Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика проблемной ситуации




Причиной организации и проведения социологического исследования является наличие социальной проблемы. Проблема исследования может быть представлена извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. Социологическое исследование всегда представляет собой цепь следующих друг за другом проблем. При этом область проблем и область уже завершенного знания настолько тесно взаимосвязана, что механически отделить их друг от друга невозможно. Проблема обращена не только в будущее, но и в прошлое. С одной стороны, в ней констатируется недостаточность достигнутого к данному моменту уровня знания, невозможность объяснить на основе этого знания новые явления действительности. С другой – проблема несет в себе частицу знания, наличию которого она обязана своей постановкой. Таким образом, проблема – это форма развития знания, форма перехода от старого знания к новому. Проблема является внешней, инициирующей по отношению к социологическому исследованию. Она существует объективно и независимо от желания осуществлять ту или иную исследовательскую деятельность.

Очень часто проблему связывают и даже отождествляют с вопросом, подчеркивая, что проблема – это научно-обосновано поставленный вопрос. Но это не совсем верно. Можно сказать, что всякая проблема связана с вопросом, но не всякий вопрос является проблемой. Проблема находит в вопросе свое концентрированное выражение, узловым пунктом всякой проблемы является центральный вопрос. Сложная проблема может распадаться на ряд частных проблем и соответственно выражаться в соответствующих частных вопросах. Однако главной чертой проблемы является то, что для ее решения, для ответа на выражающие ее вопросы необходимо выйти за рамки имеющегося знания. Что же касается вопроса вообще, то нередко для ответа на него вполне достаточно имеющегося знания. Такой вопрос при всей его важности и сложности проблемой не является.

Социальная проблема появились ровно тогда, когда возникло ее осознание и мысль о вмешательстве в нее человека. Иначе говоря, когда человек стал готов предпринимать действия по влиянию на складывающуюся социальную ситуацию и посчитал это необходимым.

Очевидно, что начальным пунктом появления социальной проблемы является возникновение проблемной ситуации в той или иной сфере общественной жизни. Проблемная ситуация возникает тогда, когда знания, методы и способы действия оказываются недостаточными для решения той или иной задачи. Основой проблемной ситуации является социальная практика, в ходе которой обнаруживается недостаточность нашего знания об объекте. Поэтому анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). Но при этом нельзя забывать, что социально-гуманитарные науки обладают внутренней логикой своего развития, своими внутренними противоречиями, которые тоже создают проблемные ситуации, обусловленные практикой не непосредственно, а лишь в результате внутренних причин, возникших вследствие этой практики.

Проблемная ситуация обозначается путем указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной социальной сфере.

Для уяснения проблемной ситуации необходимо ответить на следующие вопросы:

1. Является ли достаточным имеющаяся информация для проведения исследования?

2. Учтены ли все факторы, влияющие на развитие социальной ситуации?

3. Описаны ли все ограничения на проводимое исследование?

В том случае, если получен хотя бы один отрицательный ответ, то необходимо продолжить анализ проблемной ситуации. В том же случае, если получены все положительные ответы, то необходимо прейти к следующему этапу.

Вследствие того, что исследователь, осознавая стоящую перед ним проблемную ситуацию, пытается найти новые средства для достижения своей цели, последняя превращается в проблему. Проблема – это всегда противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-то результативных действиях и незнанием путей и средств их реализации. В познавательном отношении сущность проблемы образует противоречие между знанием и незнанием. Следовательно, проблема – это не только постановка вопроса, но и поиски его решения. Если нет проблем, то нет и целей. Отсутствие проблем ведет к атрофии целеполагания и порождает бездействие. В связке «цели–проблемы» именно проблемы выступают ведущим звеном, т.к. берется непосредственно из жизни, а цели требуют осознания всех шагов исследовательской деятельности, т.е. предвосхищения изменения проблемной ситуации, мысленного конструирования результата. Проблема в самом общем смысле понимается как знание о незнании, как совокупность суждений, включающая в себя не только ранее установленные факты, но и суждения о еще непознанном содержании социальной реальности.

Следует различать не только проблему и вопрос, но и также и уровень развития проблемы: развитую проблему и проблемный замысел. В замысле не указываются пути решения проблемы, она только ставится. Развитая же проблема содержит в себе и указание на пути ее решения. На уровне замысла, как правило, остаются в социологии преждевременные проблемы, т.е. такие, для которых еще не созрели пути решения, как теоретического, так и практического характера. В то же время развитие проблемы есть одновременно и ее решение.

Решить проблему – значит получить новое знание (теоретическую модель), объясняющую то или иное явление, выявить факторы, позволяющие воздействовать на развитие явления в желаемом направлении. Хоть постановка проблемы и ее решение – процессы качественно разные, но резкую границу между ними провести нельзя. Постановка проблемы есть одновременно и начало решения, и чем больше продвинулся исследователь по пути постановки проблемы, тем больше он продвинулся и по пути ее решения. Увидеть, сформулировать, понять истинную проблему, как объективно возникшую, значит, пройти полпути к ее решению. Неполнота знания об объекте исследования может породить возникновение мнимых или псевдопроблем, которые фиксируют мнимое противоречие.

Исследователю предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

1) установить реальное наличие социальной проблемы. Этот пункт не тривиален, как может показаться на первый взгляд, поскольку проблема возникает только в том случае, если определенная исходная ситуация допускает, по меньшей мере, два возможных варианта развития событий и обусловливает определенные последствия реализации этих вариантов. В противном случае исследователь сталкивается не с социальной проблемой, а обыденной задачей;

2) четко определить все проблемы, с которыми исследователь собирается работать, удостовериться в том, что проблема в принципе решаема, т.е. можно найти решение в реальный срок, имеющимися ресурсами, потратив ограниченную денежную сумму. Необходимо быть реалистичными: не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшие полгода;

3) вычленить наиболее существенные элементы или факторы проблемы, решение которых принадлежит социальной сферы, а не экономической теории, технологии производства и т.д.;

4) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики могут представлять собой готовый материал);

5) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

6) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу, провести беседы с компетентными людьми, экспертами.

Эти предварительные действия могут привести к выводу об отсутствии необходимости в проведении исследования, а в случае признания такой необходимости – более точно представить предметную область исследования.

Многие исследователи не понимают разницы между самой проблемой и методами ее решения. К примеру, агентство, помогающее пожилым людям в каком-нибудь районе города, утверждает, что его клиентам крайне необходимы микроавтобусы для проезда по городу. Агентство посчитало, что существует потребность в автобусах, т.к. многие жители района не могут приехать на прием к врачу, в собес и т.п. Ошибка здесь в том, что вместо постановки собственно проблемы, разработчики проекта перескочили сразу к методам решения проблемы. Наличие автобусов – лишь средство доставки пожилых людей к месту нахождения лечебных и прочих необходимых, но без автобуса недоступных им служб. Помимо такого метода решения проблемы существует, возможно, еще много других. Например, можно попытаться убедить соответствующие организации децентрализовать услуги, обеспечить доставку товаров и выполнение услуг на дому; либо нанять помощников, которые будут помогать пожилым. Возможно, что в конечном итоге покупка микроавтобусов и решила бы проблему наилучшим образом, но ясно, что это именно метод, а не проблема и не потребность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.