Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Региональное распределение земельных и водных ресурсов, в % к показателям России




Природные ресурсы — важный элемент экономического потен­циала регионов, рациональное использование которых в предпри­нимательских и народнохозяйственных интересах предполагает прежде всего ихобщую оценку1.

Территориальная организация хозяйства страны опирается на глубокие экономические исследования и включает ряд последовательных этапов — от состав­ления Общей концепции перспективной территориаль­ной организации страны до разработки проектов рай­онных планировок и генпланов конкретных объектов.

Одной из основных потребностей сбалансирован­ного развития конкурентно-рыночной экономики явля­ется экономическое равенство таксономических обра­зований.

В условиях рыночной экономики районирование территории РФ целесообразно осуществлять на ос­нове совокупности административного, национального и экономического принципов, придавая базовое значе­ние последнему.

По мере усиления экономических факторов в ре­гулировании хозяйства территорий границы терри­ториально-хозяйственных целостностей будут расши­ряться до масштабов регулярного (устойчивого) обще­ственного воспроизводства.

Основу территориальной организации хозяйства страны составляют вертикальные линии общероссий­ской отраслевой специализации и региональные много­отраслевые образования. Ее устойчивость может быть обеспечена путем поддержания оптимальных воспро­изводственных пропорций между отраслевыми и тер­риториальными факторами.

4. Территориальные пропорции развития производительных сил от­ражают участие каждого субъёкта Федерации - республик, краев, об­ластей, национальных образований — в формировании экономического потенциала страны на различных этапах ее развития. Понятие «территориальные пропорции» охватывает взаимосвязанные между собой производственную и непроизводственную сферы экономики и бази­руется на учете многочисленных, часто разнонаправленных, предпо­сылок и ограничений развития территорий.

Территориальные пропорции развития общественного производ­ства России в течение многих десятилетий формировались в составе мощного государственно-экономического объединения — СССР, на­роднохозяйственный комплекс которого рассматривался как целостный экономический механизм, развивающийся в условиях планового веде­ния хозяйства. Территориальные пропорции развития народного хозяйства рассматривались взаимосвязано с развитием и совершенствова­нием единого народнохозяйственного комплекса страны, они — резуль­тат производственной специализации регионов или территориального разделения труда. Поскольку производственная специализация служит стержнем хозяйственного развития любой территории, масштабы раз­вития отраслей специализации предопределяют соотношение всех тер­риториальных образований в общественном производстве. С позиций экономики страны в целом территориальные пропорции дают комплексное территориально-отраслевое представление о размещении производительных сил, выступая, как обобщающая экономическая категория, характеризующая общественное производство страны с точки зрения эффективного сочетания мест концентрации природных ресурсов, населения и центров потребления с центрами производства. Таким образом, территориальные пропорции отражают, с одной стороны, соотношение между взмoжнocтями регионов и достигнутым уровнем их развития, с другой - соотношение между регионами в производстве и потреблении всех видов продукции, в уровнях социального развития. При плановом ведении народного хозяйства в числе основных закономерностей размещения производства выделялись:

неуклонный рост производительности общественного труда вследствие экономии его в масштабе всего общественного производства за счет рационального размещения производства;

планомерное размещение социалистического производства по территории страны, всемерное приближение его к источникам сырья, энергии, материалов и к рай6нам, потребления готовой продукции;

рациональное разделение, труда между экономическими районами страны путём направленной специализаций и комплексного развития.

Рациональное размещение производительных сил, формирующее территориальные пропорции, в этот период предполагало: обеспечение максимальной экономии общественного труда на всех стадиях производства и обращения; наиболее полное и комплексное использование ресурсов отдельных территорий в интересах всего народного хозяйства; сочетание интересов отдельных территорий с общегосударственными; специализацию территорий на развитии тех отраслей, для которых имеются наиболее благоприятные природные и экономические условия; межрайонное и внутрирайонное кооперирование производства. При этом полностью игнорировались ценовые рычаги рыночных отношений, так как в качестве критерия рациональности размещения производительных сил принимался минимум расчетных затрат в народном хозяйстве при условии обеспечения заданного уровня развития и структуры народного хозяйства.

Вместе с тем необходимо отметить, что большинство факторов размещения общественного производства являются действительными и на новом этапе экономического развития, в условиях вхождения экономики России в рыночные отношения.

Территориальные пропорции экономического развития страны устанавливаются по ее макрорегионам. Наиболее принципиальное значение имеют изучение и планирование основных территориальных пропорций по макрорегионам (европейская зона, восточная зона России), поскольку природные и экономические условия их развития различны, и подходы к формированию структуры этих зон принципиально не совпадают.

Сложившиеся в условиях планового развития экономики территориальные пропорции формировались по следующим основным группам:

региональное распределение природного комплекса;

социально-экономические региональные пропорции; территориальные пропорции энергетического комплекса;

территориальные пропорции промышленности;

территориальные пропорции агропромышленного комплекса;

территориальное распределение транспортного комплекса.

Природные ресурсы (земельные, водные, лесные, энергетические и минеральные), их региональное распределение, экономика добычи, и использования рассматриваются как базовый элемент формирования территориальных пропорций, основа их достаточной устойчивости

во времени в силу длительности отработки вовлеченных в эксплуатацию месторождении, высокой капитало- и материалоемкости освоения новых Для России принципиально важным является сдвиг основ­ных ресурсных баз в слабо освоенные районы востока, севера и северо-востока России.

На востоке, страны сконцентрировано более 86% разведанных запасов топливных ресурсов, 85% гидроэнергетического потенциала, большая часть лесных ресурсов страны, основные запасы руд цветных металлов, железных руд и сырья для химической промышленности. Сла­бая геологическая изученность большей части районов Восточной Си­бири и Дальнего Востока страны позволяет рассчитывать на выявление новых месторождений различных ископаемых и на усиление ресурсной базы востока страны, как фактора развития производительных сил.

Сопоставление наличных ресурсов с масштабами их современно­го использования и возможной интенсивностью вовлечения в хозяй­ственный оборот в перспективе позволяет определить обеспеченность регионов и зон по отдельным видам ресурсов.

Социально-экономические региональные пропорции определяют территориальное распределение населения, обеспеченность регионов трудовыми ресурсами, миграционные процессы, региональные и национальные различия в затратах на проживание. Определяющее зна­чение в этой группе имеет размещение трудовых ресурсов, особенно квалифицированных кадров, оно становится одним из главных факто­ров, определяющих территориальное развитие общественного производства.

Для России характерна высокая подвижность населения, вызван­ная сдвигами в размещении производительных сил. За последние 20 лет (1975 - 1995 гг.) население восточной зоны увеличилось в 1,2 раза при росте населения. России в целом за период в 1,l раза. В последние годы увеличилась миграция русскоязычного населения из стран СНГ.

В 1995 г. численность населения восточной зоны составила 21,6% (31,9 млн чел.) от общей численности населения России против 19,9% в 1975 г.

В социально-экономических пропорциях находят свое отражение особенности развития социальной инфраструктуры — уровень обеспеченности территорий жилищным фондом, объектами здравоохранения, образования, культуры и т.д. До настоящего времени восточные районы России значительно уступают по этим показателям европейской зоне страны.

Территориальные пропорции промышленности составляют основу экономического развития территории. Промышленное производство рассматривается, с одной стороны, как обособленная система в иерархии экономических систем, а с другой — как подсистема народного хозяйства.

Оценка эффективности территориальной Организации про­мышленного потенциала осуществляется в несколько этапов, каждый из которых подчинен вполне конкретной в методическом отношении проблеме. На первом этапе оценивается эффективность межнационального размещения конкретного предприятия. На следующем этапе формируется вариант рациональной структуры промышленного потенциала региона с учетом региональных ограничений и предпосылок хозяйственного развития, и лишь затем оценивается общая эффективность вариантов формирования промышленного комплекса с учетом межотраслевых и межрайонных связей.

При определении рациональной структуры прироста выпуска важнейших видов продукции отраслей промышленности учитываются технико-экономические особенности производства и обеспечивается максимальное использование благоприятных природных и экономических условий промышленного развития крупных зон, экономических районов и субъектов Федерации.

Технико-экономическое обоснование регионального развития промышленности базируется на исследовании количественного и качественного взаимодействия факторов общеэкономического, отраслевого, регионального и социального характера. Анализ степени влияния от- дельных факторов базируется на детальном изучении и учете направлений научно-технического прогресса, возможных изменений в организации производства. Оценка каждого фактора основывается на дифференцированном региональном подходе при расчете расходных нормативов, уровня техники и технологии производства, стоимости про­изводственных ресурсов.

Факторный анализ позволяет определить экономический эффект при сравнении вариантов межрайонного размещения конкретного производства, выбрать основные направления промышленной специализации субъектов Федерации, регионов и зон, обосновать пути совершенствования территориальных пропорций на перспективу.

Общеэкономические факторы отражаются в ограничениях, которые накладываются на рассматриваемую отрасль экономики. В первую очередь это относится к потребности народного хозяйства в продукции конкретной отрасли, социально-экономическим условиям конкретного периода развития, к обеспеченности страны и отдельных территорий ресурсами многоцелевого назначения и т. д.

К отраслевым факторам, характеризующим технико-экономическую специфику отрасли промышленности, относятся дифференцированные по территории нормы расхода сырья, энергии, воды, трудоемкость и транспортабельность продукции. Эти факторы отражают влияние научно-технического прогресса, техники и технологии, а также форм организации общественного производства на эффективность территориальной организации отрасли. Природно-экономические усло­вия территории оцениваются через региональные факторы, отражающие региональную дифференциацию стоимости производственного и непроизводственного строительства; дифференциацию норм аморти­зации, характеризующую различия в степени износа оборудования по регионам; перспективную оценку стоимости сырья, энергии, воды, очистки и отвода загрязненных стоков, земельных ресурсов, а также - стоимостную оценку транспортной работы.

Количественный и качественный анализ суммарного воздействия всей системы факторов и предпосылок размещения производительных сил заложен в основу классификации отраслей и промышленных пред­приятий, которая позволяет выделить следующие наиболее характер­ные группы:

отрасли, тяготеющие к источникам сырья и, следовательно, в зна­чительной степени связанные с размещением сырьевых ресурсов. В эту группу входят предприятия, перерабатывающие много тоннажное сы­рье, перевозки которого значительно дороже перевозок готовой про­дукции;

отрасли, тяготеющие к источникам топлива и энергии. Предприя­тия этой группы характеризуются большой долей энергетических за­трат в общих эксплуатационных и капитальных затратах, высокими расходами топлива и энергии на единицу продукции;

отрасли, тяготеющие к районам концентрации трудовых ресурсов. К этой группе относятся производства с высокой трудоемкостью, а сле­довательно, с большой долей затрат в стоимости на заработную плату, социальную и коммунальную сферу и др.;

отрасли, тяготеющие к районам потребления продукции. К этой группе относятся производства, в которых затраты на доставку продук­ции потребителям значительно превышают затраты на доставку сырья, материалов и топлива при одинаковой дальности перевозок. Сюда от­носятся и предприятия, производящие малотранспортабельную про­дукцию.

Иногда трудно классифицировать предприятия по приведенным группам вследствие неярко выраженного зонального тяготения под влиянием отдельно взятого фактора (или группы факторов). Это требует более углубленного экономического анализа комплексного воз­действия всей системы факторов, влияющих на их размещение.

Система факторов, предпосылок и условий размещения, а также их стоимостное выражение изменяются во времени, вплоть до изменения направления воздействия. Так, отдельные территории по мере наращивания уровней хозяйственного освоения из трудоизбыточных превращаются в трудодефицитные, из энергоизбыточных — в энергодефицитные и т. д. Повышение уровня электровооруженности труда в энергоизбыточных, но трудодефицитных восточных районах страны может а явиться одним из решающих моментов снижения трудоемкости производства и, следовательно, повышения эффективности размещения в этой зоне широкой группы трудоемких отраслей, в первую очередь машиностроения. Вероятно, что ускорению процессов снижения ресурсоемкости широкой группы промышленных производств будет способствовать рыночная экономика, при которой в целях получения дополнительной прибыли и конкурентоспособности продукции на региональных рынках ускоренно должна реализовываться программа ресурсосбережения за счет технического и технологического перевооружения производств.

В формировании территориальной структуры экономики энергетический фактор, под которым понимается совокупность энергоносителей электроэнергии, тепла и технологического топлива, относится к числу постоянно действующих и независимо от экономической ситуации усиливающих свое влияние на динамику эффективности промышленного производства, совершенствование территориальных пропорций его развития, рационализацию производственных структур субъектов Федерации.

Развитие топливно-энергетического комплекса России во все боль- шей степени определяется сложившимся несоответствием между размещением крупнейших топливно-энергетических баз и основными центрами потребления их продукции. Большая часть топливно-энергетических ресурсов сосредоточена в районах восточнее Урала. Здесь сконцентрировано свыше 84% потенциальных ресурсов природного газа, свыше 75% нефти, 89% угля. В то же время европейская зона, где проживает основная часть населения (78,4%) и производится более 73% валовой продукции промышленности, потребляется более 2/3 добываемых в стране энергоресурсов, располагает менее чем 10% потенциальных запасов топлива и 15% гидроэнергетических ресурсов. Это приводит к тому, что поток топлива из восточных районов на запад постоянно растет. Наряду с этим в европейских районах в вынужденном порядке развернута атомная программа, недостаточно подготовленная в плане экономичности и безопасности.

Экономическая характеристика ресурсно-энергетического потенциала территорий заключается в определении технических возможно­стей и экономических показателей добычи энергоресурсов исходя из качественных и количественных характеристик запасов с учетом применения наиболее прогрессивной техники их разработки. Перечисленные показатели составляют основную часть так называемой энергоэкономической характеристики регионов, непосредственно влияющей на направление их экономического развития и особенно на их специализацию, так как эти элементы отвечают не только на вопрос, где, какие, в каких количествах и в каких условиях располагаются запасы топливно-энергетических ресурсов, но также с какими затратами, в каких мас­штабах, какого качества и примерно в какие сроки можно организо­вать их добычу и вовлечь в хозяйственное использование. Энергоэко­номическая характеристика любого региона включает в свой состав показатели, характеризующие уровень развития и экономику его топливно-энергетического хозяйства, что позволяет определить потреб­ность конкретной территории в энергоресурсах, а также направления их обеспечения, в том числе за счет поставок из других районов.

Анализ структуры и динамики энергопотребления в европейских районах позволяет сделать вывод о том, что основу дефицита топлив­но-энергетического баланса зоны составляют в основном не энерго­емкие производства (хотя и с их размещением дело обстоит не совсем благополучно), а предприятия, характеризующиеся относительно низ­кой удельной энергоемкостью со значительными размерами энергопо­требления, в первую очередь металлургия и машиностроение. На долю этих отраслей в 1995 г. приходилось свыше 40% суммарного расхода энергии в европейской зоне. Таким образом, возникает противоречие:

мало энергоемкие, но сконцентрированные в энергодефицитной зоне производства машиностроения и в определенной степени металлургии формируют основу дефицита европейской зоны в топливе и энергии. Вместе с тем сдвиг этих отраслей на восток происходит крайне медлен­ными темпами в силу их высокой трудоемкости.

Сложившиеся под совокупным воздействием региональных, ре­сурсных, отраслевых и социальных факторов межзональные пропор­ции размещения производительных сил свидетельствуют о наличии существенных различий в ходе процессов экономического развития европейской (западной) и восточной зон страны.

Наиболее характерными особенностями для основной части тер­ритории европейской зоны являются:

сосредоточение здесь более 78% населения России;

наличие значительного комплекса природных ресурсов (минераль­ных, лесных, основной части фонда сельскохозяйственных угодий, вод­ных ресурсов);

высокоразвитый производственный комплекс, производящий более 73% продукции промышленности (см. табл. 2.1);

развитая (применительно к условиям России) социальная инфра­структура;

Развитая транспортная сеть, обеспечивающая межрайонные и межгосударственные связи России.

К числу «ограничителей» развития производительных сил европейской зоны относятся крайне низкая обеспеченность собственными топливно-энергетическими ресурсами и отдельными видами сырья для обрабатывающих отраслей.

 

Территориальные пропорции развития отраслей промышленности и сельского хозяйства

Отрасли промышленности Россия В том числе
        Европейская Восточная
        зона зона
Валовая продукция:            
промышленности в целом   73,1 26,9
машиностроения   90,0 10,0
черной металлургии   85,2 14,8
топливной промышленности   43,6 59,4
цветной металлургии   37,9 62,1
химической и нефтехимической            
промышленности   83,0 17,0
лесной и деревообрабатывающей            
промышленности   70,1 29,9
пищевой промышленности   78,5 21,5
сельского хозяйства   76,3 23,7

 

К настоящему времени на территории зоны производится 90% продукции машиностроения, 85% - черной металлургии, 83% - химии и нефтехимии, свыше 70% — лесной, целлюлозно-бумажной и дерево­обрабатывающей промышленности. На предприятиях зоны сосредоточено 81% производства готового проката, 97% - стальных труб, око­ло 70% - синтетических смол и пластмасс, 91 % - синтетического кау­чука, 96% — производства бумаги.

Повышение эффективности хозяйственного комплекса западной зоны связано с интенсификацией использования созданных основных производственных фондов: увеличением выпуска продукции в основ- ном на действующих предприятиях за счет ускоренного их перевооружения и модернизации; совершенствованием отраслевой структуры хозяйства путем преимущественного развития относительно малоэнерго-, водо- и материалоемких производств.

Общими характерными особенностями макро региона Сибири и Дальнего Востока являются:

наличие уникальных по запасам, качеству и экономическим показателям добычи природных ресурсов (топливных, минерально-сырьевых, лесных, водных), имеющих принципиально важное значение для развития экономики России и формирования ее экспортного потенциала;

· низкая плотность населения (особенно северных территорий), концентрация основной его части в южных районах Сибири и Дальнего Востока;

· наличие различных климатических зон с преобладанием на обширной территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей;

· территории Заполярья природных условий, трудных для проживания людей;

· недостаточная развитость транспортной сети, наличие большого числа изолированно работающих промузлов;

· создание энергопромышленных узлов и комплексов (функционирующих - Саянский, Братско-Усть-Илимский; развивающихся — Приангарский, Канско-Ачинский и др.), которые станут основой развития и структурного преобразования народного хозяйства Сибири на этапе выхода экономики из кризиса.

В промышленном комплексе зоны Сибири и Дальнего Востока (26 9% валового выпуска продукции от общероссийского уровня) пре­обладают добывающие отрасли. Здесь добывается более 79% угля Рос­сии, 69% нефти с газовым конденсатом, 92% газа, 62% валовой про­дукции цветной металлургии и т. д. Среди обрабатывающих отраслей промышленности достаточно заметно в общероссийском масштабе производство синтетических смол и пластмасс (30,2%), картона (20,5%), целлюлозы (33,8%), пиломатериалов (40%).

При высокой концентрации в Сибири добывающих отраслей крайне низким является уровень развития машиностроения, в первую очередь машиностроения, выпускающего технику для топливодобывающих отрас­лей, и машиностроения, выпускающего технику в северном исполнении.

За последние 20 лет резко возросла роль восточных районов в обес­печении страны сырьем, топливом и конструкционными материалами.

Около половины промышленно-производственного персонала восточной зоны занято в машиностроении и лесной промышленнос­ти. Увеличение численности работников происходит в отраслях топливно-энергетического комплекса, а также производящих конструк­ционные материалы, т. е. в группе отраслей, определяющих профиль специализации зоны. Наиболее значительным ростом характеризуются отрасли топливно-энергетического, химико-лесного, металлургиче­ского комплексов.

В восточной зоне предусматриваются:

· дальнейшее развитие в Западной Сибири крупнейшей нефтегазо-добывающей и нефтехимической промышленности. Нефть и газ Запад­ной Сибири будут в перспективе обеспечивать основную часть потреб­ности России в топливе и формировать за счет экспортных поставок основную долю валютных поступлений страны;

· создание новой нефтегазовой базы в Восточной Сибири и наращивание объемов использования энергетических углей Канско-Ачинскoro бассейна;

· наращивание масштабов машиностроительных производств, ориентированных главным образом на удовлетворение потребностей от­елей специализации восточной зоны;

· наращивание объемов угледобычи в Западной Сибири в масшта­бах, определяемых изменением места угольной промышленности в топливно-энергетическом балансе России.

До настоящего времени основная часть добываемых в Сибири энергоресурсов используется в других районах страны. В связи с этим одной из важнейших задач является увеличение объемов внутреннего энергопотребления, прежде всего путем создания мощных энергопро­мышленных узлов энергоемкого профиля, продукция которых имеет спрос как на внутреннем, так и на мировом рынке. В первую очередь это относится к продукции цветной металлургии, продукции нефтехи­мии, нефте- и газопереработки, глубокой переработки древесины и т. д. При этом в целях снижения трудоемкости производства должна быть резко увеличена энерговооружённость труда и энергооснащенность основных производительных фондов.

На Дальнем Востоке топливно-энергетичеекий фактор и в перспек­тиве будет являться ограничителем развития производительных сил и структурных перестроек. В целях смягчения зависимости экономики района от топливно-энергетического фактора необходимо обеспечить:

резкое наращивание объемов геологоразведочных работ на все виды топлива; обеспечить вовлечение в использование нефтегазовых ресур­сов шельфов, гидроэнергетического потенциала рек и нетрадиционных источников энергии; рассмотреть возможность строительства ряда атомных станций.

Сложившиеся к настоящему времени территориальные пропорции «Восток — Запад» достаточно устойчивы. В СССР была создана систе­ма региональных исследований, позволявшая на научной основе ре­шать сложные региональные проблемы на всех этапах планирования и территориальной организации экономики. Становление экономики России как суверенного государства базируется, таким образом, на мощ­ном фундаменте научных обоснований прогнозных направлений раз­вития базовых отраслей экономики и на достаточно устойчивых про­порциях размещения производительных сил.

Прекращение с начала 90-х гг. работ над отраслевыми и террито­риальными схемами развития и размещения отраслей народного хо­зяйства и промышленности, а также над схемами развития регионов и ТПК следует рассматривать как временное явление, связанное с пере­стройкой управления экономикой. Отказ от отраслевых методов управ­ления экономикой, перераспределение собственности в большинстве отраслей народного хозяйства и рост самостоятельности субъектов Федерации не должны исключить роль и ответственность государства в формировании региональной политики в целом, разработке комплекс­ных прогнозов и программ развития территорий и отраслей, контроле за развитием рыночных отношений и, следовательно, за направления­ми, темпами и территориальными пропорциями развития производи­тельных сил.

Происходящие изменения должны привести к усилению воздей­ствия на территориальные пропорции группы факторов («рыночных»), которые или отсутствовали при плановом ведении экономики, или практически не работали в условиях распределительного принципа использования всех видов ресурсов. К ним можно отнести: реальное изменение форм собственности и взаимоотношений между хозяйству­ющими субъектами; управление процессами экономического развития;

влияние цен на формирование и границы региональных товарных рын­ков; наличие законодательных актов и норм, определяющих условия внедрения в экономику России частного отечественного и иностран­ного капитала, импортного оборудования и сырья.

С повышением правовой самостоятельности субъектов Федерации, что находит свое юридическое оформление в договорах о разделении полномочий между ними и федеральным центром, у субъектов Феде­рации появится реальная возможность выбора направлений экономи­ческого развития, выхода на рынки инвестиций, топливно-энергетических ресурсов и т. п. Повышается их роль в согласовании использо­вания природных ресурсов, в реализации экологической политики, в развитии внешнеэкономических связей. Субъекты Федерации (а не экономические районы, как это принималось на этапе планового раз­вития) при многообразии форм собственности, предпосылок и огра­ничений их развития превращаются в основную хозяйствующую тер­риториальную единицу, которая должна учитываться при прогнозиро­вании территориального развития экономики. Повышение хозяйствен­ной самостоятельности субъектов Федерации при наличии ценовых регуляторов на все виды ресурсов и производительной деятельности не сможет привести к резкому изменению территориальных пропорций размещения общественного производства не только страны, но и ук­рупненной зоны. Однако именно повышение хозяйственной самосто­ятельности первичных хозяйствующих субъектов при начале действия рыночных законов будет способствовать рационализации территори­альных пропорций экономического развития страны по макро регионам (Восток - Запад).

Региональные товарные рынки должны стать инструментом раци­онального обеспечения платежеспособного спроса на конкретный товар различными поставщиками, в том числе не только отечественными, но и зарубежными. Определение географических границ товарных Рынков должно производиться на основе анализа поставок продукции на местные рынки с учетом развития межотраслевых, межрегиональных и межгосударственных связей.

Границы товарных рынков формируются с использованием мето­дов районирования потребления продукции в зависимости от разви­тия транспортной сети, тарифов и цен на перевозки грузов, взаимо­действия видов транспорта, цен на реализуемую продукцию, антимо­нопольных требований. Они определяются также наличием конкурен­тов-производителей и предельными ценами, диктуемыми рыночным спросом. Кроме того, они регулируются квотами, таможенными и ре­гиональными пошлинами, косвенными регуляторами (налогами, эко­логическими и санитарными нормами). Состав поставщиков товаров на региональный рынок определяется исходя из конкурентоспособно­сти их продукции. Тем самым исключается выход на региональный рынок нерентабельных производителей.

Конъюнктура региональных товарных рынков функционально за­висит от совокупности факторов, действующих на конкретной терри­тории и характеризующихся существенной региональной дифферен­циацией.

Теория формирования товарных рынков в значительной мере сов­падает с теорией «замыкающих» расчетных затрат, на основе которых определялись границы территориального распространения конкретных видов сырья и продукции.

Внедрение в хозяйственную практику региональных товарных рын­ков, четко определяющих предельно допустимую цену для конкретно­го вида товара на конкретной территории, полностью устраняет основ­ной недостаток планового размещения — распределительный принцип использования ресурсов и товаров, приводивший если не к полному, то к значительному недоучету цен при плановой экономике.

Проведенные в последние годы исследования позволяют сделать вывод, что степень влияния каждого из группы рыночных факторов на формирование территориальных пропорций будет нарастать во времени. В то же время их роль будет носить скорее корректирующий характер по отношению к первой группе факторов (природные, социальные, отраслевые, региональные), формирующих устойчивую во времени базу территориальных пропорций развития производительных сил.

 

Тема 2. Природные предпосылки социально-экономического развития России.

План:

1. Методологические вопросы природоведения и экологии.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность.

4. Природный потенциал регионов и проблемы его рационального использования.

 

1. Методологические вопросы природоведения и экологии

Одной из главных проблем регионоведения является изучение природных ресурсов, выявление экономической эффективности их территориального сочетания и рационального, сбалансированно­го использования в социально-экономическом комплексе регио­на. В связи с этим еще в 50—60-е гг. в число важнейших региональ­ных задач включились (21, с 186):

исследование структуры, состава, масштабов экономической эффективности использования природных ресурсов на тер­ритории отдельных регионов как естественной основы фор­мирования региональных социально-экономических комп­лексов;

— изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплекс­ного развития общественного производства в регионах вы­явление наиболее эффективных схем освоения и использо­вания природных ресурсов;

— экономическая оценка природных ресурсов и их тер­риториальных сочетаний в России и в отдельных регионах;

— прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями на­учно-технического прогресса. Рассмотрим ряд понятий, характеризующих окружающую сре­ду и использование природных ресурсов

Окружающая природная среда — совокупность природных ком­понентов, оказывающих влияние на качество жизни, условия жиз­недеятельности и состояние здоровья человека.

Природопользование — взаимоотношение человека с природной средой в процессе его хозяйственной и социально-культурной де­ятельности. Это наука о рациональном и сбалансированном использовании природных ресурсов, о вовлечении территориальных комплексов природной среды и их ресурсов в процессе общественного производства.

Природные ресурсы региона — отделяемая составная часть природ­ного объекта, обладающая полезными для человека свойствами (ка­чествами); это естественные образования, созданные природой на территории региона без участия хозяйственной деятельности чело­века.

Экономика природопользования региона — экономическая наука, изучающая с позиции экономики и экономическими методами процессы, происходящие в регионе, и результаты взаимодействия общества и природной среды, рассматривающая в связке вопросы рационального природопользования и охраны природной среды.

Экологизация региональной экономики — это совокупность уп­равленческих (организационных), технологических, финансово-экономических и других мероприятий, разрабатываемых в регио­не, направленных на снижение давления нагрузки на окружающую природную среду (в рамках восстановления ее качества) предпри­ятиями при сохранении целей производства—получения прибы­ли при достаточных темпах развития экономики региона, обеспе­чивающих поступательное развитие социально-экономического комплекса.

Природно-ресурсный потенциал региона — это часть совокупности природных ресурсов, которые при данном уровне экономическо­го и технического развития общества и изученности территории могут быть использованы в хозяйственной и иной деятельности человека в настоящее время и в перспективе.

Количество, качество, сочетание природных ресурсов определя­ют Природно-ресурсный потенциал территории. Наличие природных ресурсов, во-первых, воздействует на формирование территориаль­ной структуры хозяйства. Во-вторых, Природно-ресурсный потенциал существенно влияет на отраслевую специализацию региона. В-тре­тьих, количество, качество и эффективность использования природ­ных ресурсов сказываются на темпах районного (регионального) социально-экономического развития. В-четвертых, обладание при­родными ресурсами, их качественные параметры способствуют повышению роли региона на общероссийском товарном рынке.

При расчете минерально-сырьевого потенциала региона берут балансовые запасы промышленных категорий, к которым добавля­ют забалансовые и прогнозные ресурсы. Оценивая водный потен­циал региона, рассматривают главным образом три составляющие:

водоснабженческую, гидроэнергетическую и рыбохозяйственную.

При оценке лесного потенциала региона учитывают в основном две стороны — древесный потенциал и охотничье-промысловый. Растениеводческий потенциал региона определяют на основе за­пасов гумуса в почве и по содержанию белка в основной продук­ции возделываемых сельскохозяйственных культур.

При оценке рекреационного потенциала региона учитывают ожидаемую прибыль от использования эффективных рекреацион­ных ресурсов. При этом принимаются во внимание и такие ком­поненты, как рекреационная емкость территории, отражающая разнообразие и ценность ландшафта, степень воздействия окружа­ющей среды на отдых и лечение человека (28).

Рациональное и сбалансированное использование природных ресурсов требует их всестороннего учета. Известно, что учет при­родных ресурсов осуществляется путем составления кадастров по их основным видам. Учет определяется как сбор, систематизация, хранение и обновление сведений о ресурсах.

Кадастр — это свод количественных, организационных, каче­ственных, экономических и экологических показателей природно­го ресурса. Именно данные кадастров лежат в основе планирова­ния использования ресурсов, их экономической оценки, ценообразования, определения ущерба, наносимого среде, систе­мы мер по их воспроизводству и восстановлению.

В регионах составляются земельный, водный, лесной кадастры, кадастр месторождений минеральных ресурсов. Кадастрами служат реестры охотничьих животных, рыбных запасов, природно-заповедных территорий, загрязнителей окружающей природной среды. Кадастром может служить и Красная книга, отражающая редкие и исчезающие виды животных и растений.

В 90-е гг. в более чем 30 регионах РФ (в том числе в Московс­кой, Ленинградской, Ярославской областях) стал проводиться эк­сперимент по совершенствованию социально-экономической оценки и учета природно-ресурсного потенциала. Речь идет о фор­мировании комплексных территориальных кадастров природных ресурсов, создании информационной базы для принятия экономи­чески обоснованных, аргументированных управленческих решений в области природопользования с учетом приоритетов социально-экономического развития региональных территорий.

Были разработаны система показателей и структура баз данных по основным видам природных ресурсов в составе комплексного территориального (регионального) кадастра, а также ведомости для совершенствования учета природных ресурсов и налогообложения в сфере природопользования (30).

По экономической классификации природные ресурсы обыч­но делятся на две группы:

ресурсы материального производства, т. е. ресурсы, использу­емые в промышленности и сельском хозяйстве. Например, топливно-энергетические ресурсы, металлы, агрохимическое сырье, лес, рыбные ресурсы, почвенные, орошения, промыс­ловые и др.;

ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого и непрямого потребления (питьевая вода, дикорастущие рас­тения, рекреационные ресурсы и др. (26, с. 46). Природные ресурсы также можно разделить по принципам исчерпаемости, заменимости, восполняемости, местоположения, происхождения и т. д.

В 80-е гг. в научной литературе, посвященной региональной экономике, стала активно пропагандироваться проблема типоло­гии и оценки территориальных сочетаний природных ресурсов. Следует подчеркнуть, что еще в 20-х гг. при рассмотрении вопро­сов экономического районирования страны отмечалось воздей­ствие определенной комбинации природных особенностей на по­тенциальные возможности региона.

Что такое территориальное сочетание природных ресурсов? Есть несколько определений. Более подходящей, на наш взгляд, явля­ется следующая формулировка: территориальное сочетание есте­ственных ресурсов представляет собой пространственное сочетание естественных ресурсов внутри страны, внутри региона (краев, об­ластей, республик, других субъектов федерации), которые при оп­ределенном уровне производительных сил могут служить природ­ной базой для развития хозяйства районов, узлов и других производственных группировок.

Сочетание природных ресурсов характерно для любого регио­на. Элементы природной среды в целом однородны — земля, вода, лесные ресурсы, топливно-энергетические, минерально-сырьевые, совокупность природных условий — рельеф, климат и т. д., но со­вершенно одинакового сочетания природных ресурсов в террито­риальном разрезе не существует.

Исследование природного комплекса региона может идти как по линии изучения отдельного элемента природных ресурсов, так и всего природного комплекса.

Изучение природных ресурсов, выявление экономической эф­фективности их территориального сочетания и рационального ис­пользования в хозяйстве — одна из главных проблем региональной экономики. В этой связи можно выделить основные региональные задачи:

1. Исследование структуры, состава, масштабов, экономической эффективности использования природных ресурсов на тер­ритории отдельных регионов как естественной основы фор­мирования региональных хозяйственных комплексов различ­ного ранга в макрорегионах.

2. Изучение территориальных сочетаний природных ресурсов и перспектив их хозяйственного освоения в целях комплек­сного развития общественного производства в регионах и выявления наиболее эффективных схем освоения и исполь­зования природных ресурсов.

3. Экономическая оценка природных ресурсов и их тер­риториальных сочетаний в стране и отдельных регионах.

4. Прогнозирование тенденций размещения и хозяйственного использования ресурсов в соответствии с достижениями на­учно-технического прогресса.

Все эти направления непосредственно влияют на формирование экономики регионов, на формирование межрегиональных произ­водственных связей.

Среди важнейших показателей уровня экономического разви­тия регионов едва ли не первое место занимает энергетическая обеспеченность хозяйства.

Природоохранное законодательство опирается в первую очередь на Конституцию РФ, в которой целый ряд статей закрепляют те или иные положения по охране окружающей среды (статьи 9, 36, 41,42,58,71, 72).

Так, статья 42 закрепляет право каждого на благоприятную ок­ружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; статья 9 закрепляет положение об использовании и охране земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответ­ствующей территории (1).

Отметим статью 72, в которой к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены следующие вопросы: владения, пользова­ния и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемых при­родных территорий; земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

По вопросам рационального природопользования и эко­логической безопасности в 90-е гг. принято около 50 различных законодательных и нормативных актов, затрагивающих многие сто­роны взаимоотношения общества и окружающей природной сре­ды. Назовем только некоторые из них:

Закон РСФСР «О плате за землю» от 11.10.1991 г. и федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О плате за землю» от 08.07.1994; закон РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды» от 19.12.1991 г.; федеральный закон РФ от 23.11.1995г. «Об экологической экспертизе»; федеральный закон РФ от 24.04.1995 г. «О животном мире»; федеральный закон РФ от 10.01.1996г. «О мелиорации земель»; федеральный закон от 09.01.1996 о национальной безопасности населения»; федераль­ная целевая программа «Леса России» на 1997— 2000 гг. от 26.09.1997 г.; федеральная целевая программа «Отходы» от 13.09.1996 г; «Лесной кодекс Российской Федерации», «Воздушный кодекс Российской Федерации»; федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О недрах» от 03.03.1995 г.;

федеральный закон «Об особо охраняемых природных территори­ях» от 15.02.1995 г., федеральный закон «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственно­го назначения» от 16.06.1998г., федеральный закон «0б отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. Постановление Правительства РФ от 6.03 1998 г. о концепции федеральной целе­вой программы «Обеспечение населения России питьевой водой;

Постановление Правительства РФ от 24.04.1998 г. о федеральной целевой программе «Оздоровление экологической обстановки на реке Волга и ее притоках, восстановление и предотвращение дег­радации природных комплексов Волжского бассейна на период до 2010 г.» и др.

12 ноября 1998 г. Правительство РФ одобрило «Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федера­ции на 1999—2001 годы». Исполнительным органам субъектов Фе­дерации (как и властям других уровней) рекомендовано руковод­ствоваться этим планом в своей повседневной деятельности. Мы обратим внимание только на отдельные разделы этого плана: в первую очередь, на формирование региональных рынков экологи­ческих услуг. По мнению специалистов, «рынок экологических ус­луг находится в зачаточном состоянии, начинает развиваться ры­нок НИОКР, в частности при реализации федеральных целевых программ экологической направленности» (20).

Создание полноценного рынка экологических услуг невозмож­но без введения системы обязательной сертификации по экологи­ческим требованиям. Для решения этой проблемы необходимо осу­ществление следующих работ:

— развитие нормативно-методической документации, на осно­вании которой будет осуществляться сертификация;

— внесение изменений и дополнений в действующее законода­тельство и разработка новых законодательных актов, обеспе­чивающих реализацию экономических требований при веде­нии хозяйственной деятельности;

— гармонизация стандартов и нормативной базы с требовани­ями международных систем и стандартов.

В Национальном плане действий обращено внимание на необ­ходимость учета экологического фактора при приватизации. Для этого по согласованию с заинтересованными ведомствами предла­гается ввести в законодательном порядке нормы, регулирующие пределы ответственности нового собственника за экологический ущерб, нанесенный окружающей природной среде прошлой хозяй­ственной деятельностью, и раскрывающие процедуры оценки про­шлого экологического ущерба. При этом экологическое регулиро­вание приватизированного процесса важно увязывать с развитием экологического страхования.

И еще одно важное направление деятельности: совершенство­вание системы платежей за выбросы (сбросы) и размещение заг­рязняющих веществ в окружающей среде. Для этого необходимо:

— поэтапное увеличение ставок платы за выбросы (сбросы) за­грязняющих веществ и размещение отходов, позволяющих приблизить их к экономически обоснованному уровню, обес­печивающему определенную динамику снижения загрязне­ния окружающей среды;

— разграничение полномочий между органами власти Россий­ской Федерации, ее субъектов и органами местного самоуправления в части установления ставок платежей по различным группам загрязняющих веществ и видам воздействий;

— оптимизация перечня загрязняющих веществ и видов воздей­ствия, за которые должна взиматься плата;

— апробация и введение элементов торговли лицензиями на размещение в окружающей среде загрязняющих веществ (30).

Важным элементом финансово-экономического механизма яв­ляется обеспечение финансирования воспроизводства природных ресурсов.

Наряду с реформированием платного природопользования не­обходимо использовать дополнительные возможности стимули­рования снижения экологически неблагоприятных воздействий за счет создания соответствующих экономических механизмов. К их числу относятся введение налогов на выпуск экологически вред­ной продукции, в том числе на некоторые виды упаковки, удобре­ний, автомобильных аккумуляторов, топлива и других товаров. Эффективным может стать стимулирование повторного использо­вания продукции или ее вторичной переработки.

Целесообразно введение «ускоренных» отчислений за аморти­зацию оборудования природоохранного назначения, что позволит увеличить возможности финансирования оснащения предприятий более совершенным оборудованием.

Перспективным является развитие механизмов экологического страхования, что даст возможность аккумулировать у страховых фирм значительные финансовые средства для преодоления экологических последствий техногенных аварий. Для развития системы экологичес­кого страхования важно привлекать экологические фонды. Возмож­но также развитие механизмов льготного финансирования природо­охранных мероприятий из целевых бюджетных экофондов в форме субсидирования разницы между льготной ставкой и ставкой ком­мерческого банка.

Наряду с необходимостью значительного повышения размеров платежей за загрязнение окружающей среды и природные ресурсы ставится задача отражения в системе национальных счетов по­казателей, скорректированных с учетом экономических оценок по­следствий на окружающую среду

Особую значимость имеют постановления Правительства Рос­сийской Федерации, посвященные проблемам окружающей среды и рационального природопользования отдельных территорий стра­ны. Например, «О федеральной целевой программе по оздоровле­нию окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года», «О комплексе первоочередных мероприятий по оздоровлению экологической обстановки и на­селения в Уральском районе и Тюменской области на 1997—2000 годы», «О мерах по рациональному использованию природных ми­неральных лечебных ресурсов курортного региона Кавказских Ми­неральных Вод»; федеральная целевая программа «Социально-эко­логическая реабилитация территории Самарской области и охрана здоровья ее населения».

Отметим еще один важный документ: федеральный закон «Об охране озера Байкал», утвержденный Президентом РФ 1 мая 1999 г.

Анализируя различные программы и концепции, в первую оче­редь необходимо обратить внимание на «Концепцию перехода Рос­сийской Федерации к устойчивому развитию», принятую в июне 1995 г. Всероссийским съездом по охране природы и утвержденную Президентом РФ 1 апреля 1996 г. (7).

В «Концепции...» важное место отведено региональному фак­тору: «Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устой­чивое развитие всех ее регионов». Такая постановка вопроса пред­полагает формирование эффективной пространственной структу­ры экономики России при соблюдении баланса интересов всех субъектов РФ, разработку и реализацию программ перехода к ус­тойчивому развитию для каждого региона, дальнейшую интегра­цию этих программ при разработке государственной политики в области устойчивого развития. Подчеркивается, что проблемы, решаемые в каждом регионе, должны обязательно предусматривать:

— формирование регионального хозяйственного механизма, ре­гулирующего социально-экономическое развитие, в том чис­ле природопользование и антропогенное воздействие на ок­ружающую среду;

— выполнение природоохранных мероприятий на селитебных и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очи­стку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

— развитие сельского хозяйства на основе экологически про­грессивных агротехнологий, адаптированных к местным ус­ловиям, реализацию мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание систе­мы социальной защиты сельского хозяйства;

— реконструкцию региональной промышленной системы с уче­том хозяйственной емкости локальной экосистемы. Ориентиром для разработки региональных программ перехода к устойчивому развитию должны служить программные и прогноз­ные документы федерального уровня.

Значительное место проблемам рационального и сбалан­сированного природопользования отведено в «Концепции нацио­нальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Ука­зом Президента РФ в конце 1997 г. (8).

«Важнейшим условием реализации национальных интересов, — подчеркивается в «Концепции...», — является переход экономики к модели устойчивого развития с определенным уровнем государствен­ного регулирования экономических процессов, гарантирующего ста­бильное функционирование и развитие многоукладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в целях удовлетворе­ния потребностей нынешнего и будущего поколений».

В числе приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в экологической сфере назы­ваются:

- борьба с загрязнением природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронени­ем и утилизацией токсичных промышленных и бытовых от­ходов;

- борьба с радиоактивным загрязнением;

- создание экологически чистых технологий;

- рациональное использование природных ресурсов;

- осуществление стабильного финансирования экологических и природоохранных программ за счет бюджетов всех уровней, в том числе и регионального;

- разработка и принятие законодательных актов, обес­печивающих юридические основы экологической бе­зопасности, организационно-административные меры, направленные на совершенствование управления природо­охранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разработанных на федеральном и региональном уровнях. Законодательно регламентированный экономический механизм охраны природы предусматривает около десятка основных элемен­тов (12, с. 219—324). Среди них:

— обязательность учета и социально-экономической оценки природных ресурсов государственными (в том числе и реги­ональными) органами статистики и природопользования;

— система планирования, финансирования и материально-тех­нического обеспечения экологических программ и меропри­ятий по охране окружающей природной среды;

— механизм договоров и лицензий на комплексное природо­пользование;

— система экологических ограничений по регионам, устанавли­ваемая предприятиям — природопользователям по предель­ным объемам использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов, сбросов загрязненных веществ, размещению отхо­дов производства;

— платность использования природных ресурсов;

— создание систем внебюджетных государственных экологичес­ких фондов: федеральных, региональных, муниципальных;

— общественные фонды охраны окружающей природной сре­ды, образованные за счет средств населения, добровольных взносов и пожертвований общественных объединений;

— система экологического страхования;

— механизм стимулирования охраны окружающей природной среды и др.

Обратим внимание еще на некоторые важные законодательные акты. Принятый в 1991 г. закон РСФСР «Об охране природной среды» заметно расширил полномочия региональных органов го­сударственной власти в области экологического планирования, фи­нансирования, координации деятельности природоохранных служб, регулирования природопользования в целом (2).

В 1992 г. был принят закон «О недрах», а в 1995 г. федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О не­драх». К основным законополагающим принципам, определенным новой редакцией закона «О недрах» относятся следующие (З):

— недра являются государственной собственностью;

— участки недр не могут быть предметом купли, продажи, да­рения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной фирме;

— вопросы владения, пользования, распоряжения недрами на­ходятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов;

— продукция, извлеченная из недр, может находиться в любой, разрешенной законодательством, форме собственности;

— устанавливается плата за пользование недрами и выдачу ли­цензий;

— установлены отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акцизы;

— определены условия землепользования площадей залегания полезных ископаемых, которые включаются в государствен­ный земельный фонд с возможной выплатой компенсации землепользователям.

По закону «О недрах» решение о выдаче лицензий на федераль­ном уровне принимает исполнительная власть, а на уровне субъек­та РФ — представительная власть.

В русле развития законодательства РФ в области недропользования и инвестиционной деятельности, в первую очередь закона «О недрах», в конце 1995 г. был принят федеральный закон «О со­глашениях о разделе продукции» (5). Он установил правовые от­ношения, возникающие в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минераль­ного сырья на территории РФ, а также на континентальном шель­фе и в пределах исключительной экономической зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и фе­деральным законодательством, субъекты РФ осуществляют зако­нодательное регулирование своего участия в соглашениях о разде­ле продукции при использовании недр на своих территориях (статья 2).

Сторонами соглашения являются, с одной стороны РФ, от име­ни которой в соглашении выступает Правительство РФ, и, с дру­гой — орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользовании участок недр, или уполномоченные ими органы; инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица или объединения юридических лиц (статья 3).

Разработка условий пользования недрами и подготовка проек­та соглашения по каждому объекту недропользования осуществля­ется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ.

8 декабря 1995 г. Госдума РФ приняла федеральный закон «О мелиорации земель» (закон был подписан Президентом РФ 10 ян­варя 1996 г.), который установил правовые основы деятельности в области мелиорации земель, определил полномочия органов госу­дарственной власти и местного самоуправления. В статье 15 опре­делены полномочия субъектов РФ (6). К ним относятся:

— владение, пользование, распоряжение и управление отнесен­ными к собственности субъектов РФ государственными ме­лиоративными системами и отдельно расположенными гид­ротехническими сооружениями;

— разработка и принятие в соответствии с федеральными зако­нами законов и иных нормативных правовых актов субъек­тов РФ в области мелиорации земель;

— финансирование мелиорации земель, отнесенных к регио­нальной собственности;

— разработка, утверждение и реализация региональных про­грамм в области мелиорации земель и контроль за их выпол­нением;

— установление для граждан (физических лиц) и юридических лиц лимитов забора воды из государственных мелиоративных систем.

Новые общественно-экономические условия, которые склады­ваются в России в переходный период, требуют от региональных органов власти нетрадиционных подходов к системе управления экологической безопасностью (16). Речь идет, как уже отмечалось, о принятии концепции допустимого (устойчивого) развития реги­онов в качестве законодательных актов и соответствующих про­грамм, учитывающих природно-ресурсный потенциал, долю феде­рального и регионального бюджетов, внебюджетные фонды, совершенствование экологических форм страхования, структуры управления природоохранной деятельностью. «Слабость власти регионального уровня, — отмечают экологи и экономисты, — за­ключается в том, что она еще накрепко привязана к Центру вер­тикалью контроля за природопользованием. Эта пуповина не бу­дет разорвана еще долго, поскольку здесь есть объективная и достаточно опасная подоплека, которая заключается в принятии законодательных актов некоторыми субъектами Федерации, проти­воречащих Конституции РФ о природопользовании» (15, с. 297— 298). К примеру, целый ряд регионов объявили своей собственно­стью недра и другие природные ресурсы.

По мнению ученых Института проблем занятости РАН, участву­ющих (совместно с ассоциацией «Социоэкономика», Институтом социологии) в исследованиях по теме «Российская элита: опыт социологического анализа», при полном или доминирующем конт­роле регионов над своими ресурсами большинство регионов «обре­чено в ближайшие годы на окончательную деградацию и гибель. Объективные перспективы развития, и прежде всего внутренние ресурсы и привлекательность для внешних инвесторов, благоприят­ны лишь у сравнительно небольшой части регионов — тех, которые располагают экспортными природными ресурсами, хотя бы потен­циально конкурентоспособной промышленной базой и инфра­структурой, способными привлечь инвестиции, удобным географи­ческим положением, особо благоприятными условиями для развития конкурентоспособного сельского хозяйства. Таких — меньшинство» (25).

 

 

Земельные и водные ресурсы не только самые большие из есте­ственных богатств. Они, как и рабочая сила и отчасти производ­ственные фонды, имеют многоцелевое назначение, используются во всех отраслях и сферах хозяйства.

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в стране как основа жизни и деятельности народов, проживающих на со­ответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут быть в частной, государственной (федеральной и регио­нальной), муниципальной и иных формах собственности. В соб­ственности областей, краев, республик, а также муниципальной собственности в числе прочего находятся земельные участки, горные отводы, водоемы, леса и другие природные объекты. К федеральным природным ресурсам относятся земли, воды, леса, недра, ресурсы животного и растительного мира, имеющие обще­государственное значение.

Россия — самая богатая землей страна. Ее земельный фонд со­ставляет более 1707 млн га. Большая часть земель относится клее­ному фонду (51%) и пользованию сельскохозяйственных пред приятии и граждан, занимающихся сельским хозяйством (38%). Остальная часть — это земли госзапаса (7%), промышленности транспорта, военных и других несельскохозяйственных объектов (более 1%), природно-заповедного фонда (тоже более 1%) и насе­ленных пунктов (0,4%).

Таким образом, фактически используется 2/5 земельного фонда. Площадь обрабатываемых в сельском хозяйстве земель со­кращается, но и при этом превосходит в расчете на душу населе­ния уровень США. Достоверные сведения о земле содержатся в земельном кадастре.

Рыночный фонд земли (по подсчетам В. Вашанова и В. Мас-ловой) составляет около 22 млн га, почти 100% его — земли, сдан­ные в аренду и используемые в сельском хозяйстве. Выше средней доля рыночного фонда в районах Европейского Севера, Урала, Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья и Цен­тра'.

Региональное распределение земельных ресурсов (табл. 9.4) отличается резкой неравномерностью. Разрыв в землеобеспечении между Европейской и Азиатской частями стра­ны (на 1 жителя) достигает 11-кратной величины, а между эко­номическими районами (Центр — Дальний Восток) — 51 раз. Все европейские районы, кроме Северного, бедны земельными ресурсами, обеспеченность ими у них ниже среднероссийского уровня в 3—7 раз. Зато Восток располагает колоссальным зе­мельным фондом, обеспеченность землей здесь в 1,4—7 раз вы­ше средней.

Поверхностные водные ресурсы России оцениваются в 41,6 тыс. км3, которые включают озера (24,4 тыс. км3), ледники (12 тыс. км3), речной сток (4,3 тыс. кмЭ/год), водохранилища (0,8 тыс. км3). Ежегодно возобновляемый речной сток (1/10 водных ресур­сов) рассматривается в виде исходного показателя водообеспеченности. Он концентрируется в бассейнах крупнейших рек:

Лены, Енисея, Оби, Амура, Волги. На одного жителя приходится около 30 тыс. мЭ/год воды — значительно больше, чем в других бывших союзных республиках.

Кроме того, учитываются запасы подземных вод (почти поло­вина из них — невозобновляемые). Наиболее значительные экс­плуатационные ресурсы сосредоточены в крупнейших артезиан­с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.239 сек.