Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2 основы общественного производства




Функции экономической теории

1. теоретическая (теоретико-методологическая);

2. образовательная;

3. эмпирическая;

4. практическая (прагматическая, прикладная).

Теоретическая функция проявляется тогда, когда ученые обобщают и систематизируют эмпирические данные, выявляют закономерности и принципы экономики, представляют полученные знания в виде понятий, терминов, определений и методов, а также теорий, концепций и доктрин.

Образовательная функция люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Экономические знания дают людям уверенность и возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (при покупке товаров, размещении сбережений, найме на работу, при пользовании кредитом и др.) Только на такой, фактической базе, можно делать научные, объективные выводы и строить правильные, жизненные теории.

Эмпирическая функция – данная функция говорит о том, что как и всякая научная деятельность, экономические исследования носят эмпирический характер (от греч. еmpeiria - опыт), т.е. основывается на живом, практическом опыте. Ученые-экономисты постоянно ведут сбор и обработку конкретной экономической информации, следят за реальными хозяйственными процессами (увеличением, снижением производства; изменением себестоимости; за потоками капиталов, товаров, денег и др.)

Практическая функция – заключается в выработке конкретных форм, принципов и методов рационального хозяйствования, в составлении научных прогнозов развития тех или иных процессов в экономике, а так же в разработке социально-экономических программ для проведения эффективной политики государства.

 

Литература: 1, с. 36-46 2; 2, с.16-214; 4, с.20-333; 3,с.9-1512; 12, с. 18-2614; 14, с.28-43

Контрольные вопросы:

1 Что является предметом экономической теории?

2 Роль экономических знаний в познании современного мира.

3 Перечислить основные методы познания экономических процессов.

4 Взаимосвязь «экономической теории», «политической экономии», «экономикс».

5 Критерий истинности экономических знаний.

Цель: Определить сущность общественного производства и воспроизводства, рассмотреть понятия производительных сил и производственных отношений.

План:

1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования

2 Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения

3 Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты

1 Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования

Экономические ресурсы: понятие, виды, ограниченность и альтернативный выбор их использования.

В процессе производства используются ресурсы.

Ресурсы – это совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания материальных и духовных благ и услуг.

Различают пять видов ресурсов:

1 природные ресурсы – это часть всей совокупности природных условий существования человека, важнейшие компоненты окружающей среды, используемые в процессе производства (земля, водные ресурсы, полезные ископаемые);

2 трудовые ресурсы – это население в трудоспособном возрасте, это люди, обладающие рабочей силой;

3 капитал представлен: а) средствами производства (машины, оборудование); б) денежными средствами, которые общество выделяет для процесса производства;

4 информационные ресурсы – это данные, необходимые для функционирования автоматизированного производства и управления им с помощью компьютерной техники;

5 предпринимательская способность – особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех остальных ресурсов в целях создания благ и услуг.

Различают абсолютную и относительную ограниченность ресурсов.

Под абсолютной ограниченностью понимается недостаточность производственных ресурсов для одновременного удовлетворения всех потребностей членов общества.

Если сузить круг потребностей, то в этом случае абсолютная ограниченность потребностей становится относительной, ибо для ограниченного круга потребностей ресурсы относительно безграничны.

В процессе производства происходит приспособление исходных ресурсов к человеческим потребностям, создание благ.

Ресурсы выступают факторами производства, факторами создания продукта. Для производства каждого продукта существует свой набор факторов.

Существует следующая классификация факторов:

1. людские ресурсы с их способностями к труду, которые в процессе производства реализуют свои способности;

2. природные ресурсы и вырабатываемые из них материалы, на изменение, преобразование которых направлена человеческая деятельность, предстают как предметы труда;

3. накопленные ресурсы человеческой деятельности, посредством которых человек воздействует на предметы труда в трудовом процессе (орудия труда, оборудование) выступают как средства труда.

Средства труда и предметы труда, взятые в единстве, составляют средства производства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.