Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этикет как элемент культуры: гармония внутреннего и внешнего




Организационный раздел программы социологического исследования

Методический раздел программы социологического исследования

Методологический раздел программы социологического исследования

Разработка методологический раздела программы начинается с определения объекта и предмета исследования на основе выполненного ранее анализа проблемной ситуации. Под объектом понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д. Объект исследования рассматривается как социальная система, по своим эмпирическим свойствам не зависящая от познающего субъекта.

Поскольку ни одно даже самое крупное исследование не охватывает весь объем внешних и внутренних взаимосвязей объекта, поэтому требуется введение определенных «объемных» ограничений. А поскольку социальные системы очень мобильны, то можно говорить об изучении объекта в какой-то конкретный временной период. Таким образом, появляется необходимость ввести «объемные» и временные ограничения при анализе объекта. Такое ограничение осуществляется при выборе предмета исследования.

Предмет исследования – это существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых в более полном виде позволит раскрыть проблемную ситуацию.

Определение предметной области изучаемого социального объекта позволяет перейти к определению цели и задач исследования. Целеполагание включает в себя три основных звена:

- отображение потребности;

- отображение путей и способов ее удовлетворения;

- отображение конечных результатов, последствий.

Таким образом, ц ель исследования – это тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы используя определенные методы удовлетворения потребностей. Этот результат может быть представлен в виде эмпирических закономерностей, теоретических конструкции и/или прикладных рекомендаций. В зависимости от постановки цели исследование приобретает научно-изыскательный, научно-исследовательский, научно-производственный характер.

Задачами исследования является тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования. Таким образом, задачи исследования – это звенья, помогающие объединить в целостную совокупность явления или процессы, подлежащие изучению. Выдвижение задач исследования тесно связано с характером исследования. В формулировке задач исследования неоценимую роль играет описание предметной области. Оно позволяет сформулировать как основные, так и вспомогательные задачи.

Задачи – это те возможные улучшения проблемной ситуации, выявленной при постановке проблемы. Например, если проблема состоит в том, что некоторые дети в определенной школе читают в несколько раз хуже, чем остальные дети их возраста, то задача проекта может состоять в том, чтобы по окончании его реализации определенный процент детей этой школы научился читать лучше, чем прежде. Другими словами, они будут читать лучше, чем те их сверстники, кто был раньше на одном с ними уровне, но не был охвачен проектом. В подобных задачах следует указывать следующее: кто охвачен проектом, что надлежит изменить, в каком направлении, насколько и к какому сроку.

Многие, если не большинство, социальные проекты имеют своей основной целью организацию какой-либо программы или службы. Это типично для социальной сферы в целом, поскольку большинство организаций данной сферы обычно ориентированы на оказание различных социальных услуг. Поэтому в проектах такого рода часто можно встретить задачи следующего типа: «Задача проекта – обеспечить консультативными услугами несовершеннолетних правонарушителей от 8 до 14 лет в районе их проживания». В данном случае в задаче ничего не говорится о результатах, т.е. о тех изменениях в ситуации, описанной при постановке проблемы. Задача, приведенная выше, неплоха, если при анализе проблемной ситуации утверждалось, что основная проблема состоит в «отсутствии консультативных служб», однако, скорее всего, там говорилось об увеличении молодежной преступности, нарушениях правил школьного распорядка и нечто подобном.

Таким образом, задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Некоторые разработчики социальных проектов, стараясь быть конкретными, берут цифры «с потолка». Например, некая служба пишет, что их задача была «уменьшить уровень безработицы в Н-ском районе на 10% за конкретный период времени». Главный вопрос: откуда взялись такие цифры? Как правило, их пишут просто потому, что они солидно выглядят. Кажется, что таким образом демонстрируется реальное достижение. Однако количественные показатели обязаны быть более надежны. Возможно, что ни в одной программе еще никогда не удавалось сделать ничего подобного, поскольку в среднем безработица может быть уменьшена на 2-6%, и в этом случае 5% будет уже очень хорошим показателем, а 6% – максимально возможным. Тогда 10%, заявленные авторами проекта, – это просто выдумка, причем показывающая некомпетентность разработчика проекта в выбранной области. Не надо пытаться включать в заявку заведомо невыполнимые вещи – задачи должны быть реалистичны и выполнимы.

Довольно часто задачи исследования звучат так: «Задача проекта – обеспечить проведение занятий по ремонту автомобилей три раза в неделю в течение 36 недель для группы из 40 безработных», или «Задача проекта – два раза в неделю не менее 18 недель проводить семинары с не менее, чем пятьюдесятью родителями, на которых поступили сведения о плохом обращении с детьми». Аналогичные задачи называются методическими, т.к. относятся к методическому разделу. Они говорят о том, что будет делаться, а не что получится в результате. Крайне важно отличать такие методические задачи от настоящих задач-целей. Если этого не сделать, то исследователь замыкается на самой программе – он будет знать лишь о процессах, произошедших в самой программе за время ее выполнения, а не об изменениях в окружающей ситуации. Проект же призван изменить нечто в окружающем мире, а не просто создать еще одну службу в среде, уже и без того перенасыщенной разными советчиками и помощниками. Методические задачи могут быть весьма полезны, но во избежание путаницы их следует помещать в методическом разделе, а не в методологическом.

Закончив процедуру формулировки частных познавательных задач исследования, нужно описать сами гипотезы. Гипотеза определяется как обоснованное научное предположение о непосредственно ненаблюдаемых связях, отношениях, причинах и т.д., приводящих к тем или иным явлениям. Можно дать и иную дефиницию: гипотеза – это научное предположение, выдвигаемое для объяснения фактов, явлений, процессов, которые надо подтвердить или опровергнуть.

Роль гипотез в исследовании очень важна. В чем же заключается ценность гипотез? Во-первых, гипотеза в той или иной мере аккумулирует опыт науки; во-вторых, в ней могут быть отражены положения социальной реальности; в-третьих, в ней отражаются знания и опыт самого исследователя; в-четвертых, гипотеза служит переходным этапом от теории к практики.

Общие требования к гипотезе следующие:

1) она должна не вступать без должных на то оснований в противоречие с имеющимися теоретическими концепциями;

2) она не должна содержать понятий, которые не имеют эмпирических индикаторов в рамках данного исследования;

3) она должна быть применима ко всему кругу явлений, которые она непосредственно объясняет;

4) она должна опираться только на научные допущения и не вводит в исследования допущения очень сильного свойства, любые трансцендентные сущности, будь-то Бог или дьявол.

5) она должна быть принципиально проверяемой при существующем уровне теоретических знаний и методических возможностей и в своей формулировке содержать указание на способ ее проверки;

6) она должна быть простой и не содержать условий и оговорок, затемняющих ее смысл.

С точки зрения задач исследования, гипотезы классифицируются как основные и дополнительные, что соответствует основным и частным познавательным задачам исследования.

Любое явление или событие, имеющее для специалиста-социологика исследовательскую значимость, включено в цепь событий, происходящих в социальной системе, поэтому оно может проявляться как тенденция или закономерность. Отсюда следует, что любая гипотеза должна носить также и прогнозный характер, что позволит отразить некоторые тенденции или закономерности в развитии социальных систем всех уровней.

В ряде случаев проверка и подтверждение гипотез дает описание того, что давно известно. Если строго подходить к этому моменту, то научное фиксирование (введение в научный аппарат) даже давно известных истин имеет смысл, т.к. наблюдаемые в социальной жизни, но не осмысленные наукой явления или процессы для ученых практически не существуют.

При подтверждении гипотез руководствуются следующими правилами: во-первых, выдвигать по возможности конкурирующие, взаимоисключающие гипотезы; во-вторых, указывать большее количество эмпирических показателей для их проверки.

Социологическое исследование не может обойтись без теоретико-методологических представлений ученого об объекте и предмете анализа (обществе, группе, личности, процессе, явлении и т.д.). С этой точки зрения, в рамках выбранной методологии необходимо показать, как конструируются понятия и какова их взаимосвязь с изучаемой человеческой деятельностью, которую они объясняют. При изучении каких-либо социальных проблем исследователь должен уметь соотносить теоретические модели с их аналогами в реальном мире. Именно поэтому нужно уделять большое внимание техническим процедурам и методам эмпирических исследований, анализа и интерпретации социологических конструктов. Это позволяет принять решение о том, что в социальном мире имеет отношение к изучаемой проблеме и как наука рассматривает эти аспекты мира в процессе выработки объяснения или теории. Выбор методологического подхода определяется рядом факторов: 1) уровнем научных знаний и научного опыта исследователя; 2) степенью разработанности исследуемых направлений социологии; 3) целями и задачами исследования; 4) этической позицией исследователя.

Выбор методологического подхода облегчает переход от теоретических концепций и идеализированных объектов к концептуализации предмета исследования, выработка социальных показателей и индикаторов, позволяющих фиксировать эмпирическое состояние объекта. Переход от абстрактного к конкретному предполагает выработку (на основе теории) основных понятий, описывающих существенные характеристики объекта и предмета анализа. Вероятно, можно взять эти понятия из обыденного представления (как это часто бывает), но в этом случае игнорируется достижения науки, которые проясняют природу сущности явлений или процессов и делает их более наглядными.

Необходимо помнить, что различные теории, концепции используют различные понятия. И какие бы понятия не взяли за основу, они всегда будут иметь ограниченный круг референтов (показателей), т.к. приобретают свое значение в соотнесении только с определенной теорией. Эта ограниченность показателей, отражаемых в понятии, заставляет исследователя постоянно возвращаться к теории или концепции, дабы выявить скрытые (имплицитные) характеристики объекта и предмета анализа. Если этого не делать, то ряд характеристик объекта останется за порогом познания.

Таким образом, происходит выработка понятийного аппарата, раскрывающего связь между социальной действительностью и теоретическими концептами. Такая процедура называется интерпретацией понятий. Она необходима, т.к. существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда респонденты вообще не знают значения того или иного понятия, поскольку их смысловое значение обычно носит абстрактно-теоретический характер.

Ряд ученых понимают процесс интерпретации как чисто механическое соотнесение абстракций с социальной реальностью. Однако, в процессе интерпретации исследователь также соотносит теоретические понятия со своими знаниями и представлениями о реальности. Следовательно, понятийный аппарат исследования отражает теорию, реальность и видение реальности исследователем.

Все понятия, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, дают возможность индивиду ориентироваться в социальной реальности. Например, понятие «преступник» ассоциируется с человеком, который совершил преступление: убил, ограбил, оскорбил кого-либо. Итак, за понятиями стоит социальная реальность. Зададим вопрос: полностью ли понятия тождественны реальности? Конечно, нет. Но чем дальше понятие от эмпирической реальности, чем более они абстрактны, тем меньше шансов у исследователя, опирающегося на это понятие, обрести объективные данные, поставить правильный социальный диагноз. Значит, наука должна использовать какие-то другие понятия, которые в большей степени (чем обыденные) учитывают многообразие социальной среди и поведения человека. К таким понятиям относится научная терминология, которая представляют собой теоретико-методологическую базу для социологических исследований.

В научных понятиях в большей мере, чем в обыденных, учитывается все многообразие взаимодействий, которые отражены в предмете анализа. Специфика социального познания доказывает, что лучше всего использовать понятия социологических теорий. Это позволяет избежать ряда методологических ошибок, которые могут проявиться лишь по завершению социологического исследования. Основным правилом использования теоретических понятий в социологических исследованиях является стабильность их интерпретации на всех этапах исследования.

Например, преступник – человек, который совершил или совершал уголовно наказуемые правонарушения. Если вы используете данное определение, то соответственно в выборку попадут лица, отвечающие именно этому пониманию. Однако существуют и другие определения преступника. В частности, преступник – человек, признанный таковым по закону и осужденный в результате совершенного преступления. В первом случае можно изучать установки тех, кто находится в следственных изоляторах, но еще не судим, а во втором – только тех, кто осужден как преступник. Недооценивать этот фактор нельзя, т.к. за ним стоит и величина (объем) генеральной совокупности, на основе которой формируется выборочная совокупность (число лиц, подлежащих изучению).

На этапе интерпретации понятий следует сначала выделить все встречающиеся в теоретической части программы понятия, дать им четкое определение на основе научной, справочной информации, а затем еще раз уточнить соотношения элементов и свойств изучаемого явления, процесса и т.д. От грамотного проведения этого этапа зависит успех дальнейшего процесса исследования. Чем сложнее социологическое исследование, тем многочисленнее его терминологическая структура, но только после уточнения понятий вы имеете право переходить к следующему этапу программы.

Следующим этапом разработки программы социологического исследования является операционализация понятий. Она обычно представляет собой преобразование понятий в исследовательский инструмент (позицию на шкале, вопрос в анкете и т.д.). Указанная часть программы предусматривает осуществление целого ряда методологических процедур, без которых нельзя воплотить в инструментарии (например, в анкете) концепцию, замысел социологического исследования, а следовательно, реализовать его цель и задачи, проверить правильность гипотез. Без операционализации основных понятий невозможно разработать инструментарий исследования: листы сбора статистических данных, опросные листы и т.д. Сложность процесса операционализации обусловлена и тем, что система социальных показателей состоит из понятий, ни одно из которых нельзя считать постоянным или определенным, в то же время сами понятия надо представить эмпирически. Таким образом, oneрационализация является средством установления непосредственной связи между понятием и явлением (процессом) в социальной реальности, демонстрацией характера связи между теорией и социальной реальностью.

В методическом разделе необходимо достаточно подробно описать те виды деятельности, которые необходимы для получения желаемых результатов. Из этого раздела заказчику должно стать совершенно ясно, как будет выполняться работа; какие потребуются технические средства; чем будут заниматься исполнители; как будут обслуживаться клиенты; как, где и какие дополнительные ресурсы будут привлекаться. Но при этом существует два главных вопроса, которые должны быть разъяснены в этом разделе: какова стратегия в достижении желаемых результатов и почему выбрали именно эту стратегию из всех других возможных?

Ответ на последний вопрос потребует знания проектов, аналогичных представляемому. Необходимо ответить на вопросы: Кто еще работал по данной проблеме, какие методы применялись ранее и применяются сейчас и с какими результатами? Другими словами, в методическом разделе требуется обосновать выбор методов. Рассмотрение альтернатив – важный аспект методического раздела программы. Демонстрируя знакомство с аналогичными работами и объясняя свой выбор используемых средств, можно придать себе больший вес в глазах заказчика. Очевидно, что за счет данного раздела можно значительно повысить уровень доверия к себе. Важно, чтобы исследователи оказывались компетентны.

Таким образом, в методическом разделе должно указываться следующее: кто, что и для кого делает, и почему делает именно так. Подход к решению проблемы должен выглядеть для заказчика привлекательным. Реалистичный и обоснованный методический прием произведет впечатление. Нереалистичную программу исследования не спасут самые благие намерения.

При презентации методов осуществления исследования необходимо ответить на вопросы: как будут собраны данные? как будут проанализированы данных? Таким образом, методы исследования распадаются на две группы: 1) методы сбора информации; 2) методы анализа и интерпретации данныхы.

При определении методов исследования социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, т.е. не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, а есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Одной из основных задач, которая решается в организационном разделе программы, является эффективное распределение ресурсов. Проведение социологического исследования не может осуществляться в отрыве от ответов на вопросы: с помощью каких средств, какой ценой, в какой срок и в какой последовательности предполагается обеспечить его выполнение. Для этих целей происходит составление плана мероприятий и бюджета. Именно план мероприятий помогает распределять действия, относящиеся к использованию ресурсов, по направлениям, которые способствуют решению проблемы. Но чтобы решить вопрос, какие ресурсы имеются, руководители используют бюджеты, которые совершенно не укладываются в последовательность этапов принятия решений, но тесно связаны с этим процессом. Бюджет представляет собой метод распределения ресурсов, охарактеризованных в количественной форме, для достижения цели, также представленных количественно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.