Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Продукции в России




Нормативно-законодательная основа безопасности пищевой

 

В России взаимоотношения в сфере производства и реализации пищевых продуктов - одного из ведущих факторов, обеспечивающих здоровье населения страны, в настоящее время регулируются следующими основными действующими законами:

ü «О защите прав потребителей» в редакции Федерального закона № 212 - ФЗ от 17.12.99 г. – регламентирует безвредность готовой продукции, применяемого сырья, материалов и доброкачественных отходов для населения и окружающей среды;

ü Федеральный Закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 05.06.96 г. № 3348;

ü Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 г. №52-ФЗ - определяет главные направления в области сохранения санитарного благополучия населения России, включая санитарные вопросы безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья.

Однако указанные законы не решали в полной мере всех правовых проблем, связанных с многозвеньевой цепью «здоровье человека ó пища ó производство и реализация пищевых продуктов и сырья»

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08. 98 г. № 917 одобрена Концепция государственной политики в области здорового питания населения России на период до 2005 г., которая прослеживает тесную связь между здоровьем, продолжительностью жизни и рациональным питанием.

Особую актуальность в сфере охраны здоровья населения и обеспечения его полноценным питанием имеют Федеральные Законы «О продовольственной безопасности Российской Федерации» и «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

ü Федеральный Закон РФ «О продовольственной безопасности Российской Федерации», принятый в 1998 г., устанавливает обязанности исполнителей власти по обеспечению продовольственной безопасности граждан страны в целом; фиксирует основные механизмы обеспечения продовольственной безопасности страны, закрепляет научно обоснованные медицинские нормы питания в качестве обязательных для использования и обязывает исполнительную власть гарантировать достаточное питание малообеспеченным группам населения на уровне этих норм. Специальными полномочиями по продовольственной безопасности наделяются Министерство здравоохранения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и др. Подобного закона, гарантирующего обеспечение населения питанием по научно обоснованным нормам, в России не было. В Законе впервые определены термины «продовольственная безопасность Российской Федерации» и «продовольственная независимость Российской Федерации», определяющие защиту отечественных производителей продовольственного сырья и пищевых продуктов и обеспечивающих соответствие качества производимых и реализуемых продуктов питания требованиям российского законодательства и необходимый уровень их производства. В Законе устанавливается, что продовольственная независимость Российской Федерации считается необеспеченной, если годовое производство жизненно важных пищевых продуктов в РФ составляет менее 80 % годовой потребности в них населения.

ü Федеральный Закон РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 г. № 29-ФЗ обеспечивает создание правовой базы, регулирующей отношения в цепи «производство потребление пищевых продуктов»; позволяет определить компетенцию и ответственность государственных органов, организаций и юридических лиц в области качества и безопасности пищевой продукции; позволяет законодательно выделить круг вопросов по государственному нормированию, регистрации, лицензированию и сертификации пищевых продуктов и в сопряженных с ними областях; позволяет определить права и обязанности граждан и отдельных групп населения в области обеспечения безопасности пищевой продукции. Государственное нормирование, а также надзор и контроль качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется путем установления стандартов, санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, обязательных для выполнения юридическими и физическими лицами.

С целью обеспечения контроля качества и безопасности пищевых продуктов принято Постановление Правительства Российской Федерации «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» (№ 987 от 21.12. 2000г.). В соответствии с этим Постановлением госнадзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются:

1. Органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации – надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам:

· пищевой ценности;

· безопасностипищевой продукции;

· безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовлению продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования);

· безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания;

· условий утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;

· организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на предотвращение отравлений людей, связанных с употреблением продукции;

· условий и качества питания населения.

2. Органами и учреждениями государственной ветеринарной службы Российской Федерации – государственный ветеринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:

· безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения;

· безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировок и поставок;

· безопасности условий реализации на продовольственном рынке пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления;

· условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения;

· организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.

3. Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии и его территориальными органами - государственный надзор и контроль в области метрологии и сертификации за соответствием установленным требованиям.

4. Государственной хлебной инспекцией при Правительстве Российской Федерации и ее территориальными органами – государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества продовольственного зерна и продуктов его переработки, используемых для производства пищевых продуктов, при их закупке, изготовлении, ввозе на территорию Российской Федерации, хранении, транспортировании и поставке.

5. Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Российской Федерации и ее территориальными органами – госконтроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.

Федеральный Закон РФ «О техническом регулировании» от 27.12. 2002 г. № 184 – ФЗ предусматривает создание двухуровневой системы документов:

Ø технические регламенты, обязательные для применения и исполнения;

Ø добровольные национальные стандарты.

Производителю предоставляется возможность выбора различных форм подтверждения соответствия установленным требованиям.

Согласно Закону технический регламент – документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации.

Регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Содержащиеся в регламентах обязательные требования к объектам технического регулирования; правила оценки соответствия и идентификации; требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения являются исчерпывающими. На всей территории Российской Федерации, данные сведения имеют прямое действие и могут быть изменены только путем внесения изменений и дополнений в соответствующий технический регламент. Не включенные в технические регламенты требования не могут носить обязательный характер. Для разработки проектов технических регламентов в качестве основы могут использоваться полностью или частично международные и национальные стандарты

Технические регламенты устанавливают также минимально необходимые ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры в отношении продукции, происходящей из отдельных стран и (или) мест, в том числе ограничения ввоза, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, обеспечивающие биологическую безопасность.

В России действуют два вида технических регламентов:

Ø общие технические регламенты. Они содержат общие требования, обязательные для применения и соблюдения в отношении любых видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

Ø специальные технические регламенты. Требованиями специального технического регламента учитываются технологические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

В Законе закреплены важные положения для функционирующей ведомственной системы надзора и контроля безопасности пищевой продукции:

· ответственность государственных органов за контроль (надзор) пищевых продуктов (ст. 32);

· независимость органов государственного контроля и их финансирование из государственного бюджета (ст. 33,34,45);

· обеспечение компетентности и независимости испытательных лабораторий путем их аккредитации (ст. 31);

· ответственность предприятий пищевой промышленности (ст. 36,37).

С учетом широкого развития биотехнологии и исследований в области биологии особую актуальность для обеспечения национальной безопасности имеет разработанная Концепция биологической безопасности России на период до 2012 г. Необходимость пересмотра системы обеспечения биобезопасности, традиционно трактуемой как борьба с эпидемиями, обусловлена расширением в настоящее время диапазона внутренних и внешних угроз, исходящих как от известных, так и новых источников биологической опасности. К основным современным источникам биологической опасности для населения, животных и окружающей среды относятся патогенные микроорганизмы и их продукты жизнедеятельности, генетически измененные организмы (ГМО) и генетические конструкции; патогенны, устойчивые к современным антибактериальным препаратам; экопатогены, повреждающие физические объекты окружающей среды.

Основными направлениями обеспечения биологической безопасности Российской Федерации являются:

· совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы биологической безопасности Российской Федерации;

· обеспечение технологической основы биологического безопасного развития промышленности и сельского хозяйства;

· таможенный, санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль биологически безопасного ввоза и вывоза из России сырья, полуфабрикатов, готовой продукции, а также коллекций и образцов микроорганизмов и фрагментов их генетического материала.

В соответствии с Федеральным законом «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и Постановлением Правительства Российской Федерации № 988 от 21.12.2000 г. «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий» (с изменениями от 27.04.2001 г., 14.01.2002 г., 11.02.2003 г.) с 1 января 2004 г. вводится государственная регистрация новых пищевых продуктов, материалов и изделий. В связи с этим вводится Государственный реестр пищевых продуктов, материалов и изделий. При этом государственная регистрация осуществляется Министерством здравоохранения, в случае регистрации продуктов животного происхождения – совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Следует заметить, что под новой продукцией понимается впервые разрабатываемая и внедряемая для промышленного изготовления на территории Российской Федерации продукции, а также впервые ввозимая на территорию Российской Федерации и ранее не реализовывавшаяся на территории Российской Федерации.

Таким образом, анализ принятых Федеральных Законов и Постановлений Правительства Российской Федерации в полной мере подтверждает глубокую заинтересованность государства в решении проблемы безопасности и качества пищевой продукции в нашей стране.

Однако, для повышения эффективности принятой нормативно-законодательной базы безопасности пищевой продукции необходимо проведение социально-гигиенического мониторинга состояния здоровья населения России.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 464; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.