Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детерминанты спроса и предложения




Преобразование отношений собственности в Республике Казахстан

Международная практика приватизации госсобственности показала, что могут быть два варианта приватизации: вариант «жесткой», форсированной приватизации и вариант «мягкой», постепенной приватизации.

Приватизация как метод превращения госсобственности в частную широко применялся не только в переходной экономике стран СНГ и Восточной Европы, но и в странах с развитой рыночной экономикой: Великобритании, Франции, Германии и США. Однако цели приватизации в странах с рыночной экономикой и странах, находящихся на пути к рыночной экономике – разные. Если в странах с развитой рыночной экономикой приватизация проводилась с целью привлечения дополнительных средств в государственный бюджет, то в странах с переходной экономикой приватизация является средством создания частной собственности и на этой основе формирования конкурентной рыночной среды.

Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи государственной собственности и ее функций частному сектору.

Процесс приватизации – длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет.

В США продажа госпредприятий происходила в рассрочку, поэтапно, в течение 5 лет. Единовременная выплата составляла не более 20 % от суммы, подлежащей выплате. В странах СНГ и Восточной Европы применялись более сложные модели приватизации.

В Венгрии предприятия выкупались его работниками. При этом использовались не только средства работников, но и прибыль предприятий и банковские кредиты

В Чехословакии малые предприятия продавались через аукционы, крупные предприятия приватизировались с привлечением средств населения, банковских кредитов и иностранного капитала. Кроме того, для выкупа предприятий в Чехословакии населению бесплатно выдавались купоны и чеки.

В России главной целью приватизации было быстрое формирование слоя собственников на основе выкупа государственного имущества. Для населения были созданы одинаковые возможности. С этой целью всем выдали приватизационные чеки – ваучеры, стоимость каждого 10000 руб., владельцы которых могли свободно распоряжаться ими: продать или купить акцию приватизируемого объекта, или вложить свой ваучер в любой из 600 имевшихся приватизационных фондов.

В отличие от развитых стран с рыночной экономикой, стран СНГ и Восточной Европы, в развивающихся странах «третьего мира» применялся вариант так называемой «мягкой приватизации», данный вариант применялся в Чили, Индонезии, Индии, Алжире, Марокко, Мексике, Турции, а также в двух новых индустриальных странах – Южной Корее и на Тайване.

Особенность «мягкой» приватизации заключается в том, что данный вариант не предусматривает быструю ломку государственного сектора, предпочитая длительное совершенствование и реорганизацию его деятельности посредством постепенного расширения экономической свободы государственных предприятий, частичной либерализации их ценовой политики, акционирования через специальный «фонд участия» с сохранением, как правило, контрольного пакета акций за государством.

В Казахстане процесс приватизации осуществлялся приближенно к модели, применявшейся в Чехословакии.

В соответствии с Национальной программой разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан разгосударствление и приватизация собственности осуществлялись в четыре этапа: первый этап – 1991-1992 гг.; второй этап – 1993-1995 гг.; третий этап – 1996-1998 гг.; четвертый этап – 1999-2000 гг.

I этап охватывает период 1991 – 1992 гг. Основным направлением приватизационного процесса на этом этапе являлось широкомасштабное реформирование государственной собственности в целях обеспечения условий перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике, которое осуществлялось путем передачи предприятий в коллективную или акционерную собственность трудовым коллективам этих предприятий на льготных условиях и продажи объектов торговли и сферы услуг, в том числе за жилищные купоны.

II этап охватывает период с 1993 г. по 1995 г. Данный этап осуществлялся в соответствии с «Национальной Программой разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993- 1995 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1993 года.

Основной целью второго этапа приватизации являлось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов и других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.

Программа второго этапа приватизации определила основные направления институциональных реформ:

- «малая приватизация», осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания;

- «массовая приватизация» средних предприятий, имеющих численность работающих от 200 до 5000 человек, в том числе за приватизационные инвестиционные купоны (ПИКи);

- приватизация по индивидуальным проектам крупных и уникальных имущественных комплексов (предприятий с численностью работающих 5000 человек).

- «приватизация госсельхозпредприятий» (совхозов).

III этап приватизации охватывал период с 1996 г. по 1998 г. и осуществлялся в соответствии с «Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996 –1998 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 1996 года № 246.

Основной целью Программы III этапа являлось достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике Республики Казахстан путем завершения процесса приватизации.

Третий этап включал приватизацию государственной собственности только за денежные средства и предполагал реализацию:

-государственного предприятия как имущественного комплекса;

-производственных и непроизводственных подразделений и структурных единиц предприятия как имущественного комплекса, приватизация которого не нарушает замкнутый технологический цикл;

-имущества предприятия, которое производится лишь в случае ликвидации государственного предприятия, исключительно на аукционе;

-акций и долей государства в уставных фондах хозяйственных товариществ, а также передачу в доверительное управление государственных пакетов акций и долей государства в АО и ТОО;

секторных программ в:

-электроэнергетическом комплексе;

-нефтегазовом и нефтехимическом комплексе;

-металлургическом и горнорудном комплексе;

-транспортно-коммуникационном комплексе (наземный транспорт, воздушный транспорт, связь);

-агропромышленном комплексе;

-социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).

IV этап охватывал период с 1999 г. по 2000 г. и осуществлялся в соответствии с «Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999 – 2000 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 года № 683.

Главными целями Программы IV этапа являлись совершенствование правовой основы приватизации и управления государственным имуществом; улучшение учета, повышение эффективности управления и обеспечение конкурсной и транспарентной приватизации государственного имущества.

В соответствии с Программой:

-осуществлена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам;

-определены 10 ведущих предприятий как «голубые фишки», в которых государство оставило за собой долевое участие;

-проведено разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное, что предполагает увеличение доходов местных бюджетов и проведение инвестиционной политики на местах, исходя из первоочередных задач регионов.

За 1991-2000 годы в целом по республике Комитетом государственного имущества и приватизации и его областными подразделениями приватизировано более 34,5 тысяч объектов государственной собственности, в том числе 6,2 тысячи объектов в 1991-1992 годах за купоны и российские рубли; около 28 тысяч объектов приватизировано за 1993-2000 годы после ввода национальной валюты (тенге).

В Республике Казахстан применялись следующие формы разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности:

- сдача имущества государственного предприятия в аренду;

- выкуп имущества государственного предприятия, сданного в аренду;

- преобразование государственного предприятия в акционерное общество или товарищество;

- продажа имущества государственного предприятия юридическим лицам, имущество которых не является государственной собственностью, и гражданам по конкурсу или на аукционе.

Применялись следующие методы приватизации:

- аукционный, при котором приватизируемая собственность достается тому, кто предлагает наивысшую цену;

- конкурсно - отборочный, сущность которого заключается в предоставлении имущества покупателю, предложившему наилучшие с точки зрения продавца условия;

- путем передачи (распределения) акций предприятий среди взрослого населения;

- купонный метод.

Литература: 1, стр 49-55; 2, стр 59-70; 4, стр 435-458; 6, стр 545-559; 11, стр 18-27;

16, стр 23-41

 

Контрольные вопросы:

1 Собственность с экономической точки зрения

2 Собственность с юридической точки зрения

3 Перечислите объекты и субъекты собственности

4 Назовите основные формы собственности

5 Опишите положительные и отрицательные стороны частной формы собственности

6 Перечислить и охарактеризовать основные этапы приватизации в Казахстане

 

ТЕМА 4 - ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛО­ЖЕНИЯ

 

Цель: Изучить взаимодействие спроса и предложения в рыночной экономике.

План:

1. Закон спроса. Кривая спроса.

2. Закон пред­ложения. Кривая предло­жения.

3. Детерминанты спроса и предложения.

4. Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная цена.

1. Закон спроса. Кривая спроса.

Процессу обмена товаров на конкурентном рынке присущи свои законы. Они обнаруживаются в особенностях экономического реагирования участников рынка на соотношения количества обмениваемых товаров и их цен. Так, одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмен ценообразования на конкурентном рынке, выступает закон спроса. Спрос является по меньшей мере двуединым понятием, связывающим количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, то меньшее количество товаров будет куплено потребителями, наоборот, если цена снижается - количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при снижающейся цене. Малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызовет тенденцию повышения их цен.

Закон спроса выявляет и другую важную особенность: постепенное убывание спроса покупателей. Это означает, что снижение количества покупок данного товара происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижательной тенденции цен закупки товара сокращаются. Эта особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой Дополнитель­ной покупки одноименного товара. Для покупателя становит­ся все более очевидным снижение полезного потребитель­ского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит, несмотря на падение цены. Таким образом, закон спроса описывает две важнейшие осо­бенности рынка:

-обратную зависимость между ценой и покупаемым коли­чеством товаров;

- постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Характерные зависимости между ценой и покупаемым количеством, а также тенденцию постепенного убывания спроса можно показать на графике в виде кривой, называемой «функцией спроса» (рис. 4.1). На оси абсцисс - количе­ство товаров (Q) или возможный объем их покупки, а на оси ординат - цены этих товаров (Р). Кривая dd (от англ. «Demand» - спрос) на нашем графике - это, во-первых, кри­вая с отрицательным наклоном, характерным при обратной зависимости определяющих ее переменных цены и количества покупаемого товара. Во-вторых, пологий, ниспадающий вид кривой иллюстрирует описанное выше постепенное убывание спроса и снижающуюся полезность каждой дополнительной покупки одного и того же товара. Спрос - это не купля, а возможность.

Рисунок 4.1. Кривая спроса

 

Проследить эти характерные для спроса особенности можно помощью нескольких, произвольно взятых точек на кривой dd (А, В, С, D). Любой из этих точек соответствует определенное значение двух переменных: цены и количества возможных покупок товара по этой цене.

Перемещаясь из одной точки в любую другую, можно обнаружить лишь соотношения обратной зависимости цен и возможных покупок. Точка А — это высокая цена и наименьшее количество товара, которое может быть куплено по этой цене; точка В — несколько снизившаяся цена, вследствие чего количество покупок товара возросло; в точке С и любой, ниже расположенной точке на кривой можно проследить тенденцию снижения цен и соответствующего возрастания количества продаваемых по этой цене товаров. Можно представит процесс движения по кривой спроса в противоположном направлении: снизу - вверх, демонстрируя тенденцию повышения цен и снижения количества продаж. В точке D, например, самая низкая цена в наибольшее количество проданных товаров. Но постепенное перемещение по кривой спроса к точкам С, В, А и далее — это неуклонное повышение цены товара, которому соответствует снижение количества продаж товара.

Спрос в процессе движения вверх или вниз не изменялся, и описывающая его кривая не перемещалась. Изменялось соотношение цен и количества товаров, но эти изменения не затронули спроса. Движение по кривой спросе из одной точки в любую другую показывает, как изменения одной переменной вызывает обратные изменения другой переменной. Изменение цен меняет лишь объем возможной купли-продажи товаров, а меняющиеся на рынках количества товаров вызовут обратное движение их цен: дефицит товаров вызовет рост цен, а наличие товарных излишков вызовет понижательную тенденцию цен. Данное изменение спроса связано с анализом неценовых факторов, влияющих на товарные рынки и функцию покупательского спроса.

 

2. Закон пред­ложения. Кривая предло­жения

Предложение товаров, как и спрос, - это неотъемлемая и не менее существенная часть процесса ценообразования на рынке. Но в этой части процесса определяющая роль принадлежит закону предложения, которой выражает прямую зависимость между ценой и количеством товаров, предлагаемых фирмами к обмену, продаже на рынке.

Предложение (sapply - англ.) - это готовность фирм, изгото­вителей и продавцов товаров предоставить на рынок определен­ное количество товаров по данной цене.. Цена и количество това­ра здесь изменяются и взаимодействуют однонаправленное повышение цены вызовет увеличение количества товаров, пред­лагаемых к продаже. И наоборот, понижательная тенденция цены означает необходимость сокращения производства и пред­ложения товаров на рынки. Важнейшим и определяющим фак­тором здесь выступает цена. От уровня рыночных цен на товары зависят доходы и продавцов, и фирм-производителей. Чем выше эти доходы, тем оперативнее растет рыночное предложение товаров, и наоборот. В этом смысле производство достаточно бы­стро реагирует на любые изменения, мобильно перестраиваясь в соответствии с потребительским спросом на рынке. В то же вре­мя рыночное предложение имеет смысл только тогда, когда это подтверждают удовлетворяющие его цены. При неудовлетвори­тельных ценах или тенденции к их снижению потребуется слож­ная предпринимательская деятельность по экономии или пере­ориентации ресурсов, изменению технологий, корректировке объемов выпуска товаров.

Как отмечалось выше, закон предложения характеризует прямую зависимость между количеством выпуска товаров и их ценами. Эту прямую зависимость между ценами и объемом товаров называют также «функцией предложения». Если изобразить функцию предложения в осях графика (рис. 4.2), где: вертикальной оси представлены цены за единицу товара Р, на горизонтальной - количество выпускаемых товаров Q, то получим восходящую кривую ss (sapply - предложение), имеющую положительный наклон.

Рисунок 4.2. Кривая предложения

 

Важно отметить, что все точки (А, В, С) на кривой предложения ss показывают изменение цен и количества товаров рынке и иллюстрируют движение вдоль неподвижной предложения.

Функция предложения - это функция производства по выпуску товаров. Функция предложения осуществится лишь в том случае, если рыночная цена выпускаемых товаров позволяет предпринимателю возместить издержки, т.е.. все расходы по производству, а также принесет прибыль в виде вознаграждения за предпринимательскую работу по организации производства и продаже произведенных товаров.

Каждой точке на кривой соответствует комбинация «цена - количество товаров»: более высокому положению (например, точка А) соответствует возросшая цена и большее количество поставок и продаж товаров; положение в начальных точках на кривой (в частности, в точке С и ниже) - снижающаяся цена и сокращение предлагаемого количества товаров на рынках.

Общий вид кривой предложения не содержит ничего чайного: она представляет собой моментальную «фотографию» функции производства товаров» т.е. реагирование фирм по вы­пуску товаров в строгом соответствии с экономической целесо­образностью, подтверждаемой или опровергаемой фактором рыночной цены.

Рыночное ценообразование - это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, нецено­вые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от так называемых «неценовых факторов». Их воздей­ствие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае изменения количества закупаемых товаров происходят при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их дви­жения. К числу таких факторов следует отнести, во-первых, денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых то­варов возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, де­нежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится.

Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изме­нения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, пред­праздничные, сезонные условия), Под их воздействием коли­чество покупок может как возрасти, так и снизиться вне пря­мой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукций (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения: вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей а также специфика покупательской психологии (например, эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все и т.д.).

Повышение спроса, вызванное тем иди иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой dd вправо вверх.

И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то проиллюстрировать его можно сместившейся кривой спроса влево вниз.

Таким образом, функцию спроса можно записать следую­щим образом: D = f (Р, Z1, Z2,... Zn), где Р - цена единицы товара; Z1, Z2,... Zn - неценовые факторы.

Прямую зависимость между ценой товаров и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложе­ния за, можно рассматривать как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения - это область альтернатив со знаком «плюс», поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой альтернативы со знаком «минус», так как они невыгодны. Такая графическая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограни­ченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факто­ров производства. Каждое ресурсовложение фирмы - это вы­бор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производ­ство ресурсы. Это так называемые «альтернативные издерж­ки», которые будут оплачены покупателем в цене готового товара только в том случае, если окажется, что данный товар как материализованное ресурсовложение вообще пользуется спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, т.е. аль­тернативы со знаком «минус», - это неудачный выбор ресурсовложения, а, следовательно, и предложения в целом. В этом смысле понятие «предложение» не тождественно понятию «ко­личество товаров», предлагаемых для продажи по данной ры­ночной цене.

Соответственно факторами изменения предложения следу­ет считать изменение совокупности ситуационных условий, зат­рагивающих сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного товара.

Во-первых, уровень технологии производства данных то­варов, если под технологией, или «ноу-хау», понимать и про­порции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

Во-вторых, существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить его, покупая товар, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно: сокращение производства, т.е. предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынке будет возрастать.

В-третьих, предложение товаров во многом зависит от не чия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, натуральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешёвыми по цене и не снижающими стандарты качества продукции. Их применение в значительно степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, также обеспечит экономию издержек.

В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно вызвать рост предложения товаров.

С точки зрения чисто теоретического анализа, функцию производства и предложения, товаров, можно формализовать в виде алгебраического уравнения следующего вида:

S = f (P, Y1, Y2.,…, Yn) где S - предложение товаров; P - цена единицы товаров; Y1, Y2.,…, Yn - неценовые факторы предложения




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.