КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2 основы общественного производства
Функции экономической теории 1. теоретическая (теоретико-методологическая); 2. образовательная; 3. эмпирическая; 4. практическая (прагматическая, прикладная). Теоретическая функция – проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде понятий, терминов, определений и методов, а также теорий, концепций и доктрин. Образовательная функция – люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Экономические знания дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (при покупке товаров, размещении сбережений, найме на работу, при пользовании кредитом и др.) Только на такой, фактической базе, можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории. Эмпирическая функция – данная функция говорит о том, что как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. еmpeiria - опыт), т.е. основывается на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (увеличением, снижением производства; изменением себестоимости; за потоками капиталов, товаров, денег и др.) Практическая функция – заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а так же в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.
Литература: 1, с. 36-46 2; 2, с.16-214; 4, с.20-333; 3,с.9-1512; 12, с. 18-2614; 14, с.28-43 Контрольные вопросы: 1 Что является предметом экономической теории? 2 Роль экономических знаний в познании современного мира. 3 Перечислить основные методы познания экономических процессов. 4 Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс». 5 Критерий истинности экономических знаний. Цель: Определить сущность общественного производства и воспроизводства, рассмотреть понятия производительных сил и производственных отношений. План: 1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования 2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения 3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты 1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования. В процессе производства используются ресурсы. Ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг. Различают пять видов ресурсов: 1 природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые); 2 трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, это люди, обладающие рабочей силой; 3 капитал представлен: а) средствами производства (машины, оборудование); б) денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства; 4 информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники;
5 предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ресурсов в целях создания благ и услуг. Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов. Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества. Если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны. В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ. Ресурсы выступают факторами производства, факторами создания продукта. Для производства каждого продукта существует свой набор факторов. Существует следующая классификация факторов: 1. людские ресурсы с их способностями к труду, которые в процессе производства реализуют свои способности; 2. природные ресурсы и вырабатываемые из них материалы, на изменение, преобразование которых направлена человеческая деятельность, предстают как предметы труда; 3. накопленные ресурсы человеческой деятельности, посредством которых человек воздействует на предметы труда в трудовом процессе (орудия труда, оборудование) выступают как средства труда. Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют средства производства.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |