Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справка. Рассмотрим самый центральный вопрос всего учебного курса ПКЮ




КУЛЬТУРА

Рассмотрим самый центральный вопрос всего учебного курса ПКЮ.

Как следует понимать само слово: «Культура»? Что оно означает?

Справка. КУЛЬТУРА(лат. cultura — возделывание, воспитание, почитание) это есть – универсальный набор искусственных объектов, в который входят

· идеальные и материальные предметы созданные человеком;

· объективированные действия и отношения, сформулированные человечеством в процессе освоения природы, раз, и обладающие структурными, функциональными и динамическими закономерностями, как общими, так и специальными, два.

Правда, это определение сейчас несколько устарело, хотя повторяется ещё практически почти во всех словарях и энциклопедиях. В последние годы то, что процитировано несколькими строчками выше, принято делать на две части, а именно:

· все материальные ценности предпочтительно относить к системному техническому прогрессу (машины, автомобили, механизмы, и иные технологические и механические процессы, усовершенствования и пр.),

· все нематериальные, идейные ценности – к самой культуре, как то: литература во всех её жанрах – проза, стихи, драматургия и т.д.; театр в целом, как драма, опера, балет; цирк, музей; искусство в рамках живописи, скульптуры, архитектура; музыка – классическая, народная, эстрадная... И пр. Перечислить всё невозможно.

Понятие «культура» употребляется также для обозначения общего и частного конкретного уровня совершенства того или иного профессионального творческого умения, но вне определения его ценности в рамках прагматического (денежного) к нему отношения. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей, другими.

В объём культуры особым и важным компонентом входит нравственность.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ. МОРАЛЬ

 

НРАВСТВЕННОСТЬ - см. Мораль, поскольку - нравственность и мораль - это слова синонимы. Но НРАВСТВЕННОСТЬ – слово исконно русское, а МОРАЛЬ – по- латыни.

МОРАЛЬ(от лат. moralis — нравственный). Нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения). Это один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью специальных и общеизвестных данному обществу ограничений, норм. В отличие от простого народного обычая или от традиции, нравственные нормы обычно получают достаточное идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного и справедливого и т. п. Поэтому есть между ними такое абсолютное различие:

· исполнение требований официального государственного права определяется, формулируется и контролируется официальными законами, принятыми и утвержденными на самом высоком уровне;

· исполнение требований морали связано лишь общими, часто не записанными формами духовного воздействия на их возможного нарушителя. Среди них особенно широко используются такие: общественная оценка в виде словесного одобрения или осуждения. Наряду с общечеловеческими элементами оценки, мораль включает в себя и исторически преходящие нормы, принципы, идеалы, которые меняются вместе с обществом. Вспомним знаменитое, цицероновские: «О, времена, о, нравы!».

Мораль изучается специальной философской дисциплиной, называемой - этика.

 

ЭТИКА

 

Справка. ЭТИКА(греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) - философская дисциплина, изучающая мораль, или по-русски - нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От философской школы стоиков идет традиционное деление философии на несколько дисциплин: на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е., совпадала с антропологией. Этика – сложная наука, с довольно длительной историей. «Этика» Б. Спинозы — это учение о субстанции и о ее модусах. В системе И. Канта – это наука «о должном». Он развил основные идеи, так называемой, автономной нравственной этики, основанной на внутренних многогранных и самоочевидных нравственных принципах. И. Кант противопоставлял ее этике гетерономной, исходящей из внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. Но в ХХ в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Мы не пойдём вглубь теоретических исследований этики, поскольку у нас совсем другие задачи. Для начала подчеркнём, что во все времена центральной проблемой для этики была и продолжает оставаться проблема «добра и зла».

Вопрос*Ответ. Что же есть – «добро2? Что есть – «зло»?

Люди размышляют о сочетаемости этих двух слов-антонимов всю историю развития человеческой мысли, но во множестве конкретных случаев так и не могут прийти к единому по некоторым вопросам мнению.

Смертная казнь для серийного убийцы, погубившего несколько десятков человеческих жизней, и осуждённого за эти противоправные действия в строгом судебном заседании по официальному судебному приговору от имени Российской Федерации – это что, добро? Или - зло?

Подумаем. Каждый гражданин нашей страны отвечает на этот вопрос по-своему, субъективно: и один говорит – «добро», а другой возражает – «зло». И каждый из нас знает, что объективного решения этому вопросу, а вернее – уже не отдельному вопросу, а практически - этой важнейшей государственной и общенародной проблеме - нет. Нет не только в сугубо теоретической, но и практической бытовой плоскостях. И нет – уже давно, веками. И когда она будет разрешена – неизвестно. Видимо, не скоро.

Подчеркнём, в окончательном варианте: этика, это наука, занимающаяся последовательно тремя основными аспектами своего содержания.

 

ТРИ АСПЕКТА СОВРЕМЕННОЙ ЭТИКИ

 

Справка. Это - отношение личности к –

 

· а) к человеку: дома (к родителям, к детям), на работе (к коллегам пр.), к соседям по общежитию (в транспорте, на улице, и т.д.);

· б) к природе: к флоре, к фауне, к современной экологии (то есть, к её полной и абсолютной охране и сохранности):

· в) к государству: к трём общепринятым современным властям: власти законодательной, власти исполнительной, власти судебной (+ к СМИ, которые в настоящее время всё более претендуют на роль четвёртой власти, но таковой пока официально не являются).

Этика является отдельным и важным учебным предметом, который преподаётся во многих средних и высших учебных заведениях страны.

Поэтому в более глубокие сферы этого предмета мы не вдаёмся.

Итак. Основные составляющие культуры как науки, и как предмета изучения в ВУЗах – это нравственность, мораль, этика. Они и являются фундаментом для формирования культуры отдельной личности и для оформления её кругозора, кругозора именно данной конкретной личности. Тем более, что заранее явно: у разных личностей и кругозор может быть абсолютно различным. Он может быть: больше, меньше, шире, уже, направлен на разные предметные цели, или только на одну из них, и пр. От величины общего объёма кругозора личности зависит во многих случаях и личная культура человека, профессионала, юриста, в том числе.

Итак. Поэтому в нашем курсе мы будем стараться, затронут многие искомые нами различные направления отечественной культуры: от культуры в умении надевать и носить функциональную верхнюю одежду и от владения умением прилично говорить по-русски, с одной стороны, и до норм отечественной юриспруденции и заповедей православной религии, с другой.

 

КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

КРУГОЗОР

 

Подумаем. Важной особенностью общей культуры общества, народа, государства вообще является, в частности, то, что её объективные структуры всегда, в конечном счете, замыкаются на личностное отношение к ним отдельного человека, гражданина, личности. Точнее, на его личном восприятии или на его не восприятии определённых ценностей, входящих в окружающую его действительность. Этот подход влияет далее на его толкование и на творческое воспроизведение этих ценностей. Поэтому вхождение личности в определённый вид культуры (как говорят специалисты: «инкультурация» личности) может «автоматически» обеспечиваться механизмами этой культуры, но может также стать для личности немалой проблемой, требующей моральных и творческих усилий. Проблемы в таком случае начинаются, как правило, тогда, когда в сознании личности сталкиваются некоторые разнородные культуры, например, мусульманство и христианство. Или, как при известном конфликте поколений, например, отцы – дети, и т. п.

Пример. Знаменитый в нашей отечественной истории Владимир Иванович Даль – выдающийся филолог, военный врач и друг А.С. Пушкина, наблюдавший его после ранения и присутствовавший при его кончине, считал себя русским, хотя отец его был по рождению датчанином, а мама – немкой. Исключительно известный во второй половине ХХ веке поэт, писатель и бард Булат Шалвович Окуджава тоже заявлял себя русским, хотя по отцу был грузином, а по маме – армянином. Герой войны 1812 года фельдмаршал Михаил Богданович Барклай де Толли тоже считал сея русским, но по рождению происходил из древнего шотландского баронского рода. Таких примеров множество.

Совет. Хорошо бы посмотреть краткие биографии этих ярких людей в соответствующих разделах гуманитарного словаря. Почитать о них книги.

Подумаем. Таким образом, стремление соотнести себя с определённой культурой есть одно из фундаментальных свойств личности. Столь же важна культура и для самоопределения социума на всех уровнях его существования: от формы общины до цивилизации. Но любая культура всегда имеет свою историческую форму и существует в виде конкретного локального набора особых технологий, поведенческих ритуалов и обычаев, социальных норм, моральных и религиозных ценностей, мировоззренческих построений и целевых направлений. Особую роль в этой системе играет вся сумма объективированных продуктов данной культуры, а именно: ее язык, в первую очередь, её народное искусство по всех его проявлениях; фольклорные песни, танцы, костюмы, и пр. Т. е., это - вполне понятная в наши дни в рамках данной культуры особая знаковая общая культурная система, объединяющая вокруг себя своих «детей».

Итак. Кругозор - это и есть -

та сумма знаний личности об окружающей её действительности,

которую эта личность вмещает в себя. Очевидно, что у разных личностей сумма этих знаний, то есть, кругозор может быть несоизмеримо различным.

 

Подумаем. Наконец, несколько слов о другом, и даже, пожалуй, о вполне неприличном. Ни одна религия земного шара не поощряет матерные выражения. Если в русском языке алфавит содержит многие буквы от А до Я, то в матерном языке есть всего несколько слов, которые всем носителям русского языка знакомы с детства. И, следовательно, можно было бы с абсолютной долей уверенности констатировать, что матерный кругозор у наших граждан имеется, да и у всех примерно одинаковый. Тогда нам остаётся только одна надежда. Надежда на уровень культурного развития каждого отдельного гражданина страны: от этого уровня и зависит его право на его выбор: использовать ли эти слова в своей деловой и бытовой речи, или не использовать? Да? Или нет? И опять вспоминается строгая латынь, поэтому скажем:Tertium non datur. Вот, тогда-то гражданин (да и гражданка) при своём высоком личном уровне гуманитарной культуры не станет демонстрировать свои глубокие познания в русском мате, а, вот, при низком уровне – вероятно, наоборот. Впрочем, чтобы убедиться в этом следует просто выйти на улицу, да пообщаться с народом. Что услышим?..

Итак. Ко всем прежним дефинициям (то есть, определениям) общей культуры каждой личности можно добавить ещё одно, может быть, не столько научное, сколько бытовое:

культура личности - это право её выбора.

Право это всегда остаётся за владельцем своих

собственных знаний, умения и навыков.

И в целом культура – есть то,

за что нам не стыдно.

 

Вопрос*Ответ. Но в разных культурах есть различные, нередко даже противоречивые другим культурам обычаи, привычки, приметы. Как к ним относиться? Например, мужчины-мусульмане должны в помещении сидеть в головных уборах, а православные – обязательно без них. Или ещё вот, говорят, что нельзя жениться в «мае»: будешь всю жизнь «маяться».

На конкретный вопрос о «мае-маяться» ответить просто, поскольку здесь типичное совпадение звучания двух русских слов, но на самом деле ничем кроме фонетики между собой не связанных. Если вопрос о «месяце мае и о глаголе маяться» поставить более точно, то следует спросить не так, как это уже было сказано, а с уточнением: «русским нельзя жениться в мае»? Поскольку в других языках такой совпадающей фонетики двух этих слов нет вообще. А, следовательно, народы, говорящие на других языках, никакой такой символической связи между ними не видят, да и не могут видеть. Тут всё ясно. И вопрос «о шапке», это тоже вопрос простой: так требуют их религии, и всё. Но для разговора о более широкой интерпретации культурных различий, нам потребует и более полное их освещение.

 

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Выделение культуры вообще, как особого аспекта бытия человека позволяет учесть и исследовать те её стороны, которые иначе можно совершенно пропустить и в обыденной, и в научной направленности культуры, как некоторого частного сюжета поведения каждого профессионально подготовленного специалиста, юриста, в том числе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.