Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Территориально-экономические пропорции




Для решения управленческих задач при экономичес­ком районировании территории важно, чтобы объекты управления были сравнительно равны по:

1) численности населения;

2) производственному потенциалу;

3) площади территории.

Это необходимо как для экономических регионов (эко­номических районов), так и для микро регионов (стандарт­ных метрополитенских ареалов, промузлов), администра­тивных районов..

Достижение такой модульности обеспечит возможность математического моделирования управленческих процес­сов и решения соответствующих оптимизационных задач.

Если при административно-распределительной эконо­мике неравномерности в таксономическом делении все же позволяли через единый масштаб неизменных цен рассчи­тывать недостающие для воспроизводственного цикла в ре­гионах суммы дотаций и субвенций, т» в условиях де­централизованной рыночной экономики эта задача значи­тельно усложняется. Для приближенного решения такой задачи необходимо пропорциональное деление территории страны на элементы нижних уровней — экономические районы, регионы, микро регионы, города и административ­ные районы.

В качестве основы вертикального управленческого дроб­ления территорий должна быть численность работающего населения (а не площадь территории и наличие полезных ископаемых или производственных мощностей). Это объяс­няется тем, что человек является обязательным и основ­ным элементом производительных сил. Здания и машины без человека мертвы. И наоборот, даже без машин отдель­ный человек — это производительная сила. Вот почему Красноярский край при всей его громадной площади, изо­билии полезных ископаемых и мощном промышленном потенциале, тем не менее, ничуть не превосходит значи­тельно меньший по территории, промышленному потен­циалу, но примерно равный по численности населения Краснодарский край.

Если взглянуть в экономико-технологическом ракурсе, то территория сама по себе представляет собой лишь мес­то приложения труда в общественно-полезной деятельнос­ти человека и может измеряться и соотноситься, только количеством вкладываемых трудозатрат. Отсюда количе­ство человеко-дней, прилагаемых к одному квадратному километру на Кубани, может быть приравнено к подоб­ным затратам на 10 и более квадратных километров в Красноярском крае или к 0,1 га в Японии.

Такой подход к выбору (определению) универсального измерителя величины (экономического качества) террито­рий вполне согласуется с классической трудовой теорией стоимости К. Маркса. То есть чем больше прилагаемого к территории количества труда, тем больше экономическая величина территории. При таком подходе лица, не занима­ющиеся трудовой деятельностью (пенсионеры, студенты и т. п.), не могут учитываться в определении экономической величины территории. Причем, в измерении экономичес­кой величины должен учитываться только «живой» (без овеществленного) труд, поскольку прошлый (овеществлен­ный) труд приложен на другой территории и является из­мерителем последней.

Конечно, непосредственное измерение количества при­лагаемого на территории труда представляет собой весьма сложную задачу. Однако для целей регионального менед­жмента достаточно приближенного счета, что может быть достигнуто различными приемами (методы экстраполяции, математического моделирования, экспертных оценок, срав­нений и др.). В частности, получить усредненные величи­ны трудозатрат можно движением от стоимостных к нату­ральным показателям.

Таким образом, взяв за основу количество трудозатрат (количество «живого» труда), прилагаемых населением, можно разделить территорию страны на примерно равные по трудонасыщенности территории и этим обеспечить ос­нову для равномерной управляемости, как на региональ­ном, так и на федеральном уровне.

Предлагаемый подход может сформировать потреб­ность в изменении сложившихся границ экономических регионов. Аналогичную схему можно применить и в от­ношении микрорегионов (стандартных метрополитенских ареалов).

Показатели трудонасыщенности территорий могут вы­ступать основой для планирования размещения новых про­изводственных мощностей или расширения действующих, развития социальной сферы.

1.4. Типы регионов

В соответствии с хозяйственной структурой и формой организации регионы делятся на:

1) многоотраслевые;

2) промышленные;

3) аграрно-промышленные;

4) трудоизбыточные;

5) с особым режимом хозяйствования.

В первую группу входят регионы Центра, Центрально-черноземного района. Здесь имеется большое промышлен­ное насыщение, развитые сельское хозяйство и инфра­структура.

Во вторую группу входят территории Центрального и Южного Урала, Верхней Волги, Московской, Тульской об­ластей и др. В них явно выражена промышленность и под­чиненную (второстепенную) роль играет сельское хозяй­ство.

К третьей группе относятся Краснодарский, Ставро­польский края, Оренбургская и др. области. Это — терри­тории с явной ориентацией на интенсивное сельское хо­зяйство.

В четвертую группу входят республики Северного Кав­каза и некоторые другие территории, не имеющие доста­точного количества мест приложения труда.

К пятой группе относятся территории Крайнего Севера, зоны вахтового освоения, закрытые территории, а так­же специальные экономические зоны.

Наряду с этим, регионы с сельским хозяйством подраз­деляются на:

1) с преимущественно крупными коллективными хо­зяйствами (Центрально-Черноземный район, Северный Кавказ);

2) с преимущественно мелкими сельскими хозяйства­ми (Нечерноземная зона, Восточная Сибирь, Дальний Вос­ток);

3) горные территории (Кавказ, Алтай);

4) с отгонными пастбищами (Калмыкия, Бурятия, Чи­тинская область);

5) слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и животноводства (Крайний Север, Якутия).

Обеспечение оптимальных экономических пропорций в таксономическом делении Российской Федерации явля­ется одной из центральных потребностей сбалансирован­ного развития конкурентно-рыночной экономики. Фор­мирование равномерной структуры экономического райо­нирования (экономического равенства территорий) при­звано обеспечить условия для управления территориями из центра, осуществления эффективной инвестиционной политики, развития и размещения производительных сил. Это также призвано освободить центр от непосредствен­ного решения внутри региональных проблем, предоставить территориальным органам возможность самостоятельно ре­шать вопросы жизнеобеспечения территорий, формиро­вания производственного потенциала местного значения, развития образования и культуры.

1.5. Этапы решения организационной задачи

Управление процессом территориальной организации хозяйства страны предполагает последовательное решение ряда задач. Это:

1) составление на основе социально-экономических исследований Общей концепции перспективной террито­риальной организации страны;

2) разработка Генеральной схемы развития и размещения производительных сил страны;

3) составление схем развития и размещения произво­дительных сил экономических районов;

4) составление проектов районных планировок. На основе этих документов разрабатываются проекты развития более мелких таксонов.

[1] Для решения крупных принципиальных проблем раз­вития национальной экономики и ее перспективной орга­низации составляется Общая концепция перспективной территориальной организации хозяйства страны. Она включает два направления:

1) научное предвидение и обоснование процессов, оп­ределяющих перспективы развития и размещения произ­водительных сил.в стране в целом;

2) обоснование системы хозяйственного и социально-культурного строительства в отдельных регионах.

Общая концепция перспективной территориальной организации хозяйства страны включает:

1) разработку схемы оптимальных территориальных экономических пропорций в целом для страны на базе межрегионального разделения труда;

2) выбор оптимальных соотношений между наличием трудовых ресурсов и размещением различных производств (т. е. какому региону набор, каких производств предпочти­телен); 3) разработку вариантов межрегиональной кооперации, формирования территориально-хозяйственных межрегиональных комплексов;

4) поиски оптимальных соотношений человек — хозяй­ство — природа (экология).

Все работы на основе Общей концепций перспектив­ной территориальной организации хозяйства страны ко­ординируются Министерством экономики Российской Федерации. В ее составлении участвуют как центральные отраслевые, так и региональные органы. На основе Общей концепции разрабатывается Генеральная схема развития и размещения производительных сил.

2.Генеральные схемы развития и размещения произ­водительных сил (ген схемы) разрабатываются на период 10—15 лет. Они, содержат постановку и решение основ­ных общегосударственных и региональных экономических проблем на перспективу и одновременно определяют конкретные задачи размещения производства. Ген схемы вы­ступают основой для составления пятилетних планов или иных документов, целеполагающих развитие народного хозяйства страны и ее отдельных территорий.

Генеральная схема развития и размещения производи­тельных сил представляет собой научное обоснование ра­ционального размещения производительных сил на перс­пективу с вариантными технико-экономическими расче­тами. Главная ее задача — определить оптимальные территориальные пропорции развития народного хозяйства на длительный период.

Ген схема включает:

1) основные синтетические проблемы регионального развития страны;

2) схемы развития и размещения отраслей (промыш­ленности, сельского хозяйства, транспорта и др.);

3) схемы развития и размещения производительных сил экономических районов (экономических регионов);

4) специальные схемы, программы по крупнейшим на­роднохозяйственным и территориально-производственным комплексам.

К синтетическим проблемам регионального развития страны относятся:

— использование полезных ископаемых;

— территориальное распределение населения;

— развитие существующих производств;

— выявление оптимальных пропорций размещения хозяйства;

— рациональное размещение городов и населенных пунктов;

— перспективные крупномасштабные зоны хозяйствен­ного освоения.

Крупные синтетические проблемы в ген схеме рассмат­риваются на период 10—15 лет. Однако для правильной по­становки ряда синтетических проблем требуется и более длительный период — 20—25 лет. Сюда относятся: прогноз природных ресурсов, демографические прогнозы и т. д.

На основе общих синтетических проблем региональ­ного развития страны составляются схемы размещения от­раслей. Их основные задачи:

а) обоснование перспективного размещения каждой отрасли;

б) установление территориальной взаимосвязи между отраслями;

в) определение производственной специализации эко­номических регионов.

С точки зрения тяготения к определенным регионам размещения производства делятся на:

1) которые целесообразно размещать в местах концен­трации трудовых ресурсов;

2) тяготеющие к источникам топлива и электроэнер­гии;

3) преимущественна размещающиеся у источников сырья;

4) тяготеющие к местам потребления продукции;

5) не имеющие явной ориентации.

3. Схемы развития и размещения производительных сил экономических районов (экономических регионов) включают:

1) анализ достигнутого уровня развития и размещения производительных сил;

. 2) оценка использования природных ресурсов и демо­графического фактора;

3) концепция социально-экономического развития эко­номического региона;

4) обоснование темпов роста производства, производ­ственной специализации территории;

5) внутри региональное размещение производства;

6) определение экономической эффективности разме­щения конкретных производств на территории с точки зрения общероссийских интересов.

Для целенаправленного концентрированного решения специальных общегосударственных задач предусматрива­ется выделение специальных крупных территорий хозяй­ственного освоения, которые получили название террито­риально-производственные комплексы (ТПК).

Выделение территориально-производственных комп­лексов предусматривает многоплановые исследования и обоснование целей развития крупных, как правило, мало­освоенных территорий. Особенность - ТПК — это. кон­центрация их ресурсов на выполнении строго определен­ной производственной функции в территориальном разде­лении труда.

Генеральная схема в совокупности ее 4-х составных частей является предплановым документом. Она выступа­ет базой для целевого комплексного программирования и планирования развития народного хозяйства и страны в целом, а также ее отдельных территорий.

На основе схемы развития и размещения производи­тельных сил экономического района составляются проек­ты районных планировок.

4. Районные планировки — это метод, конкретизиру­ющий размещение хозяйства и населения на территории. Проект районной планировки содержит конкретные пред­ложения по комплексной организации хозяйства эконо­мического района в целом или его крупных составных ча­стей. Проект районной планировки является основой для проектирования крупных промышленных и сельскохозяй­ственных комплексов, городов, дорог, портов, аэродромов и т. п.

Объектом районной планировки обычно являются тер­ритории области, края площадью 10—15 тысяч квадрат­ных километров- Ее объектом может быть и территория в 2—10 тысяч квадратных километров, а также небольшая внутриобластная территория (микрорегион), в пределах которой хозяйство организуется как единое целое (т. е. своеобразный микро ТПК). Бывают и специализирован­ные районные планировки промышленных, сельскохозяй­ственных, курортных и др. районов.

Существуют две стадии районной планировки.

Первая стадия районной планировки заключается в разработке технико-экономических основ. Она опирается на разработки: а) Генеральной: схемы развития и размеще­ния производительных сил; б) схем развития и размеще­ния отраслей народного хозяйства-страны; в) схемы комплексного развития, конкретного экономического района.

На этой стадии конкретно изучается весь комплекс вопросов размещения на конкретной ограниченной тер­ритории (экономический район, область, Край, республи­ка, микрорегион и др.) совокупности промышленных, сель­скохозяйственных и др. предприятий, городов, станиц, де­ревень, других населенных пунктов, систем инженерных сооружений, коммуникаций и т. п.

На первой стадии определяются:

1) будущий хозяйственный профиль проектируемой территории;

2) общие параметры развития производства и обслу­живания;

3) численность населения на перспективу;

В проекте районной планировки выделяются:

а) планировочные центры (крупные и средние города, крупные электростанции, транспортные узлы, сырьевые базы и т. п.);

б) планировочные оси (долины крупных рек, побере­жья морей, автодороги, нефте-газопроводы, лесные масси­вы и т. п.);

в) зоны и пояса различной интенсивности хозяйствен­ного освоения (высокоурбанизированные территории, сла­боразвитые территории с редкой сетью населенных пунк­тов и др.);

г) зоны строго ограниченного режима для промыш­ленного и городского строительства (заповедники, заказ­ники, природные парки, места массового отдыха и лече­ния и т. п.).

Вторая стадия районной планировки предусматривает разработку генпланов. Это могут быть генпланы обжитых территорий, зон нового освоения, промышленных и аграр­ных комплексов и т. п.

Генпланы промышленных и аграрных комплексов и районов нового освоения составляются на основе схем развития и размещения производительных сил экономи­ческих районов, а также схем развития и размещения от­раслей народного хозяйства. Такие генпланы согласовыва­ются с генпланами городов и проектами детальной плани­ровки территорий.

Таким образом, выстраивается следующая последова­тельность этапов решения организационной задачи в раз­витии хозяйства территории:

1 этап — Общая концепция перспективной террито­риальной организации страны

2 этап — Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны

3 этап — Схемы развития и размещения производи­тельных сил экономических районов

4 этап — Проекты районных планировок

5 этап — Генпланы промузлов, городов, администра­тивных районов, поселков и др. населенных пунктов

6 этап — Проекты детальной планировки

7 этап — Проекты строительства объектов. Генеральные планы населенных пунктов, промышлен­ных, аграрных, социальных и других объектов являются основным организующим документом для реализации на­меченных размещенческих задач.

Выводы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.