Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый бюджет




Рис. 19.7. Генеральный бюджет организации

Операционный (текущий, периодический) бюджет показывает прогнозируемые объемы продаж и производства, которые трансфор­мируются в количественные оценки доходов и расходов для каждого подразделения организации. Операционный бюджет включает в себя бюджетный отчет о прибылях и убытках, который в свою очередь фор­мируется на основе таких бюджетов, как бюджет продаж, производ­ственный бюджет, бюджет закупки (использования) материалов, бюд­жет трудовых затрат и бюджеты различных расходов.

Составление операционного бюджета начинается с разработки бюджета продаж. Объем реализации определяет высшее руководство организации, которое формирует «свое» решение в процессе консуль­таций с управляющим отделом сбыта. На основе бюджета продаж составляют бюджеты производства и себестоимости реализованной продукции. Составление бюджета предполагает планирование не толь­ко денежных потоков, но и потребностей в ресурсах в натуральном выра­жении. Конечной целью работы над операционным бюджетом является разработка плана прибылей и убытков.

Бюджет продаж. Планирование продаж зависит не только от про­изводственных возможностей, но и от возможностей сбыта на рынке. При составлении бюджета продаж необходимо учитывать влияние следующих факторов: деятельность конкурентов, стабильность поставщиков и покупателей, результативность рекламы, сезонные колебания спроса, деловая политика, общее состояние экономики, наличие ограничений со стороны государства. В бюджете продаж отра­жаются следующие показатели: виды продаваемой продукции, их коли­чество, цена за единицу и сумма, на которую планируется осуществить продажу. Подготовка бюджета продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета, так как объем продаж и его товарная структура характеризуют уровень деятельности орга­низации.

Производственный бюджет. После установления планируемого объема продаж в натуральном выражении можно определить количе­ство единиц продукции или услуг, которые необходимо произвести для выполнения бюджета реализации и поддержания запасов готовой про­дукции на запланированном уровне.

Объем производства в натуральных единицах рассчитывают следу­ющим образом:

Бюджетпроизводства = Бюджет продаж + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец года - Запас готовой продукции на начало периода.

Для определения общих затрат на производство необходимо рас­считать себестоимость единицы продукции, складывающуюся из мате­риальных, трудовых затрат и накладных расходов. Поэтому следующий этап подготовки генерального бюджета — составление частных бюд­жетов: бюджета использования материалов, бюджета трудовых затрат, бюджета накладных расходов.

Бюджет закупки (использования) материалов. В этом бюджете определяются сроки закупки и количество сырья, материалов, полу­фабрикатов, которые необходимо приобрести для выполнения произ­водственных заданий. При планировании закупок материалов на нача­ло и на конец планируемого периода для расчета расхода материалов в натуральных единицах необходимо знать:

1) запасы материалов на начало отчетного периода;

2) потребность в материалах для выполнения производственного бюджета (определяются производственным бюджетом).

Количество материалов, необходимых для обеспечения плановых показателей производства, рассчитывают следующим образом:

Материалы, необходимые для производства запланированного объема продукции - Запасы материалов на начало периода.

Умножая количество единиц материалов на их закупочную оцен­ку, получают бюджет закупки материалов.

Бюджет трудовых затрат. Этот бюджет определяет необходи­мое рабочее время в часах, требуемое для выполнения запланирован­ного объема производства, и рассчитывается так: Количество единиц продукции (работ, услуг) * Норма затрат труда

в часах на единицу.

В денежном выражении трудовые затраты исчисляют следующим образом:

Необходимое рабочее время * Различные часовые ставки оплаты труда.

Бюджет общепроизводственных расходов. Этот бюджет представ­ляет собой подробный план предполагаемых производственных рас­ходов, которые в момент совершения не могут быть сразу включены в себестоимость конкретного носителя затрат: затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизация основных средств обще­отраслевого назначения.

Этот бюджет имеет две цели:

1) объединить все бюджеты общепроизводственных расходов, раз­работанные менеджерами по производству и его обслуживанию;

2) собрать данные для исчисления нормативов общепроизвод­ственных расходов на предстоящий учетный год.

Бюджет себестоимости реализованной продукции. В основе состав­ления этого бюджета лежит формула расчета:

Себестоимость реализованной продукции = Запас готовой продукции на начало периода + Себестоимость произведенной за планируемый период продукции - Запас готовой продукции на конец периода.

В свою очередь себестоимость произведенной за планируемый период продукции слагается из материальных, трудовых затрат и обще­производственных расходов. К моменту составления бюджета себестои­мости реализованной продукции все данные уже имеются.

Бюджет коммерческих расходов. Этот бюджет представляет собой подробный план расходов, связанных со сбытом продукции в будущем периоде. За разработку и исполнение бюджета коммерческих расходов несет ответственность отдел продаж.

Бюджет административных расходов. В нем представлен план текущих операционных расходов, отличных от расходов, непосредствен­но связанных с производством и сбытом продукции, но необходимых для поддержания деятельности организации в целом в будущем перио­де. В основном это постоянные затраты. Разработка такого бюджета необходима для целей контроля этих расходов и получения информа­ции для подготовки бюджета денежных средств.

План прибылей и убытков. Составление операционного бюджета завершается разработкой плана прибыли и убытков. На основе подго­товленных текущих бюджетов формируют прогноз прибылей и убыт­ков, который в общем виде выглядит следующим образом:

Выручка от реализации продукции - Себестоимость реализованной продукции = Валовая прибыль - Операционные (административные, коммерческие) расходы = Прибыль от основной деятельности.

Финансовый бюджет представляет собой план предполагаемых источников финансовых средств и направления их использования. Финансовый бюджет составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза дви­жения денежных средств.

Бюджет денежных средств представляет собой план поступления денежных средств и платежей на будущий период. В процессе подго­товки общего бюджета бюджет денежных средств разрабатывают после того, как7 все операционные бюджеты и план прибылей и убытков уже завершены. В бюджете денежных средств суммируются все потоки средств как результат планируемых операций на всех стадиях форми­рования общего бюджета. В целом этот бюджет отражает ожидаемое конечное сальдо на счете денежных средств и финансовое положение каждого месяца, для которого его разрабатывают. Следовательно, могут быть запланированы периоды наименьшего и наибольшего наличия денежных средств. Большое сальдо на счете денежных средств свиде­тельствует о том, что средства использованы с наименьшей эффектив­ностью. Низкое сальдо означает, что организация не в состоянии рас­платиться по своим текущим обязательствам. Поэтому необходимо тщательное планирование денежных средств.

Смета денежных средств состоит из двух частей:

1) ожидаемые поступления средств. Для их определения исполь­зуют информацию из бюджета продаж, данные о продаже в кредит за наличные, продаже акций, активов, возможные займы;

2) ожидаемые платежи. Эти данные берут из различных опера­ционных бюджетов: затраты на материалы и рабочую силу, затраты на приобретение и оплату услуг, немедленная оплата или отсрочка пла­тежа, использование средств на оплату оборудования, погашение зай­мов и кредитов.

С помощью бюджета денежных средств достигают двух целей: 1) получают конечное сальдо на счете денежных средств, которое необходимо для завершения прогнозного бухгалтерского баланса;

2) выявляют периоды излишка финансовых ресурсов или их не­хватки, что важно для управления финансовыми ресурсами.

При подготовке бюджета денежных средств особое внимание сле­дует уделять времени фактических поступлений средств или платежей, а не времени исполнения хозяйственных операций. Некоторые статьи затрат (например, амортизация) не требуют расхода денежных средств. Это также необходимо учитывать.

Прогнозный бухгалтерский учет. Последним этапом в процессе подготовки общего бюджета является разработка прогноза финансо­вого положения или прогнозного бухгалтерского баланса для органи­заций в целом, предполагая, что запланированная деятельность будет действительно иметь место. Данные всех бюджетов используются для этих прогнозов. Прогнозный бухгалтерский баланс является конечным продуктом всего процесса составления бюджета. Именно на этом этапе руководство организации должно вынести решение о принятии пред­лагаемого генерального бюджета или изменить его.

Генеральный бюджет показывает руководству, как его планы ска­жутся на финансовом положении организации. В процессе обсуждения проекта генерального бюджета может быть изменена кредитная политика организации в отношении покупателей; введена скидка за быструю оплату счета или изменены условия предоставления отсрочки платежа.

Первый вариант генерального бюджета редко оказывается окон­чательным. После корректировки планов действий организации в целом и ее структурных подразделений вносят изменения в генеральный бюд­жет и вновь анализируют влияние планов организации на ее финансо­вое состояние. В этом смысле процессы планирования и составления бюджета сливаются в один процесс управления.

Статический бюджет — это бюджет, рассчитанный на конкрет­ный уровень деловой активности организации, т.е. в статическом бюд­жете доходы и расходы планируют исходя только из одного уровня организации. Все бюджеты, входящие в генеральный бюджет, являются статическими, так как доходы и затраты организации прогнозируют в составных частях генерального бюджета в зависимости от определен­ного запланированного уровня реализации.

Сравнение статического бюджета с фактически достигнутыми результатами проводится вне зависимости от достигнутого объема реа­лизации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нуле­вым. Возможности более детального анализа деятельности организа­ции статический бюджет не предоставляет. В этих целях используют гибкий бюджет.

Гибкий бюджет — это бюджет, который формируют не для конк­ретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазо­на. Таким бюджетом предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации. В гибком бюджете учитываются изме­нения затрат в связи с изменением уровня реализации. Этот бюджет представляет собой динамическую базу для сравнения достигнутых результатов с запланированными показателями.

В основе составления гибкого бюджета лежит разделение затрат на переменные и постоянные. В статическом бюджете затраты плани­руют, а в гибком бюджете их рассчитывают.

Для переменных затрат определяют норму в расчете на единицу продукции, т.е. исчисляют размер удельных переменных затрат. На основе этих норм в гибком бюджете определяют общую сумму пере­менных затрат в зависимости от уровня реализации.

Поскольку постоянные затраты не зависят от объемов производ­ства и реализации, их сумма остается неизменной как для статическо­го, так и для гибкого бюджета.

Анализ отклонений фактических затрат от бюджетных проводится на четырех уровнях.

На нулевом уровне сравнивают показатели фактических результа­тов деятельности организации с генеральным статическим бюджетом и выявляют положительные и отрицательные отклонения.

На первом уровне выявляют причины отклонений фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две такие причины:

1) изменение в объеме реализации, которое определяется путем сравнения показателей двух бюджетов: статического и гибкого. Гиб­кий учет включает в себя данные о доходах и затратах, скорректиро­ванные с учетом фактического объема реализации. Статический бюд­жет, напротив, содержит данные о доходах и затратах, исчисленные исходя из запланированного объема реализации. В обоих бюджетах используют одинаковый размер затрат на единицу реализованной про­дукции. Следовательно, различия между этими бюджетами вызваны исключительно различиями в объемах реализации;

2) изменение обшей суммы затрат.

На втором уровне рассчитывают отклонения по цене ресурсов, которые показывают отличия фактической цены приобретения ресур­сов от стандартной.

На третьем уровне рассчитывают отклонения по объему исполь­зованных ресурсов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.