Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система планов предприятия и порядок их реализации




III

II

I

Управление производством

 

Тема 6. Планирование производственной деятельности предприятия в условиях рынка

 

Лекция 2.1.10 Понятие и содержание планирования. Основные принципы и методы планирования на предприятии.

 

Время – 2 часа.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

Первый учебный вопрос. Принципы и методы планирования на предприятии

Второй учебный вопрос. Виды планов и особенности планирования

Третий учебный вопрос Система планов предприятия и порядок их реализации

Четвертый учебный вопрос. Структура текущего и бизнес-плана предприятия

Заключение

Литература

 

Принципы и методы планирования на предприятии

Планирование является одной из важнейших функций управления предприятиями. Это обусловлено тем, что п ланирование деятельности предприятия обеспечивает:

рациональное распределение ресурсов;

координацию действий структурных подразделений на предприятии;

возможность своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;

позволяет отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о целесообразности и необходимости планирования как на крупных, так и на небольших предприятиях. При этом в рамках рыночного механизма выработаны и успешно применяются на практике свои походы к планированию развития отдельных фирм в интересах ее владельцев и с учетом реальной обстановки на рынке. Такая система планирования основывается на стратегическом плане фирмы, которая находит дальнейшее развитие в более детальных конкретных планах.

Преимуществами планирования деятельности предприятия являются:

планирование поощряет руководство постоянно мыслить перспективно;

планирование ведет к более четкой координации действий предприятия;

планирование заставляет предприятие более четко определять свои цели и задачи;

планирование ведет к установлению показателей деятельности для последующего контроля;

планирование делает предприятие более подготовленным к внезапным переменам;

планирование более наглядно отражает взаимосвязь обязанностей всех должностных лиц.

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный (календарный) период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

Планирование – это процесс разработки и контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия. Оно служит основой для принятия управленческих решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает работку целей и задач управления производством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность менеджмента предприятия, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей. При этом главной целью планирования на предприятии является - планирование определяет цели предприятия на перспективу, способы их реализации, ресурсное обеспечение и контроль за достижением поставленных целей.

Для того чтобы планирование соответствовало целям, оно должно быть построено на научных принципах и методах.

Под принципами планирования понимаются основное теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии. К основным принципам планирования относятся:

непрерывность планирования. Этот принцип означает, что на предприятии должны разрабатываться стратегические, долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (текущие планы и планы оперативного планирования). Среднесрочные и долгосрочные планы должны систематически пересматриваться и корректироваться с учетом изменившихся обстоятельств, а краткосрочные (годовые) планы должны вытекать из среднесрочных. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;

• научность. Этот принцип означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в мировом сообществе государств;

нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности производства и на достижение максимальной прибыли;

принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализации. Это означает, что на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь. Выбор ведущих звеньев должен основываться на глубоком анализе состояния дел на предприятии, и это под силу только настоящим менеджерам;

принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в работе между ними.

В практике применяются различные методы планирования на предприятии:

балансовый метод, наиболее широко используется при планировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансов:

• материальные (балансы топлива, электроэнергии, оборудования, строительных материалов и т.д.);

• трудовые (баланс рабочей силы);

• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, кассовый план и др.);

нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нормативов использования ресурсов предприятия (нормы расхода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использования машин и оборудования, нормативы организации производственного процесса, длительность производственного цикла, запасы сырья, материалов и топлива, незавершенного производства);

программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет: сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выполнение важнейших научно-технических программ; обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство; увязать реализацию научно-технических программ с планом экономического и социального развития предприятия;

планирование по технико-экономическим факторам, применяется в основном при планировании издержек производства и реализации продукции, производственной программы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия. При этом методе планирования учитываются следующие факторы:

технические (внедрение новой техники и технологии, новых материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и др.);

совершенствование организации производства и труда;

изменение объема производства, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;

инфляция;

особые факторы, связанные со спецификой предприятия и производства.

Этот метод применяется при разработке производственной программы, плана по труду и кадрам, планов по издержкам производства и реализации продукции.

Как правило, при планировании на предприятии используется не один метод из перечисленных, а весь их комплекс.

Отличительные черты планирования:

Наименование отличия Централизованное планирование (прежние условия хозяйствования) Рыночные условия (современный тип хозяйствования)
1. Исходный принцип планирования   от прошлого к будущему     от будущего к настоящему  
2. Направленность планов   в основе плана - производственные возможности предприятия, исходя из них планируется объем и структура услуг и продукции   в основе плана - неудовлетворенный спрос на услуги, исходя из него планируется объем и структура услуг и продукции  
3. Цели планирования     реализация предприятием контрольных цифр вышестоящей организации   удовлетворение потребностей клиентов в различного рода услугах и извлечение максимум прибыли  
4. Структура планов   одним из основных является план использования производственной мощности   ведущими плана являются план маркетинга и план реализации  
5. Роль финансовых вопросов в планировании в сфере услуг существовали так называемые планово-убыточные предприятия, деятельность которых дотировалась государством главная задача предприятия обеспечить самофинансирование своей деятельности

 

 

Виды планов и особенности планирования

 

 

Общая модель планирования на предприятии представлена на рис.1.

 

  компетенция высшего руководства Стратегическое планирование
 
Долгосрочное планирование
Предпосылки
Оценка текущих итогов выявления проблем Прогнозирование внешней среды (политическая и экономическая ситуация, условия отрасли, конкуренты) Пересмотр политики предприятия
 
Постановка проблемы.Уровень целей, пробная базовая стратегия.
 
Наметки новой долгосрочной стратегии
Поиск новой стратегии «товар – рынок» Изменение ассортимента расширение производства, снижение издержек
 
Долгосрочные цели
 
Долгосрочная стратегическая политика
     
компетенция среднего и низового менеджмента Среднесрочное планирование
Среднесрочные проекты
План исследований и разработок План подразделений, стратегия подразделений, план маркетинга план реализации работ и услуг, финансовый план
 
Краткосрочное планирование
План маркетинга План реализации работ и услуг Инвестиционный план План производства Финансовый план
 
Исполнение краткосрочного плана
 
Оценка исполнения краткосрочного плана
 
Оценка исполнения краткосрочного плана относительно долгосрочного плана
                 

Рис. 1 Структурная схема планирования на предприятии.

 

Разработка планов предприятия осуществляется в соответствии с определенной методологией и технологией планирования.

Методология планирования – система требований к формированию планов, которая включает методы разработки плановых показателей и внутреннюю логику построения планов.

Технология планирования представляет собой совокупность конкретных методов и способов разработки планов деятельности как по предприятию в целом и его структурным подразделениям, так и в разрезе временных периодов.

Стратегическое планирование объединяет три взаимосвязанных задачи: выработку миссии предприятия;

представление миссии в виде долгосрочных и краткосрочных задач;

выработку стратегии достижения поставленных целей.

Определение миссии предприятия представляет собой ответ на вопрос: «Что будет представлять собой предприятие через 10-15 лет?» Другими словами, руководство фирмы должно четко представлять:

Что представляет собой предприятие?

Что оно делает, в каких конкретных сферах деятельности оно работает?

Каковы основные направления его дальнейшего развития?

Формулировка миссии требует конкретизации в виде постановки узловых целей и задач развития предприятия. Выработка миссии и определение задач предприятия требует завершения в форме разработки стратегии предприятия. В общем виде стратегию можно определить как систему управленческих и организационных решений, направленных на реализацию задач предприятия и выполнения обозначенной миссии.

В процессе долгосрочного планирования на стадии определения предпосылок планирования собирается информация об окружающей среде, конкурентах и составляются прогнозы о будущем положении предприятия. При этом анализ и оценка результатов прошлой деятельности предприятия вскрывают его резервы и предоставляют информацию для составления новых планов.

На стадии прогнозирования предусматривается проведение сопоставительного анализа потенциальных возможностей предприятия с достижениями конкурентов. Основной задачей такого анализа является выявление сильных и слабых сторон предприятия.

На стадии постановки проблем прогнозируются важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения

действующей политики, выявляются резервы, вырабатываются стратегии, позволяющие использовать эти резервы.

Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний период. Он носит описательный характер и определяет общую стратегию предприятия, поскольку трудно провести все возможные расчеты на такой большой срок. Долгосрочный план разрабатывается высшим руководством предприятия и содержит его главные стратегические цели на перспективу.

В рамках долгосрочного планирования отрабатываются новые стратегии предприятия «товар-рынок» с целью устранения разрыва между прогнозными значениями показателей и теми, на которые претендует предприятие. Поиск новой стратегии «товар-рынок» включает в себя анализ возможностей освоения и развития новых видов работ, услуг, товаров, вертикальной интеграции производства, создания дочерних предприятий и т.д. На этой же стадии изучаются варианты расширения производства и снижения издержек, прогнозируются изменения ассортимента работ и услуг.

Среднесрочный план составляется и сходя из принятого долгосрочного плана. Он содержит вполне конкретные цели и количественные характеристики. Среднесрочные планы обычно составляются на двухлетний или трехлетний периоды. На основе корректировки ассортимента стратегии конкурентной борьбы для каждого вида работ, услуг, товаров составляются по укрупненной номенклатуре. Функциональные подразделения и службы предприятия отвечают за разработку планов развития, производства и прибыли.

Процесс принятия среднесрочного плана целесообразно проводить в следующем порядке. Вначале каждое хозяйственное подразделение составляет прогноз своего развития на основе собственной базы данных. Затем эти прогнозы сопоставляются и выявляются основные их расхождения. На заключительном этапе руководство разрабатывает общий сценарий развития предприятия и выносит его на утверждение. Несмотря на некоторое увеличение трудоемкости, описанный метод среднесрочного планирования является достаточно надежным, поскольку учитывает возможности всех подразделений предприятия на основе их собственной оценки. Кроме того, его использование обеспечивает высокую степень взаимодействия всех подразделений предприятия.

Краткосрочное планирование осуществляется на год, полгода, квартал.

Годовой краткосрочный план предприятия обычно включает в себя план маркетинга; инвестиционный план; план реализации работ, услуг, товаров; план производства и финансовый план.

Наилучший эффект может быть получен только при параллельном использовании всех видов планирования.

Таким образом, система планирования на предприятии представляет собой совокупность отдельных планов, четко ограниченных друг от друга по времени исполнения, направлениям деятельности предприятия, его структурным подразделениям. При этом планирование должно всегда отталкиваться от узких мест предприятия. При ненасыщенном рынке товарами и услугами, прежде всего, это процесс производства, а при насыщенном – маркетинг, сбыт, финансы, рабочая сила.

В процессе планирования на предприятии должны быть учтены следующие аспекты:

включение рабочих групп, менеджеров и директоров в процесс планирования, особенно в ходе выявления и анализа внутренних резервов;

координация деятельности структурных подразделений с помощью единой и согласованной стратегии путем тщательного анализа каждой производственной единицы предприятия;

расчет материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для реализации стратегии;

определение потенциальных проблем и благоприятных возможностей;

использование самого плана как средства контроля путем сравнения результатов с планами и прогнозами.

 

Все планы, которые разрабатываются на предприятиях, прежде всего можно охарактеризовать по их экономическому содержанию.

Экономическое содержание предполагает объединение планов предприятия соответствующими группами показателей, характеризуется определенными объектами планирования.

По экономическому содержанию выделяют четыре группы планов:

технико-экономические планы;

оперативно-производственные (календарные) планы;

бизнес-планы;

инвестиционные проекты.

Технико-экономические планы предусматривают разработку планов, охватывающих все стороны деятельности предприятия. Технико-экономические планы предприятия разрабатываются по всему кругу показателей деятельности, т.е. и количественных и качественных. Объектом при таком виде планирования является предприятие в целом; подразделения предприятия (цех, производственный участок). Период технико-экономического планирования колеблется в очень широком диапазоне от одного месяца до 5 лет.

Оперативно-производственные (календарные) планы позволяют четко сориентировать в пространстве и скоординировать во времени движение изделий (предметов длительного пользования) в процессе производства, обеспечивая оптимальное осуществление технологических процессов, поддержание необходимого производственного ритма работы, рациональное использование ресурсов. Оперативно-производственные планы разрабатываются по ограниченному кругу показателей, в основном по количественным натуральным показателям объема выполненных услуг (количество отремонтированных изделий, количество выполненных работ, количество произведенной продукции по индивидуальным заказам).

Объектом оперативного планирования является рабочее место, участок, цех. Период оперативного планирования довольно короткий – декада, сутки, смена, час.

Бизнес-планирование является особым видом планирования.

Бизнес-планы разрабатываются:

в случае создания нового предприятия;

при обосновании заявок на кредиты;

при выходе на новые рынки сбыта и т.п.

По содержанию бизнес-план представляет собой документ, где в концентрированной форме отражены цели и задачи предприятия, его конкурентные позиции на рынке товаров и услуг, объем предполагаемых финансовых и материальных ресурсов, намеченные маркетинговые мероприятия, основные аспекты организации деятельности по выполнению услуг, а также оценка предпринимательского риска.

Инвестиционные планы – планы капитальных вложений, направляемых на создание новых и реконструкцию действующих производственных мощностей. Инвестиционные планы определяют наиболее выгодные направления долговременных финансовых вложений в ценные бумаги, недвижимость и др.

По длительности планового периода различают следующие виды планов:

стратегические планы;

долгосрочные планы;

среднесрочные планы;

краткосрочные (текущие) планы.

Стратегические планы – долговременные планы предприятия, разрабатываемые на срок 5-10 лет. В нем формулируются перспективные стратегии развития предприятия. В зависимости от комбинаций выбранных стратегий стратегический план может быть наступательным или оборонительным. Наступательный план предполагает деловое развитие предприятия. Он предполагает освоение кардинально новых видов услуг и видов деятельности, выход на новые рынки, значительные инвестиции в расширение производственных мощностей. Оборонительный план нацелен на удержание достигнутых на рынке услуг позиций и содержит меры, предупреждающие негативные последствия рынка и банкротство предприятия. Стратегический план не имеет жесткой структуры, к выбору его разделов и показателей каждое предприятие подходит с собственных позиций.

Долгосрочные планы – планы, разрабатываемые предприятием на 3 – 5 лет, нацеленные на решение отдельных самостоятельных проблем стратегии фирмы. Такие планы разрабатываются чаще всего как составная часть стратегического плана.

Среднесрочные планы – планы, разрабатываемые предприятием на 2 – 3 года, являются продолжением долгосрочных планов, определяют конкретные величины показателей по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Краткосрочные (текущие) планы – планы предприятия, в которых увязываются все направления деятельности предприятия и работа всех функциональных подразделений на текущий финансовый год. Они разрабатываются на период от одного месяца до одного года.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.