лежит разное соотношение женских (эстрогенов) и мужских (андрогенов) половых гормонов.

Преобладание эстрогенов обусловливает появление тех структурно-функциональных характеристик, которые и определяют реализацию женщиной обеих специфичных для нее биологических функций:

репродуктивной — широкий таз, половые органы надежно защищены костными и мышечными тканями, короткие конечности, в головном мозге есть центры, регулирующие процессы овуляции, и т.д.; высокие ловкость рук, скорость восприятия, счет, память, беглость речи и другие речевые навыки;

сохранения вида — высокая устойчивость к действию неблагоприятных факторов (кровопотеря, гипоксия, переохлаждение физическое утомление, недосыпание, психологическая устойчивость и т.д.).

Преобладание андрогенов ведет к появлению у мужских особей качеств, обеспечивающих адаптацию к меняющимся условиям жизни;

—мужской организм крепче, выше, тяжелее, конечности длиннее, туловище короче, быстрота реакции выше, рост и координация движений более совершенны, лучшее понимание механических отношений, более выражена ориентация в пространстве и математические рассуждения;

—большая жизненная неустойчивость и более чувствительная реакция на изменившиеся условия жизни, меньшая устойчивость к голоду, холоду, кровопотере, боли и т.д.

Изменившиеся в процессе становления цивилизации требования к человеку привели к тому, что у него в гораздо большей степени возросли требования к психологической устойчивости, чем к физическим кондициям. Если раньше мужчина должен был доказывать свое преимущество за счет двигательных способностей (силы, выносливости, ловкости и т.д.), то теперь на первый план выдвинулись интеллектуальные, религиозные, этические и другие предпосылки. Социализация человека идет столь быстро, что соответствующие перестройки в биосоциальной сущности мужчины просто не успели произойти, поэтому при возрастающих требованиях к психике снизились запросы на реализацию физических кондиций. Отсюда становится понятным, почему современные мужчины чаще ввязываются в конфликты и более агрессивны.

Если попытаться нарисовать психологические портреты полов, то, видимо, они будут выглядеть следующим образом:

женщина: мягкость, терпение, ожидание защиты, эмоциональность, мечтательность, покорность; женщина прочнее стоит на земле, ей не надо постоянно потрясать окружающих воображаемыми подвигами, она ждет признания своей красоты и привлекательности;

мужчина: деловитость, рассудочность, напористость, авторитарность стремление к самоутверждению; мужчина стремится к постоянной борьбе, ищет признания своей силы, исключитель­ности возможностей.

Разумеется, развитие цивилизации, изменения социальных титулов в некоторых отношениях сместили устоявшиеся представления о психо-физиологических особенностях полов. В частности, прослеживается

определенная тенденция к смеще­нию половых характеристик, которую можно определить как мускулинизацию женщин и феминизацию мужчин.

Если исходить из особенностей возрастного развития полов, то следовало бы ожидать, что мужчины должны жить дольше женщин. Действительно, мужчины рождаются на 3—4 недели позже, ходить и говорить начинают позднее, половая зрелость у них наступает лишь через 1—2 года после женщин, репродук­тивный период у мужчин на 10—15 лет дольше, формирование скелета завершается в 22—25 лет по сравнению с 20—22 годами у женщин и т.д. Однако на самом деле коэффициент смертности у мужчин в 2—2,5 раза выше, а продолжительность жизни, как правило, ниже, чем у женщин, — последнее обстоятельство яв­ляется общебиологической закономерностью. Чем же обуслов­лено подобное противоречие? Предполагается, что основное значение здесь играет больший разброс индивидуальных качеств у мужчин. С одной стороны, какие условия не возникали бы, определенная часть мужских особей сможет к ним адаптирова­ться. Однако, с другой стороны, другие особи (а их в данных условиях оказывается большинство) оказываются менее жизне­способными, что ведет к их более высокой заболеваемости и смертности. Показательно в этом отношении, что та часть муж­чин, которая оказалась более адаптированной, отличается более высокой жизнеспособностью, даже по сравнению с женщинами. Например, в Закавказье из 15 долгожителей 110—140 лет 14 — мужчины!

Не вызывает сомнения и заметная роль мужского полового гормона тестостерона на более высокую чувствительность мужского организма к определенным факторам риска. Так, именно с ним связывают большую уязвимость мужчин к сердечно-сосудистым заболеваниям (женский же половой гормон — эстроген, напротив, защищает сердце и сосуды), повышение уровня плохого холестерина в крови, провоцирующего развития атеросклероза. Тестостерон делает мужчин более агрессивными, заставляя их стремиться к первенству, толкает на опасные с точки зрения здоровья и жизни действия и т.д. Естественно, что все указанные последствия высокого содержания тестостерона в opraнизме мужчин в той или иной степени сокращают его жизнь. Это объясняет и тот факт, что после наступления климакса у мужчин прогнозируемая продолжительность жизни заметно возрастает. Особенности же соотношения половых гормонов обусловливают лучшее кровоснабжение, хорошую память и зрение у женщин, чем у мужчин. Вместе с тем, общая заболеваемость у них выше, хотя «серьезных», непосредственно грозящих жизни болезней у мужчин, как правило, больше.

Таким образом, половая принадлежность должна в значительной степени накладывать отпечаток на образ жизни человека. Однако в этом вопросе нельзя быть абсолютно категоричным, противопоставляя женский и мужской организмы, так как в каждом из них в той или иной степени присутствуют оба начала. Речь идет об учете этих особенностей в поисках той гармонии социальных ролей мужчины и женщины, которые они играют в обществе и в семье. Вряд ли в обозримом будущем развитие цивилизации и социальных условий сможет нивелировать биологические различия полов, предопределяющие особенности их реакции поведения, жизнедеятельности 3.2.3. Возрастные аспекты

На протяжении всего времени существования человека разумного на Земле его интересует вопрос о возможностях своего организма. Сейчас на основании большого опыта, накопленного человечеством, можно с твердой уверенностью говорить о неоспоримых выводах, которыми мы располагаем в этом отношении:

1. Возможности человека, с точки зрения наших сегодняшних представлений, поистине беспредельны. Об этом должны говорить примеры удивительных возможностей не отдельных людей, а их целых групп и даже сообществ.

2. У каждого человека есть свои генетически детерминированные задатки качеств, в развертывании которых при благоприятном стечении обстоятельств жизни он может достичь наиболее значительных результатов. Как предполагают некоторые исследователи, появление последних на 70% обусловлено генотипом человека и на 30% — средовыми факторами. Отсюда ста­новится понятным, насколько важно на основании изучения наследственно обусловленных задатков ребенка создать для него соответствующие условия жизни, обучения и воспитания. При этом следует учитывать существование определенной возраст­ной последовательности в становлении некоторых физиологиче­ских, интеллектуальных, эмоциональных и других способностей человека, хотя она и специфична для каждого ребенка. Причем если в соответствующий сенситивный период функция у ребен­ка не сформировалась или сформировалась недостаточно, то ее дальнейшее становление затрудняется. В настоящее время предполагается, что около 50% умственных способностей, свя­занных с переработкой информации, формируется уже к четы­рем годам, а к восьми этот показатель достигает 80%. Естествен­но, что такое обстоятельство следует учитывать в течение указанного возрастного периода ребенка, который связан преи­мущественно с общением ребенка с родителями и в детском до­школьном учреждении.

3. Развертывание возможностей человека имеет возрастную зависимость: чем раньше создаются условия для реализации воз­можностей, тем больших конечных успехов может добиться че­ловек.

Ребенок рождается на свет с богатым запасов инстинктивных простейших безусловно-рефлекторных реакций, позволяющих ему выжить в определенных условиях существования. На базе этих инстинктов может создаваться бесчисленное множество траекторий развития, но при обязательном условии, что в течение определенного для каждого инстинкта и поведенческого акта периода времени должно быть предоставлено подкрепление (например, если в течение первых 8—12 недель жизни не будет создано соответствующих условий, то инстинкт плавания у ребенка угасает). Такой же временной зависимостью подкрепляющих воздействий отличается развитие таких качеств, способностей и возможностей человека, как двигательные качества, речь, характер вегетативной нервной регуляции и т.д. Однако, для реализации таких предпосылок должны создаваться соответствующие условия, при отсутствии которых срабатывает так называемый «закон свертывания функций за ненадобностью». Суть его заключается в том, что при невостребованности какой-либо функции она либо не развивается, либо вообще угасает. Например, при стремлении в первые часы, дни и недели жизни ребенка содержать его в условиях абсолютной стерильности иммунитет новорожденного постепенно ослабевает. Если в течение первых недель и месяцев жизни ребенок не получает достаточно речевой информации, то развивается так называемый «феномен Каспар Хаузера», и с каждым последующим годом развитие речевой фун­кции становится все более затруднительным; если, начиная с пе­риода внутриутробного развития и в течение первых трех лет» после рождения мозг ребенка не получал адекватный объем информации, то его интеллект оказывается ущербным на протя­жении всей последующей жизни...

Возрастное развитие происходит по генетически детерминированной программе. Каждому ребенку присуща своя индивидуальная траектория развития в рамках этой программы. Характер же самой траектории определяется условиями жизни и влиянием тех или иных факторов в каждый данный период развития: их неблагоприятном влиянии организм переходит на более низкий уровень развития, а при благоприятных условиях — на более высокий.

В каждом периоде возрастного развития в соответствии с программой идет преимущественное становление какой-либо одной или групп функциональных систем, что обеспечивает оптимальные условия адаптации. Это обстоятельство обусловливает необходимость внесения соответствующих корректив в образ жизни данном этапе. Так, в период интенсивного развития мозга отмечается повышенная чувствительность организма к недостатку белка в пище, речедвигательных функции — к дефициту речевого общения, а моторики — к недостаточному уровню двигательной

активности.

Специфика развития и адаптации ребенка на каждом возраст­ном этапе подкрепляются адекватным состоянием его жизнедея­тельности, и совершенно неправомочно сравнивать особенности последней у представителей различных возрастных групп по принципу «лучше — хуже», так как каждому возрасту присуща своя специфика функционирования организма. Несомненно, эти особенности должны учитываться в построении образа жиз­ни человека (в особенности ребенка) на всех этапах его возраст­ного развития.

Влияние образа жизни и других экзогенных и эндогенных факторов, в которых развивается человек, обусловливает ту или иную эффективность развертывания индивидуальной генетиче­ской программы. Естественно, что у разных людей реализация этой программы во времени отличается. Это обстоятельство де­лает необходимым введение в оценке характера возрастного раз­вития понятий паспортного и биологического возрастов. Паспор­тный, или хронологический, возраст — это период, прожитый человеком от рождения до момента обследования и имеющий четкие временные пределы (лет, месяцев, дней). Биологический возраст также является функцией времени, но определяется осо­бенностями морфофункционального развития индивида, скоро­стью развертывания программы развития. Дети с замедленным темпом биологического развития — ретарданты — имеют более низкий для данного возраста уровень физического развития и физической работоспособности, у них более выражено напряжение сердечно-сосудистой и центральной нервной систем, более высокий уровень основного обмена и т.д.

Иногда уже в школьные годы отставание биологического возраста от паспортного достигает пяти лет. Основными причинами этого явления могут быть нарушения развития во внутриутробном периоде, родовые травмы, неблагоприятные социальные условия,

перенесенные в младенчестве заболевания, ограничение двигательной активности и т.д. Как предполагается, к моменту прихода в щколу около 15% детей уже отстают в своем биологическом возрасте, а в течение обучения в школе (особенно в возрасте полового созревания) количество их возрастает еще больше.

Ускоренный тип индивидуального развития — акселерация — также наиболее отчетливо проявляется в возрасте полового созревания и у девочек бывает чаше. Такой тип развития, как и замедленный, отражает отклонение от нормы, поэтому у «опережающих», детей недостаточно совершенная регуляция бфизиологических функций при физических нагрузках, пони­женный уровень работоспособности и т.д.

На основании исследования конституциональной биологии и антропометрии выделяют следующие паспортные возрастные периоды развития человека в онтогенезе:

— новорожденный (до 10 дней);

— грудной ребенок (до 1 года);

— раннее детство (до 3 лет);

— первое детство (до 7 лет);

— второе детство (до 11 лет девочки, до 12 лет — мальчики)

— подростковый возраст (до 15 лет девочки, до 16 лет — юноши)

— юношеский возраст (до 20 лет — женщины, до 21 года - мужчины);

— средний возраст (первый период — до 35 лет, второй период — до 55 лет женщины, до 60 лет мужчины);

— пожилой возраст (до 75 лет);

— старческий возраст (до 90 лет);

— долгожители (старше 90 лет).
В разрешении вопросов формирования здоровья и здорового образа жизни еще раз необходимо отметить, что неправомерно рассматривать и сопоставлять возрастные особенности функционирования организма, так как в каждом возрастном периоде организм решает свои специфические проблемы, обусловленные особенностями адаптации к условиям жизни, свойственные именно данному этапу возрастного развития. Так, у новорожденного нет жестких механизмов адаптации, однако при этом показатели внутренней среды организма оказываются достаточно подвижными и нестабильными. Но это не является признаком несовершенства самой адаптации, так как для данного возрастного периода это вполне оправдано: после внутриутробного периода развития, отличающегося относительно стабильными условиями обеспечения жизнедеятельности, условия, в которых оказался новорожденный, становятся для него чрезвычайно вариабельными. Естественно, что при этом для выживания организм должен обладать способностью функционировать в широком диапазоне изменении внутренней среды. Однако это не означает несовершенства или нарушений гомеостаза, а скорее наиболее оптимальный механизм выживания в условиях, когда организм не может активно влиять на эти условия. Вот почему принято считать, что жизнеспособность, негэнтропия (то есть способность к самоорганизации), у новорожденного — самая вы­сокая из всех периодов возрастного развития человека. С другой стороны, сохранение у взрослого столь же широкого, как у ре­бенка, диапазона колебаний внутренней среды организма сдела­ло бы его зависимым от условий существования и в значительной степени ограничило его независимость в осуществлении жизне­деятельности, в удовлетворении своих потребностей и в реализа­ции биосоциального предназначения.

С указанных позиций в возрастном развитии человека нахо­дит свое обоснование и представляется физиологичным гетерохронизм (то есть разное время) разворачивания функций, так как в каждом возрасте организм вынужден решать свойственные именно этому возрасту доминирующие особенности развития (накопление массы, становление вегетативной регуляции, созре­вание, мозга, развитие двигательных функций и т.д.). Вот почему в каждый данный период развития какая-либо одна функциона­льная система или группа систем может в своем развитии опере­жать другие, в следующем же периоде реализации генетических механизмов опережающими темпами развивается другая система или группа систем с соответствующими более высокими показа­телями ее функционирования.

Сказанное не означает, что жизнеспособность человека во все возрастные периоды одинакова и сопоставима. В ранние, детские периоды, когда в организме наиболее активно идут синтез клеточных элементов и взаимосогласование функциональных систем через становление нервной и гуморальной регуляции, особенно интенсивно протекает структурно-функциональная интеграция, то есть негэнтропийные процессы. Наоборот, в старших возрастах, когда преобладает катаболизм, жизнеспособность во все большей степени смещается в сторону энтропии, предопределяющей в конечном итоге смерть. Такой взгляд отражает реализацию генетической программы индивида, запас которой, естественно, более обширен и развернут во времени у детей и в определенной степени уже исчерпан в старших возрастах. (Разумеется, речь идет об онтогенезе не обремененного патологией человека, у которого эти явления следует рассматривать преимущественно с позиций взаимоотношений генетической программы индивидуального развития и патогенетических меха­низмов данного заболевания.)

Одни исследователи считают, что в возрасте до 4—5 лет у человека отмечаются наиболее высокие темпы морфофункциональных изменений, которые затем становятся более плавными до 10—11 лет. После чего отмечается подростковая дисгармония, и только с 15—16 лет происходит восстановление жизнеспособно­сти организма, продолжающееся до 22—23 лет, что даже без оче­видных дестабилизирующих влияний уже в 10—15 лет возникает медленное естественное понижение сопротивляемости организ­ма. Другие, наоборот, отмечают, что именно в возрасте 10—12 лет устойчивость организма к заболеваниям оказывается наивыс­шей, а смертность — самой низкой. Более того, высказывается предположение, что если бы сопротивляемость организма раз­личным вредоносным факторам сохранялась у человека в тече­ние всей жизни на уровне 12-летнего, он мог бы прожить 700 лет. Третьи полагают, что в возрастной оценке здоровья исходным считается возраст 21—23 года, когда ответы организма на воздей­ствие факторов внешней среды не требуют включения в меха­низм адаптации каких-либо дополнительных звеньев. Видимо, все-таки в характеристике жизнеспособности организма следует исходить из той предпосылки, что ее уровень оказывается обрат­но пропорциональным функции времени, то есть с возрастом снижается.

В оценке организации, содержания и методики формирова­ния здоровья возрастной аспект исключительно важен. К требу­ющим учета в этих вопросах особенностям каждого возрастного периода следует отнести:

— характер обмена веществ;

— преобладающий тип вегетативной нервной регуляции;

— скорость включения в нагрузку и восстановления после нее;

— особенности функционирования иммунной системы;

— психический статус;

— доминирующие потребности и интересы.

В настоящее время многими физиологическими, психологическими и другими исследованиями показано, что приблизительно каждые 12 лет в организме отмечается своеобразный кризис, который захватывает буквально все стороны его жизнедеятельности - морфологические, функциональные, психологические, социальные и пр. Вот почему с позиций обеспечения здоровья в таких критических возрастах (ориентировочно — в 12, 25, 37, 49 и 67 лет) человек должен пересматривать основы своего образа жиз­ни внося в них коррективы. Естественно, что этому должны пред­шествовать доскональное изучение особенностей приближающе­гося нового возрастного этапа и подготовка к постепенному вхождению в него.

 

Лекция 4. ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

4.1. Эволюционные предпосылки двигательной активности

Анализ условий эволюции животного мира показывает, что основным среди них являлось изменение окружающей среды. При этом для выживания животным требовались все более со­вершенные формы движений. И это закономерно, так как имен­но движение оказывалось основным условием сохранения и обеспечения жизни: поддержания термостабильности, добычи пиши, защиты (пассивной или активной) от врагов и реализации инстинкта воспроизведения потомства (именно эти четыре ас­пекта жизнедеятельности составляют основу жизни животного). Поэтому закономерно, что изменения окружающей среды обу­словливали совершенствование адаптации животных организмов в эволюции именно через усложнение форм движений — в свою очередь это вело к соответствующим изменениям в анатомии опорно-двигательного аппарата и в функциональных системах обеспечения двигательной активности.

Так, появление на определенной стадии развития нашей пла­неты суши и выход рыб на нее затруднил условия их движения, что привело к появлению рычажных конечностей. Усложнивши­еся формы движений потребовали более совершенной их нер­вной регуляции, что привело к резкому скачку в развитии перед­него мозга; необходимость в более адекватном кровоснабжении обусловила возникновение трехкамерного сердца, а потребность в более высоком уровне газообмена - появление легких. Имен­но так, по-видимому, и появились амфибии.

Следовательно, именно совершенствование форм движений, обусловливающее более совершенную адаптацию к меняющимся условиям существования, являлось пусковой, исходной посылкой самой биологической эволюции. Анализ же самой эволюци­онной иерархии с несомненностью подтверждает такой тезис. Подкрепляется он и тем фактом, что до 80—90% структур голов­ного мозга в той или иной степени связаны с функцией движе­ния.

В конечном итоге ведущая роль движения закрепилась в меха­низмах онтогенетического развития. В процессе внутриутробно­го развития закладка и становление функциональных систем, как и всего организма, предопределяется двигательной активностью плода, которая, в свою очередь, зависит от образа жизни бере­менной. И после рождения полноценное развитие генетической программы индивида прежде всего детерминируется его адекват­ным двигательным режимом.

Выживание в животном мире сопряжено с необходимостью постоянной борьбы за существование, требующей периодиче­ских, но систематических максимальных проявлений адаптаци­онных резервов, обеспечивающих необходимый уровень двига­тельной активности. Однако для этого необходима сложнейшая координация всех функциональных систем, обеспечивающая де­ятельность организма как единого целого. Именно поэтому в жи­вотном мире выживает и дает наиболее жизнеспособное потом­ство сильнейший — тот, кто сильнее, ловчее, быстрее, то есть тот, кто отличается более высокими физическими кондициями. Бо­лее того, сама борьба за существование предопределила, по мне­нию физиологов, некоторый уровень двигательной активности, который необходим животному для выживания (предполагается, что применительно к человеку массой 70 кг такой минимум со­ставляет в сутки около 1600 ккал затрат энергии).

Возникшая в эволюции зависимость сохранения жизни от двигательной активности закрепилась в генетическом коде жи­вотного организма, в том числе и людей. Можно сказать, что жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность. Вот почему в каждом возрастном периоде уровень физиологических отправлений организма и состояние организма определяются во многом текущей двигательной активностью и состоянием скелетной мускулатуры.

На протяжении подавляющего времени существования чело­века на Земле сами условия жизни требовали от него реализации генетически предопределенного требования к движению, так как для сохранения жизни ему приходилось набирать эволюционно обоснованную норму двигательной активности в поиске пищи, защите от врагов и т.д. В последние же десятилетия, особенно в период активного внедрения в производство и быт автоматов и механизмов, во все большей степени человек освободил себя от необходимости двигаться (таблица).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.