Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые аспекты 4 страница

— суставов плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных;

— кровообращения мозга (упражнения для мимических мышч лица и мышц шеи, а также усиливающие приток крови к мозгу);

— деятельности желудочно-кишечного тракта (на мышцы брюшного пресса);

— мочеполовой системы (на мышцы области промежности, таза и тазового дна);

— Закаливающие процедуры, позволяющие поддерживать адек­ватный уровень иммунитета.

В двигательном режиме взрослого количество средств физи­ческой культуры должно быть не менее 4—5, с возрастом же их набор может уменьшиться до 2—3.

В жизни человека двигательная активность должна занимать то место, которое согласуется с условиями его профессиональ­ной, бытовой и прочих сторон жизнедеятельности. Занятия физ­культурой можно проводить в зависимости от условий работы и типологических особенностей человека и утром, и днем, и вече­ром и под постоянным врачебно-педагогическим контролем, с учетом текущего состояния организма. Периодич­ность и длительность занятий физкультурой свя­заны обратной зависимостью, однако тренирующий эффект при частоте занятий менее трех раз в неделю и короче 30 минут ока­зывается низким. Оптимальным режимом следует считать для взрослого человека 3—5 раз в неделю при длительности 90 (при пяти занятиях) и 120 (при трех занятиях в неделю) минут.

Важное значение имеет рациональное испо­льзование физических упражнений в режиме рабочего дня, что позволяет решить целый ряд задач:

1. Выполняемый до начала работы специально подобранный комплекс упражнений способствует укорочению времени врабатывания и более быстрому достижению максимальной работо­способности. В частности, для работников умственного труда в таком комплексе должны быть упражнения на быстрое переклю­чение внимания, координацию движений и т.д.

2. Обычно выполнение профессиональных обязанностей сопряжено с длительным поддержанием вынужденных статических поз (учащиеся, станочники, ученые и т.д.). В этом случае просле­живается целый ряд неблагоприятных для организма последствий в виде нарушений осанки, кровообращения, дыхания, зрения и других, поэтому физические упражнения могут способствовать включению в активность неработающих мышц, коррекции осанки, восстановлению кровообращения и дыхания, пми нормализации зрения и устранению прочих последствий длите­льного поддержания вынужденной позы.

3. В условиях все большей специализации в производстве в целях обеспечения высокой эффективности труда рабочим часто приходится ограничиваться выполнением довольно узкого круга движений, которые доводятся до высокой степени автоматизма. В этом случае необходимость в произвольном сознательном кон­троле постепенно уменьшается, в связи, с чем монотонная механическая работа довольно быстро ведет к возникновению запредельного торможения. Нетрудно представить, сколь опасными могут быть последствия возникающей при этом сонливости. Фи­зические упражнения с включением в работу больших мышеч­ных групп создают в ЦНС очаг возбуждения, который через ме­ханизм положительной индукции устраняет и предупреждает появление тормозных участков.

4. В тех видах профессиональной деятельности, которые со­пряжены с большими и плотными потоками информации, требу­ется быстрая реакция и оперативный поиск правильного решения. Выполнение этих требований возможно лишь в условиях физиологического стресса, способствующего мобилизации воз­можностей организма. Однако подобный стресс сопровождается и повышением мышечного тонуса, нарастание которого еще больше усугубляет стресс. Снятие мышечного гипертонуса через ра­боту соответствующих мышц обеспечивает нормализацию состо­яния ЦНС. Кроме того, используемые в этом случае физические упражнения улучшают эмоциональное состояние работника.

5.Физические упражнения, рационально применяемые в режиме рабочего дня, способствуют более быстрому повышению работоспособности и росту производительности труда. Регулярные занятия физической культурой увеличивают профессиональную работоспособность на

6.0—14%.

Выдающийся физиолог И.М. Сеченов еще в середине XIX в. ввел понятие «активный отдых». Суть его заключается в том, что при наступающем утомлении переключение на другой вид деяте­льности обеспечивает более быстрое восстановление работоспо­собности утомленных нервных центров, чем в условиях пассив­ного отдыха. Например, при умственном утомлении выполнение простых по структуре физических упражнений, отличающихся высокой эмоциональностью (в частности, танцы), способствует более быстрому восстановлению работоспособности, чем пас­сивный отдых.

Отдельного разговора заслуживает вопрос о физической куль­туре работников умственного труда. Это обусловлено спецификой влияния этого вида профессиональной деятельности на орга­низм человека. В частности, умственный труд характеризуется следующими особенностями:

— напряжение мыслительных процессов с высокой динамично­стью и силой возбудительно-тормозных процессов в ЦНС;

— неравномерность нагрузки, необходимость принимать сроч­ные и нестандартные решения, возможность возникновения конфликтных ситуаций;

— нерегламентированный график, периодически возникающие возрастания степени нервно-эмоционального напряжения;

— напряжение отдельных анализаторов и внимания;

— сложность взаимоотношений с окружающими;

— большой и плотный поток информации, напряжение памя­ти, внимания, восприятия и воспроизведения новой ин­формации;

— низкая двигательная активность.

При мыслительной работе происходят сосудистые реакции, противоположные тем, которые бывают при мышечной работе: кровенаполнение сосудов мозга, сужение периферийных сосудов конечностей, расширение сосудов внутренних органов и т.д. Когда же такой труд сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, происходит резкая активизация кровообращения с повышением частоты пульса, артериального давления, насту­пают изменения в ритме и частоте дыхания, снижается насыще­ние крови кислородом, нарушается терморегуляция и отмечают­ся многие другие неблагоприятные изменения, нарушающие состояние организма. Специфика умственного труда заключает­ся и в том, что после прекращения работы мысли о ней, «рабочая доминанта», сохраняются еще довольно долго. В результате ока­зывается, что неправильно организованная умственная работа быстро приводит к функциональному утомлению из-за запреде­льного торможения в головном мозгу.

При нерационально организованной профессиональной ум­ственной деятельности могут возникать многие функциональ­ные, а затем и морфологические нарушения в организме, основ­ной причиной которых является малоподвижность. Наиболее часто среди таких отклонений в состоянии здоровья встречаются склеротические изменения сосудов, появление гипотонии (у мо­лодых) или гипертонии (у пожилых), возникновение неврозов, ослабление дыхательной функции, атония кишечника, наруше­ния обмена веществ и т.д.

При умственной деятельности происходит напряжение мыши лица, шеи и плечевого пояса, так как их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями и речью. В этих условиях длительная импульсация от напряженных мышц создает утомление в соответствующих участках ЦНС, и ра­ботоспособность снижается. Естественной мерой предупрежде­ния этого явления могут быть активные движения, освобождаю­щие мышцы от излишнего напряжения.

Не менее важно для поддержания высокой умственной рабо­тоспособности и состояние мускулатуры, так как между такими показателями первой, как устойчивость и активность внимания, памяти, восприятия и быстроты передачи информации и др., и уровнем физической подготовленности человека существует прямая зависимость.

Оптимально подобранная мышечная нагрузка повышает об­щий эмоциональный тонус, создавая устойчивое настроение, ко­торое служит благоприятным фоном для умственной деятельно­сти и предупреждает раннее развитие утомления. Физические упражнения оказывают на умственную работоспособность либо непосредственное благоприятное влияние по механизмам актив­ного отдыха, либо отдаленное спустя некоторое время, либо в виде кумулятивного (накапливающего) эффекта от многократно­го в течение определенного (недель, месяцев) времени.

Непосредственное влияние мышечных нагрузок на умствен­ную работоспособность в наибольшей степени проявляется при их средних значениях (таблица)

Изменения умственной работоспособности студентов при различных нагрузках в течение 90 минут

Интенсив­ность нагрузки Пульс в минуту Уровень работоспособности (в %)  
Исходная Через 2 часа Через 4 часа Через 6 часов Через8 часов Через 10 часов
небольшая 100-130 100 118 107 102 103 101
средняя 130-150 100 108 115 139 128 120
высокая 160 и выше 100 103 97 92 86 89
                 

Из представленной таблицы видно, что средняя по интенсив­ности нагрузка дает наиболее значительное повышение умствен­ной работоспособности у студентов как по степени ее нараста­ния, так и по времени поддержания.

В разработке оптимальных режимов двигательной активности для занимающихся преимущественно умственным трудом следует учитывать возраст, пол, уровень здоровья, характер деятельно­сти, образ жизни, генетические особенности и т.д. каждого отде­льного человека, то есть такой режим должен быть сугубо индивидуальным. Тем не менее, есть определенные общие подхо­ды к разработке двигательных режимов. Так, упражнения дина­мического циклического характера оказываются более эффек­тивными для поддержания умственной работоспособности, чем статические. Физическая активность может быть реализована как в виде выполнения кратковременных комплексов несколько раз в течение дня, так и в одном продолжительном занятии. Ут­ренняя зарядка, легкие кратковременные упражнения на лов­кость и внимание перед началом работы ускоряют врабатывание в умственную деятельность через повышение возбудимости и подвижности нервных процессов в ЦНС. В самостоятельных занятиях помимо средств общего воздействия (повышающих фи­зическую подготовленность, а через нее — и умственную работо­способность) следует использовать упражнения направленного и специального действия для данного человека и выполняемого им вида профессиональной деятельности. К ним следует отнести упражнения для мышц зрительного аппарата, для релаксации, коррекции позы, дыхательные и др.

К формам организации двигательной активности работников умственного труда можно отнести:

1. Утреннюю гигиеническую гимнастику.

2. Вводную гимнастику непосредственно перед началом рабочего
дня. Обычно выполняются 5—6 легких упражнений на координацию движений и произвольное напряжение мышц верхних ко­нечностей. Длительность комплекса — 5—7 минут.

3. Физкультурные паузы ставят целью компенсировать неблагоприятные влияния условий работы и проводятся приблизительно в середине первой и второй половин рабочего дня.

В комп­лекс из 5—8 упражнений включают корригирующие осанки, активизирующие деятельность внутренних органов, на крупные мышечные группы, стимулирующие мозговой кровоток и т.д. Продолжительность— 10—15 минут.

4. Физкультминутки призваны оказать местное воздействие на наиболее утомленные части тела и группы мышц и проводятся непосредственно на рабочем месте через каждые 40—60 минут в течение 2—3 минут. Это могут быть вращения головой, плечами, смена позы, диафрагмальное дыхание, для мышц зрительного аппарата, кистей и др.

5. В обеденный перерыв до приема пищи необходимо сменить обстановку, походить, а после приема пищи выполнить релаксирующие упражнения. Непосредственно перед возобновлением ра­боты можно выполнить несколько легких упражнений типа ввод­ной гимнастики.

В вечернее время правильно организованная двигательная ак­тивность (например, прогулка) будет способствовать хорошему качеству последующего сна и адекватному восстановлению мы­шечной работоспособности человека, связанного с умственной профессиональной деятельностью.

Для работников умственного труда важное значение имеет ра­циональная организация жизнедеятельности в выходные дни. В этом отношении следует отметить два обстоятельства:

1.Смена обстановки позволяет снять очаги застойного тормо­жения в ЦНС, формирующиеся в течение рабочей недели.

2.Насыщение образа жизни в эти дни двигательной деятельностью играет не только роль активного отдыха, но и способству­ет повышению физической подготовленности и физического здоровья человека.

Таким образом, полноценная двигательная активность является неотъ­емлемой частью здорового образа жизни, оказывающей влияние практически на все стороны жизнедеятельности человека, как в профессиональной, так и в бытовой, досуговой и других сторонах его жизни.

Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ

5.1. Психика и ее компоненты

Как уже отмечалось, здоровье человека определяется несколь­кими составляющими. Одними из очень важных являются состоя­ние нервной системы и характер процессов, протекающих в ней. Особенно важную роль в этом выполняет та часть нервной систе­мы, которая называется центральной, или мозгом. Процессы, ко­торые идут в мозгу, взаимодействуют с сигналами окружающего мира, и формируют психику.

Психика — это свойство мозга воспринимать и оценивать окру­жающий мир, воссоздавать на основе этого внутренний субъектив­ный образ мира и образ самого себя в нем (мировоззрение), опреде­лять, исходя из этого, стратегию и тактику своего поведения и деятельности.

Психика человека устроена таким образом, что образ мира, формирующийся в ней, отличается от истинного, объективно су­ществующего, прежде всего тем, что обязательно эмоционально, чувственно окрашен. Человек всегда пристрастен в построении внутренней картины мира, поэтому в ряде случаев возможно зна­чительное искажение восприятия. Кроме того, на восприятие влияют желания, потребности, интересы человека и его про­шлый опыт (память).

По формам отражения (взаимодействия) с окружающим ми­ром в психике можно выделить два компонента, в какой-то сте­пени самостоятельных и вместе с тем тесно взаимосвязанных, - сознание и бессознательное (неосознаваемое). Сознание - вы­сшая форма отражательной способности мозга. Поэтому человек может отдавать себе отчет в своих мыслях, чувствах, по­ступках и т.д. и при необходимости контролировать их.

Значительный удельный вес в психике человека составляет форма бессознательного, или неосознаваемого. В нем представлены привычки, различные автоматизмы (например, ходьба), влече­ния, интуиция. Как правило, любой психический акт начинается как бессознательный и только потом осознается. Во многих случаях сознание не является необходимостью, и соответствующие обра­зы остаются в неосознаваемом (например, неясные, «смутные» ощущения внутренних органов, скелетной мускулатуры и т.д.).

Психика проявляет себя в форме психических процессов, или функций. К ним относятся ощущения и восприятия, представле­ния, память, внимание, мышление и речь, эмоции и чувства, воля. Эти психические процессы часто называют компонентами психики.

Психические процессы проявляются у разных людей по-раз­ному, характеризуются определенным уровнем активности, фор­мирующим фон, на котором протекает практическая и психиче­ская деятельность личности. Такие проявления активности, создающие определенный фон, называются психическими состо­яниями. Это — вдохновение и пассивность, уверенность в своих силах и сомнение, тревожность, стресс, утомление и т.д. И, нако­нец, для каждой личности характерны устойчивые психические особенности, которые проявляются в поведении, деятельно­сти, — психические свойства (особенности): темперамент (или тип), характер, способности и т.д.

Таким образом, психика человека — это сложная система осознаваемых и неосознаваемых процессов и состояний, кото­рые по-разному реализуются у различных людей, создавая опре­деленные индивидуальные особенности личности.

5.2. Физиологические основы психики

5.2.1. Психика и центральная нервная система

Материальной основой психики являются процессы, проте­кающие в структурно-функциональных образованиях головного мозга, формирующихся в онтогенезе.

Мозг — это огромное количество клеток (нейронов), которые связаны друг с другом многочисленными связями. Функциональной единицей деятельности мозга является группа клеток, выполняющая определенную функцию и определяемая как нервный центр. Сходные образования в коре больших полушарий именуют нер­вными сетями, колонками. Среди таких центров есть врожден­ные образования, которых относительно немного, но они имеют важнейшее значение в контроле и регуляции жизненно важных функций, например, дыхательный, лактации, терморегуляции, некоторые двигательные и многие другие. Структурная органи­зация таких центров задается в значительной степени генами. Некоторые группы клеток приобретают свои функции уже в он­тогенезе благодаря установлению новых связей между новыми клетками и имеют, следовательно, функциональную природу.

Нервные центры сосредоточены в разных отделах головного и спинного мозга. Высшие функции, сознательное поведение бо­льше связано с передним отделом мозга, нервные клетки которо­го располагаются в виде тонкого (примерно 3 мм) слоя, образуя кору больших полушарий. Определенные участки коры получают и обрабатывают информацию, получаемую от органов чувств. Кроме того, есть зоны, управляющие движением, в том числе и голосовым аппаратом (моторные зоны). Самые об­ширные участки мозга не связаны с конкретной функцией — это ассоциативные зоны, которые выполняют сложные операции по связи между разными участками мозга. Именно эти зоны отвеча­ют за высшие психические собственно человеческие функции.

Особая роль в реализации психики принадлежит лобным до­лям переднего мозга, который считают первым функциональным блоком мозга. Как правило, их поражение сказывается на интел­лектуальной деятельности и эмоциональной сфере человека. При этом лобные доли коры больших полушарий считают бло­ком программирования, регуляции и контроля деятельности. В свою очередь, регуляция поведения человека тесно связана с функцией речи, в осуществление которой также участвуют лоб­ные доли (у большинства людей — левая).

Второй функциональный блок мозга — блок приема, перера­ботки и хранения информации (память). Он расположен в задних отделах коры головного мозга и включает затылочные (зритель­ные), височные (слуховые) и теменные доли.

Третий функциональный блок мозга - регуляций тонуса и бодрствования — обеспечивает полноценное активное состояние человека. Блок образован так называемой ретикулярной форма­цией (РФ), структурно расположенной в центральной части ство­ла головного мозга, то есть она является подкорковым образова­нием и обеспечивает изменения тонуса коры больших полушарий. Важно отметить, что лишь совместная работа всех трех блоков мозга обеспечивает осуществление любой психической функции человека.

Возникшие в эволюции гораздо раньше и расположенные ниже коры головного мозга образования называют подкорковы­ми. Эти структуры больше связаны с врожденными функциями, в том числе с врожденными формами поведения и с регуляцией де­ятельности внутренних органов. Такая же важная часть подкорки, как промежуточный мозг, связана с регуляцией деятельности же­лез внутренней секреции и сенсорными функциями мозга.

Стволовые структуры головного мозга переходят в спинной, который непосредственно управляет мышцами тела, контроли­рует деятельность внутренних органов, передает все команды го­ловного мозга к исполнительным звеньям и, в свою очередь, пе­редает всю информацию от внутренних органов и скелетных мышц высшим отделам головного мозга.

Основным, базовым механизмом деятельности нервной сис­темы является рефлекс — ответ организма на раздражение. Реф­лексы могут быть врожденными и приобретенными. Первых у человека относительно немного, и, как правило, они обеспечи­вают выполнение наиболее важных жизненных функций. Врож­денные рефлексы, передаваемые по наследству и генетически обусловленные, — довольно жесткие системы поведения, кото­рые могут меняться только в узких пределах биологической нор­мы реакции. Приобретенные же рефлексы образуются в процес­се жизни, накопления жизненного опыта и целенаправленного обучения и имеют несколько форм: условные рефлексы, импринтинг, экстраполяционные рефлексы и т.д.

Более сложным механизмом, лежащим в основе деятельности мозга, является функциональная система. Она включает в себя ме­ханизм вероятностного прогнозирования будущего действия и испо­льзует не только прошлый опыт, но и учитывает мотивацию соот­ветствующей деятельности. Функциональная система включает механизмы обратной связи, позволяющие сравнивать задуманное с реальным и вносить коррективы. При достижении (в конечном итоге) искомого положительного результата включаются положи­тельные эмоции, которые закрепляют всю нейронную конструк­цию, обеспечивающую решение задачи. Если же цель не достиг­нута, то отрицательные эмоции разрушают неудачную постройку, чтобы «очистить» место для новой. Если приобретенная форма поведения стала ненужной, то соответствующие рефлекторные механизмы гаснут, тормозятся. Информационный след об этом событии остается в мозгу благодаря памяти и может восстановить всю форму поведения спустя голы, причем ее возобновление про­текает гораздо легче, чем первичное формирование.

Рефлекторная организация мозга подчиняется иерархическо­му принципу. Стратегические задачи определяет кора, она же управляет сознательным поведением. Подкорковые же структу­ры отвечают за автоматические формы поведения, без участия сознания. Спинной мозг вместе с мышцами выполняет поступа­ющие команды. Мозгу, как правило, одновременно приходится решать несколько задач. Такая возможность создается благодаря, с одной стороны, иерархическому принципу организации цент­ров «по вертикали», а с другой — координации (согласованию] деятельности близкородственных нервных ансамблей «по гори­зонтали». Одна из функций при этом является главной, ведущей, связанной с основной потребностью в данный момент времени. Центр, связанный с этой функцией, становится главным, доми­нирующим, преобладающим. Такой доминантный центр тормо­зит, подавляет деятельность близкородственных, однако затруд­няющих выполнение основной задачи центров. Благодаря этому доминанта подчиняет себе деятельность всего организма и задает вектор поведения, активности.

Обычно мозг работает как единое целое, хотя его левое и пра­вое полушария функционально неоднозначны и выполняют не одинаковые интегральные функции. В большинстве случаев ле­вое полушарие отвечает за абстрактное вербальное (словесное) мышление, речь. То, что обычно связывают с сознанием, — пере­дача знаний в словесной форме, относится к левому полушарию. Если у данного человека доминирует левое полушарие, то чело­век является «правшой» (левое полушарие управляет правой по­ловиной тела). Доминирование левого полушария может влиять на формирование определенных особенностей «управления пси­хическими функциями». Так, «левополушарный» человек тяготеет к теории, имеет большой словарный запас, ему присуща высокая двигательная активность, целеустремленность, способность про­гнозировать события.

Правое полушарие играет ведущую роль в оперировании об­разами (образное мышление), невербальными сигналами и, в от­личие от левого, воспринимает весь мир, явления, предметы це­ликом, не дробя на части. Это позволяет лучше решать задачи установления различий, физической идентичности стимулов и т.д. «Правополушарный» человек тяготеет к конкретным видам деятельности, медлителен и неразговорчив, наделен способно­стью тонко чувствовать и переживать.

Анатомически и функционально полушария мезга тесно взаимосвязаны. Правое полушарие быстрее перерабатывает по­ступающую информацию, оценивает ее и свой зрительно-про­странственный анализ передает в левое полушарие, где происхо­дит окончательный высший семантический анализ и осознание этой информации. У человека в мозгу информация, как правило, имеет определенную эмоциональную окраску, в чем основную роль играет правое полушарие.

5.2.2. Эмоции и эмоциональный стресс

Эмоции — субъективно переживаемое отношение человека к различным раздражителям, фактам, событиям, проявляющееся в виде удовольствия, радости, неудовольствия, горя, страха, ужаса и т.д. Эмоциональное состояние часто сопровождается изменени­ями в соматической (мимика, жесты) и висцеральной (измене­ние частоты сердцебиения, дыхания и т.д.) сферах. Структур­но-функциональной основой эмоций является так называемая лимбическая система, куда включают ряд корковых, подкорко­вых и стволовых структур.

Формирование эмоций подчиняется определенным закономер­ностям. Так, сила эмоции, ее качество и знак (положительный или отрицательный) зависят от силы и качества потребности и вероят­ности удовлетворения этой потребности. Кроме того, очень важную роль в эмоциональной реакции играет фактор времени, поэтому короткие и, как правило, интенсивные реакции называют аффекта­ми, а длительные и не очень выразительные — настроениями.

Низкая вероятность удовлетворения потребности обычно ве­дет к возникновению отрицательных эмоций, увеличение веро­ятности — положительных. Из этого следует, что эмоции выпол­няют очень важную функцию опенки события, предмета, вообще раздражения. Кроме того, эмоции являются регуляторами пове­дения, так как их механизмы направлены на усиление активного состояния мозга (в случае положительных эмоций) или его ослабления (при отрицательных). И, наконец, эмоции выполня­ют подкрепляющую роль при образовании условных рефлексов, причем ведущее значение в этом играют положительные эмоции. Негативная оценка какого-либо воздействия на человека, его пси­хику может вызвать общую системную реакцию организма — эмоциональный стресс (напряжение).

Эмоциональный стресс запускается стресс-факторами. К ним относятся воздействия, ситуации, которые мозг оценивает как негативные, если нет возможности от них защищаться, избавля­ться. Таким образом, причиной эмоционального стресса является отношение к соответствующему воздействию. Характер реак­ции поэтому зависит от личностного отношения человека к ситуации, воздействию и, следовательно, от его типологических, индивидуальных особенностей, особенностей осознания социа­льно-значимых сигналов или комплексов сигналов (конфликт­ные ситуации, социальная или экономическая неопределен­ность, ожидание чего-либо неприятного и т.п.).

В силу социальных мотивов поведения у современного чело­века большое распространение получили так называемые эмоци­ональные стрессы напряжения, вызываемые психогенными фак­торами, такими, как конфликтные отношения между людьми (в коллективе, на улице, в семье). Достаточно сказать, что такое тя­желое заболевание, как инфаркт миокарда, в 7 случаях из 10 вы­зывается конфликтной ситуацией.

Увеличение числа стрессов — расплата человечества за тех­нический прогресс. С одной стороны, уменьшилась доля физи­ческого труда в производстве материальных благ и в быту. И это, на первый взгляд, плюс, так как облегчает жизнь человека. Но, с другой стороны, резкое снижение двигательной активно­сти нарушило естественные физиологические механизмы стрес­са, конечным звеном которого и должно быть как раз движе­ние. Естественно, что это извратило и характер протекания жизненных процессов в организме человека, ослабило запас его прочности.

При осуществлении стресса через систему посредников мозг (его промежуточный отдел) активирует гипофиз, который выбра­сывает гормон АКТГ — активатор надпочечников. Одновремен­но повышается активность симпатической нервной системы, ведущая к усилению работы сердца, повышению уровня артериа­льного давления, увеличению свертываемости крови и т.д. В ко­нечном итоге и гормоны, и нервная система постепенно подни­мают работоспособность человека. Эту напольную стадию стресса называют «тревогой», так как она мобилизует организм на действие против стрессора, — это стадия перестройки. Она ха­рактеризуется эмоциональным возбуждением, когда различные механизмы организма начинают работать с большим напряжени­ем, причем взаимодействие между ними часто нарушается, что может привести к временному снижению работоспособности. Кроме того, в случае патологии или функциональных нарушений в какой-либо системе органов соответствующая часть организма может не выдержать (например, при увеличении артериального давления может лопнуть кровеносный сосуд, если его стенки по­ражены склеротическими изменениями).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Половые аспекты 3 страница | Половые аспекты 5 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.