Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Половые аспекты 5 страница

На второй стадии — «устойчивости» — секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняет­ся на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприят­ным воздействием и поддерживать высокую умственную и физи­ческую работоспособность.

Обе первые стадии стресса объединяют в единое целое — эустресс. Это адаптивная, физиологически нормальная часть стресса. Эустресс повышает возможности человека.

Однако если стрессовая ситуация длится очень долго или стрессовый фактор оказался очень мощным, то адаптивные ме­ханизмы организма оказываются исчерпанными. Это третья стадия — «истощения», когда снижается работоспособность, па­дает иммунитет, образуются язвы желудка и кишечника. Поэто­му третья стадия стресса является патологической и ее обознача­ют как дистресс. Это фактически дезаптация организма. Чаше всего развитие негативных последствий определяется возникаю­щими в ответ на стрессовую ситуацию отрицательными эмоцио­нальными реакциями. Негативные эмоции в свою очередь усиливают протекание стресса, поэтому для этой стадии характерно состояние психической дезаптации.

Для современного человека важнейшими стрессовыми факто­рами являются эмоциональные. Современная жизнь во всех сво­их проявлениях очень часто вызывает у человека отрицательные эмоции. Мозг постоянно перевозбуждается и напряжение на­капливается. Если человек выполняет тонкую работу или зани­мается умственным трудом, стресс эмоциональный, особенно длительный, может дезорганизовать его деятельность. Это озна­чает, что стресс, точнее эустресс, теряет свое адаптивное значе­ние и становится в ряде случаев даже вредным для человека, его деятельности. Поэтому эмоции становятся очень важным факто­ром здоровых условий жизни человека.

Уменьшить стресс или его нежелательные последствия могла бы двигательная активность, которая оптимизирует взаимоотно­шения между различными вегетативными системами, является адекватным «приложением» стрессовых механизмов.

Движение — это конечный этап любой мозговой деятельности. В силу системной организации человеческого организма движе­ние тесно сопряжено с деятельностью внутренних органов. Это сопряжение в значительной степени опосредовано через мозг. Поэтому исключение такого естественного биологического ком­понента, как движение, заметно сказывается на состоянии нер­вной системы — нарушается нормальное течение процессов воз­буждения и торможения, и возбуждение начинает преобладать. Поскольку во время эмоционального напряжения возбуждение в ЦНС достигает большой силы и не находит «выхода» в движении, оно дезорганизует нормальную работу мозга и течение психиче­ских процессов. Кроме того, появляется избыточное количество гормонов, которые вызывают сдвиги обмена веществ, целесооб­разные только при высоком уровне двигательной активности.

Как уже отмечалось, двигательная активность современного человека недостаточна для того, чтобы снять напряжение (стресс) или его последствия. В результате напряжение накапли­вается, и достаточно небольшого негативного воздействия, что­бы наступил срыв психики. При этом в кровь выбрасывается бо­льшое количество гормонов надпочечников, усиливающих обмен веществ и активизирующих работу висцеральных органон и систем. Поскольку запас функциональной прочности организма, а в особенности сердца и сосудов снижен (они мало трениро­ваны), у части людей развиваются тяжелые нарушения сердеч­но-сосудистой и других систем.

Другим способом зашиты от негативных последствий стресса является изменение отношения к ситуации. Главное здесь — по­нижение значимости стрессового события в глазах человека («могло быть и хуже», «это не конец света» и т.д.). По сути дела этот способ позволяет создать новый доминантный очаг возбуж­дения в мозгу, который затормозит стрессовый.

Худшим вариантом поведения в стрессовой ситуации является отказ от двигательной активности или изменения отношения к ситуации («поисковой активности»). Проявлением такого отказа у человека являются депрессия, невротическая тревога, пережива­ние апатии, беспомощности и безнадежности. Такие симптомы часто предшествуют развитию ряда психосоматических и сомати­ческих заболеваний, особенно язв желудка и кишечника, аллер­гий, различных опухолей. Особенно резко эти симптомы прояв­ляются у высокоактивных людей, которые капитулируют перед возникшими трудностями в ситуации, которая кажется им безна­дежной (так называемый тип А). По наблюдениям клиницистов, такие симптомы возникают у них перед инфарктом миокарда.

Особую разновидность эмоционального стресса представляет информационный стресс. Научно-технический прогресс, в условиях кото­рого мы живем, вызывает массу изменений вокруг человека, ока­зывает на него мощное воздействие, которое превосходит любое другое влияние окружающей среды. Прогресс изменил инфор­мационную среду, породил информационный бум. Как уже от­мечалось, количество информации, накопленной человечеством, каждое десятилетие примерно удваивается, что означает необхо­димость усвоения каждому очередному поколению значительно большего объема информации, чем предыдущему. Однако при этом не меняется мозг, как не увеличивается и количество клеток, из которых он состоит. Вот почему для усвоения возросшего объе­ма информации, в частности в сфере образования, нужно либо увеличивать продолжительность обучения, либо интенсифициро­вать этот процесс. Поскольку увеличивать продолжительность обучения довольно сложно, в том числе по экономическим при­чинам, остается повысить его интенсивность. Однако в этом слу­чае возникает естественное опасение информационных перегрузок. Сами по себе они не представляют угрозы для психики, так как у мозга колоссальные возможности по переработке больших объемов информации и зашиты от ее избытка. Но если время, ко­торое необходимо для ее переработки, ограничено, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение - информационный стресс. Иными словами, нежелательное напряжение возникает при несоответствии скорости поступления информации в мозг биологическим и социальным возможностям человека. Самое неприятное, если к факторам объема информации и дефицита времени присоединяется третий — мотивационный: если требова­ния к ребенку со стороны родителей, общества, учителей высоки, то не срабатывают механизмы самозащиты мозга (например, уклонение от учебы) и как результат, возникают информацион­ные перегрузки. При этом особые трудности испытывают при­лежные дети (так, у первоклассника при выполнении контроль­ной работы психическое состояние соответствует состоянию космонавта при взлете корабля). Не меньшие информационные перегрузки создают и различные виды профессиональной деяте­льности (например, авиадиспетчер порой одновременно должен контролировать до 17 самолетов, учитель — до 40 индивидуально различных учеников и т.д.).

Таким образом, многочисленные обстоятельства современ­ной жизни приводят к чрезмерно сильному психо-эмоциональному напряжению человека, вызывающему отрицательные реак­ции и состояния, ведущие к неврозам - срывам нормальной психической деятельности.

5.3. Эволюция становления психики человека

5.3.1. Эволюционные предпосылки формирования психики человека

Особенности функционирования психики человека в значи­тельной степени обусловлены ее эволюционным, историческим развитием.

Становление психики человека 1) эволюции шло под действи­ем биологических (в большей степени на ранних этапах истори­ческого процесса) и социальных (на более поздних) факторов. Хотя обе группы факторов и эволюции тесно переплетены, в ис­тории человечества ведущую роль сыграли все-таки вторые, так как первые оказались более консервативными.

Эволюция мозга человека преимущественно шла в направле­нии увеличения объема головного мозга (от 500—600 см3 у авст­ралопитеков до 1300—1400 см3 у современного человека). Этот процесс сопровождался ростом количества нейронов и усложне­нием связей между ними. Особенно бурно такие изменения про­исходили в коре больших полушарий. Если у низкоорганизован­ных животных основные площади в коре большого мозга заняты сенсорными и моторными зонами, то уже у приматов большого развития достигают ассоциативные зоны (неокортекс), которые объединяются кортико-кортикальными связями в единую интегративную систему мозга. Это, в частности, позволило нашим обезьяноподобным предкам освоить подражательную актив­ность, которая, в свою очередь, помогла перейти к предметной деятельности, а затем — и к орудийной.

Совместная трудовая деятельность стимулировала развитие у человека ассоциативных зон, особенно лобных долей, и по­влекла за собой формирование речи — второй сигнальной систе­мы, присущей в развитой форме только человеку. Речь — это от­ражение мыслительных процессов, протекающих в мозгу. Речь позволила человеку абстрагироваться от действительности, на­капливать и передавать информацию друг другу и из поколения в поколение, то есть сама речь стала основой обучения и вос­питания. Таким образом, именно речь стала основой социали­зации человека и в конечном итоге появления и развития ци­вилизации.

Поскольку возникновение речи тесно связано с двигательной активностью (особенно рук), ее развитие и в онтогенезе стимули­руется движением.

Развитие речи привело к специализации в дея­тельности мозга. В результате у человека между полушариями мозга возникла функциональная асимметрия. Так, с речью, как правило, связано левое полушарие мозга, в то время как за вто­рым полушарием остались более древние биологические функции — эмоции и связанная с ними конкретно-образная оценка действительности.

Изменения функций головного мозга соответствовали эволю­ции генотипа человека и животных.

5.3.2. Основы психогенетики

Любая функция человека формируется на основе его генетиче­ского материала — генов. В них же записана и программа развития мозга, функций отдельных его частей и некоторых психических особенностей. Реализация генетической программы в определен­ных условиях среды, в том числе образовательной, приводит к ста­новлению психики человека со всеми ее компонентами. В резуль­тате взаимодействия генотипа со средой формируется, как уже отмечалось, целый комплекс морфологических, физиологических и поведенческих признаков, который называется фенотипом. В отношении индивидуального развития мозга генотип определяет основные анатомические связи между отделами, детерминирует расположение многих нервных центров, некоторых свойств, нер­вных процессов, обеспечивает передачу по наследству безуслов­ных рефлексов и инстинктов. Высшие же психические функции, как правило, не наследуются, но их реализация невозможна без соответствующей анатомической основы, взаимосвязей между нейронами, без врожденной способности нейронов перестраи­вать эти связи и целого ряда других особенностей нервной систе­мы (в частности, силы, подвижности и уравновешенности нер­вных процессов). То есть можно говорить о наследовании определенных задатков психических функций.

Точный вклад генотипа в формирование компонентов психи­ки оценить трудно из-за их высокой вариабельности. Как прави­ло, не удается выделить какой-то признак, функциональный по­казатель психической деятельности (за исключением некоторых простых безусловных рефлексов), который можно связать с ка­кими-либо генами. Тем более что даже врожденные особенности поведения проявляются по-разному в зависимости от ситуации.

С другой стороны, все-таки можно обнаружить некоторые ге­нетически обусловленные особенности деятельности нервной системы, влияющие на характер мыслительных процессов, внимание, память и т.д., которые мало или совсем не зависят от внешней среды или условий воспитания. Например, определен­ный преобладающий ритм электрической активности мозга (ЭЭГ), характерный для бодрствования человека, имеет генетическую детерминацию. Это важное обстоятельст­во, так как характер ЭЭГ отражает уровень активации деятельно­сти мозга, возможность достижения оптимального уровня функ­ционирования, необходимого для решения определенных задач. Роль воздействия внешней среды на формирование других нервно-психических особенностей значительно выше. Приме­ром этого являются индивидуальные психофизиологические особенности человека, формируемые в процессе его жизни.

5.3.3. Психика и современные условия жизни

Условия жизни современного человека значительно отлича­ются от тех, в которых происходило его становление как биосо­циального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В част­ности, для него был характерен высокий уровень физической ак­тивности, который сам по себе соответствовал нервно-психиче­скому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходя­щей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необхо­димой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучения и постепенного удлинения периода специализации час­ти населения. С позиций жизни одного поколения все эти измене­ния происходили довольно медленно, на фоне относительно мед­ленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности. Все это не предъявляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началом развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально - во второй половине XX века, когда образ жизни человека стал.стремительно меняться. Научно-техническая революция приве­ла к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности. Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно по­следняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в орга­низме и в конечном итоге снизился запас адаптационных воз­можностей человека.

Еще одним важным следствием поступательного развития ци­вилизации явился рост городского населения, что резко увеличило плотность контактов человек—человек. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными. Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, от­ношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20—30 минут в сутки.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов, особенно в го­родской черте, где он заметно превышает допустимые нормы. Если это оживленная магистраль, то воздействие шума на мозг человека сопоставимо с действием грохота аэропорта. Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у сосе­дей звуковоспроизводящие устройства (ТВ, радио и т.д.) делают влияние шумов практически постоянными. Такие шумы в отли­чие от естественных, которые в процессе эволюции были состав­ной частью окружающей человека природы (шум ветра, звон ру­чья, пение птиц и т.д.), оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в частности: меняются частота дыхания и артериальное давление, нарушаются сон и характер сновидений, развивается бессоница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие неблагоприятные средовые факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей от­четливее повышается уровень страха.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы. Так, повышение содержания угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газооб­мен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики. Рид других газов (окислы азота и серы) неблагоприятно воздействуют на обмен веществ в мозгу.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение. Нервная система очень чув­ствительна к его воздействию, но при невысоком уровне радио­активности, по-видимому, важнее психологическое действие этого фактора, так как оно порождает страх, особенно кажущий­ся реальным после Чернобыльской катастрофы.

Серьезное негативное влияние на мозг человека, его психику оказывает электромагнитное «загрязнение» окружающей среды в виде излучения от сплетения проводов. На эмоциональную сфе­ру человека оказывают исключительно неблагоприятное воздей­ствие и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Одним из основных факторов, негативно действующих на ор­ганизм человека и особенно на его психику, следует считать его усиливающуюся изоляцию от естественной (природной) среды обитания со всеми вытекающими последствиями. В частности, это касается городских жителей, которые подавляющую часть своей жизни проводят в искусственно созданном мире камня и бетона, изолированных пространств и т.д. Они нечасто бывают на природе, лишены удовольствия дышать чистым воздухом, лю­боваться восходами и закатами, слушать птиц и многого другого. Наличие дачных участков только отчасти смягчает эту проблему, гак как современная дача больше подчинена практическим, ути­литарным целям. Разрушение естественного природного окру­жения человека — частицы природы деформирует его психику, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья. Городская среда обитания челове­ка, обедненная в естественно-природном отношении, представ­ленная в основном однообразными, одноцветными зданиями, делает человека более агрессивным — это еще и воздействие раз­личных электроприборов и других источников радио- и электро­магнитных излучений и т.д. Все они взаимодействуют с электри­ческими процессами, протекающими в головном мозгу, сложным образом влияя - на их динамику. Усиление электромаг­нитного излучения Солнца, весьма незначительное по сравнению с соответствующими характеристиками искусственных ис­точников, также увеличивает число психических и некоторых других заболеваний. Следует учитывать, что и сам человек явля­ется источником слабых электромагнитных и других физически полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города, для помещения) генерирует электромагнитные вол­ны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Хотя нервная система человека довольно пластична и способ­на адаптироваться к различным ситуациям, возможности ее не беспредельны.

По-видимому, человек сейчас находится в ситуации, когда адаптивные возможности его психики отстают от всевозрастаю­щих требований современной жизни. При этом мозг пытается за­щищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоцио­нально «тупым». Неудивительно поэтому, что жители городов, особенно крупных, слабее реагируют на различные проблемы, касающиеся близких, переживают эти проблемы более короткое время, во все большей степени изолируются от тех факторов, ко­торые не имеют к ним непосредственного отношения. Другая часть людей часами просиживает у экранов телевизоров, сопере­живая жизни героев различных сериалов, и этим пытается уйти от собственных проблем, вызывающих эмоциональные стрессы. В ряде случаев малочувствительными к чужой боли становят­ся уже маленькие дети. «Эмоциальный слух», то есть способ­ность распознать настроение или состояние говорящего, хорошо развит только у 32% детей школьного возраста, что связано с де­формацией общения между людьми (даже членами одной семьи) в сторону преобладания сдержанности и суровости, с одной сто­роны, и раздражения и гнева — с другой. Немалую роль в этом играет и ведущее средство массовой информации — телевидение, наполненное сценами насилия и ужасов и формирующее ненор­мальное мировосприятие ребенка, который привыкает к силь­ным ощущениям и начинает получать даже удовольствие от сцен насилия и убийства. Так постепенно формируется психологиче­ская нечувствительность к жестокости, а затем — и к добру, раз­вивается агрессивность большая, чем у взрослых.

Особенно важное значение существующие условия жизни имеют для гармоничного развития самой чувствительной части человеческой популяции — детей. Схемы воспитания и обуче­ния, доминирующие сегодня, ориентированы на развитие верба­льных механизмов деятельности мозга, которые обеспечивают абстрактно-логическое мышление. Эмоционально-чувствитель­ные же механизмы, обеспечивающие непосредственный контакт с окружающим миром с помощью органов чувств и требующие тесного общения с природой, стимулируются при этом недоста­точно. В то же время практика показывает, что общение с приро­дой — самый простой, естественный и эффективный способ оп­тимизирующего действия на психику.

Все негативные воздействия на психику современного чело­века развертываются в нашей стране на фоне сложных экономи­ческих, социальных и социально-психологических изменений, происходящих в обществе, и прямо или опосредовано влияющих и на индивидуальную психику, и на все сообщество в целом. Сте­пень такого влияния различна, и разные люди на него реа­гируют по-разному. Одним из путей, который выбирает часть людей, чтобы уйти от такого негативного воздействия, является наркомания, пьянство и алкоголизм, рост которых особенно за­метен среди детей, подростков и женщин. Во многих случаях, та­ким образом в деформированном виде проявляются механизмы саморегуляции мозга, который защищается от дефицита положи­тельных эмоций, большого потока информации, трудностей адаптации в окружающем мире и других факторов, с которыми не может справиться человек.

В создавшихся условиях человеку защититься от эмоциональ­но-информационных стрессов становится все труднее. Поэтому он зачастую находится в состоянии сильного (или длительного) психического напряжения, которое постепенно подтачивает его силы, снижая физическую и умственную работоспособность, им­мунитет и нарушая нормальную работу мозга.

К счастью, мозг обладает колоссальным запасом избыточности, а значит, функ­циональной прочности.

5,4. Индивидуальные психофизиологические особенности человека

5.4.1. Типология индивидуальных психических особенностей

Из сказанного выше становится понятным, что каждый чело­век в силу своих гено- и фенотипических особенностей отличает­ся присущими только ему психофизиологическими качествами.

Индивидуальные особенности психики человека вслед за И.П. Павловым в отечественной литературе называют типами вы­сшей нервной деятельности (ВНД). Есть несколько классификаций типов ВИД, каждая из которых использует свои критерии, считая приоритетными в проявлении психики те или иные ее качества.

Одной из самых древних является предложенная Гиппокра­том классификация, в которой он выделил четыре типа (темпера­мента): сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Санг­виники – уравновешенные, подвижные люди с устойчивой психикой; холерики — легко возбудимые, вспыльчивые люди, ко­торые хорошо справляются, в основном, с быстротекущими дела­ми; флегматики — инертные, малоподвижные люди, медленно думающие, но упорные в достижении цели; меланхолики— очень чувствительные, легко ранимые и быстро утомляющиеся люди. Особенности темперамента Гиппократ связывал с соотношением и циркуляцией в организме различных субстанций, например, желчи, воздуха, слизи.

Уже в XX веке И.П. Павлов с учениками подвел естественно­научную базу под классификацию Гиппократа. Ключом к своей классификации он избрал силу процессов возбуждения и тормо­жения, их сбалансированность и подвижность. Павлов пришел к выводу, что сангвиник, холерик, флегматик - сильные типы ВНД с мощно выраженными нервными процессами. У сангвини­ков процессы возбуждения и торможения сбалансированы (ти­пичные обладатели этого типа — А.И. Герцен, В.И.Ленин). У холериков же преобладают процессы возбуждения (А.С. Пушкин, А.В. Суворов), у флегматиков - торможения (И.А. Крылов, М.И. Кутузов). Для меланхоликов характерна слабость нервных процессов и их чувствительность к различным, даже слабым раз­дражениям (Н.В. Гоголь, Ч.Дарвин). Приведенные примеры показывают, что нет «хороших» и «плохих» типов при условии, что «организации своей жизни человек умело учитывает свои психо­логические особенности.

Сильные нервные процессы объективно способствуют высо­кой работоспособности, повышают устойчивость к действию не­благоприятных стрессовых факторов. Однако у возбудимого типа (холерик) вследствие слабости процессов торможения возможно перевозбуждение и, как следствие, срывы высшей нервной дея­тельности (психики). В частности, это может произойти в том случае, если холерику приходится долгое время выполнять моно­тонную работу или постоянно ограничивать его деятельность, в том числе двигательную. Поэтому понятно, что представители этого типа плохо справляются с монотонной работой и быстро устают. Для поддержания же высокой работоспособности они нуждаются в большом потоке сенсорной информации.

Легко подвержен неврозам слабый тип-меланхолик, что обусловлено его высокой впечатлительностью и относительно низкой работоспособностью. Остальные типы довольно устой­чивы, но и их возможности не беспредельны. Например, если флегматика, инертного человека с малоподвижными нервными процессами, постоянно подгонять, заставлять работать в более быстром темпе, чем позволяет его психофизиологическая харак­теристика, то возможен срыв ВНД. Отсюда становится понят­ным, насколько важен для человека выбор профессии, соответст­вующей его психофизиологическим особенностям. Несомненно, что и эффективность использования тех или иных методов обу­чения ребенка в школе также во многом определяется его инди­видуальными характеристиками.

Типы ВНД генетически обусловлены, хотя есть основания считать, что они могут в определенных пределах корректировать­ся при изменении среды. Благодаря воспитанию (в детские годы) или самовоспитанию (в зрелые годы) можно смягчить проявле­ния некоторых неблагоприятных типологических характеристик человека, сделать психику менее ранимой, менее уязвимой к дей­ствию неблагоприятных факторов, прежде всего эмоциональ­ных. Разумеется, такие изменения требуют длительной и напря­женной работы, но результат оправдывает затраченные усилия. Изменение типологических особенностей (темперамента) чело­века являются результатом взаимодействия генетической программы и окружающей среды, прежде всего социальной. Вот по­чему так важно определять образ жизни человека в соответствии с его типом ВНД. Знание и учет индивидуальных особенностей, понимание возможностей человека позволяет избежать целого ряда проблем в организации трудовой деятельности (начиная с профессионального отбора), в том числе учебной, предотвращать стрессовые ситуации.

Врожденные типологические особенности психики играют большое значение в условиях экстремальных ситуаций, которые запускают стрессовые механизмы. В этом случае человек ведет себя в соответствии с врожденными психобиологическими осо­бенностями нервной системы. Если условия ближе к комфорт­ным (невысокая напряженность трудовой деятельности, поло­жительный эмоциональный фон окружения), то недостающие характеристики психики вполне компенсируются.

И.П. Павлов помимо отмеченной выше классификации, об­шей для человека и высокоразвитых животных, выделил еще и чисто человеческие типы ВНД. Согласно им, при преобладании первой сигнальной системы (системы конкретных, чувственно непосредственных образов действительности, фиксируемых моз­гом) формируется так называемый художественный тип. Для него характерна переработка информации с помощью образов, то есть образное мышление. Этот тип характерен для художников в широком смысле слова. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы — речи. Поскольку че­ловеческое слово — всегда абстракция, нередко не имеющая не­посредственной связи с конкретной деятельностью, этот тип ха­рактерен для людей, в деятельности которых абстрактное мышление играет ведущую роль (философы, математики и др.). И, наконец, между двумя этими полюсами — средний тип с более или менее сбалансированной первой и второй сигнальными сис­темами в деятельности мозга. В реальной жизни крайние типы встречаются редко, и каждый человек находится в определенной точке диапазона между ними.

Длительное время к выделенным И. П. Павловым типам относи­лись с некоторым скепсисом. Однако относительно недавно иссле­дователи установили, что образное (художественное) мышление связано преимущественно с правым полушарием головного мозга. Особенностью этого мышления является то, что оно интегрально, охватывает окружающую действительность целиком, не дробит ее. Можно сказать, что правое полушарие выполняет функцию оценки информации, но без предварительного анализа. Оно же тесно свя­зано с эмоциями, а поэтому — и с впечатлениями, которые возни­кают у человека при столкновении с другими людьми, фактами, со­бытиями, конфликтными ситуациями, то есть, по-видимому, эмоции у человека компенсируют недостаток информации и тесно связаны с другой правополушарной функцией — интуицией. По­следняя, позволяет решать задачи постижения нового, причем сра­зу, скачком, без логического построения (как, например, в простей­ших случаях собаки, дети как бы чувствуют, хороший перед ними человек или нет). Такое свойство, функция, естественно, помогает легче адаптироваться к условиям жизни. Сказанное позволяет счи­тать, что люди художественного, или «правополушарного», типа лучше понимают и усваивают информацию, поданную в эмоциона­льной, образной форме, другой же вид информации усваивается хуже, и мозг будет напрягаться и быстро уставать.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Половые аспекты 4 страница | Половые аспекты 6 страница
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.