Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Шлюпкаминазываются беспалубные маломерные гребные, парусные и моторные суда. Их изготавливают из дерева, металла, пластмасс, а также резинотканей (надувные)

СУДОВ.

ВВЕДЕНИЕ

На обширных водных просторах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ; ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и СДЯВ, осуществления подводных работ специального назначения.

Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10 лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами, чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений.

Ведение поисково-спасательных работ на воде осуществляется в период наводнений, которые занимают лидирующее положение по числу повторов, охвату территорий и суммарному среднегодовому экономическому ущербу. Поисково-спасательные работы проводятся также и при ЧС техногенного характера, особенно на водном морском и речном транспорте.

Ведение ПСР на воде осуществляется, как правило, с использованием маломерных моторных судов (спасательных катеров и лодок). Маломерные моторные суда используются также для наведения переправ, эвакуации пострадавших из мест ЧС, выполнения специальных подводных работ.

Таким образом, маломерное моторное судно стало неотъемлемой частью в сложной деятельности войск ГО, а также учреждений и предприятий системы МЧС. Исходя из вышеизложенного, хорошо знать и грамотно эксплуатировать маломерные моторные суда - долг и обязанность каждого служащего системы МЧС.

КЛАССИФИКАЦИЯ МАЛОМЕРНЫХ МОТОРНЫХ

Судно - плавучее сооружение, имеющее водонепроницаемый корпус и предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, водного промысла или выполнения других хозяйственных и специальных задач.

Под маломерными судами понимаются суда и другие водные транспортные средства (моторные, гребные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн (одна регистровая тонна = 2,831685 м3 - единица объема, применяемая для выражения регистровой вместимости судна (объема внутренних помещений судна), пассажировместимостью 12 и менее человек, со стационарными двигателями мощностью менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами независимо от мощности.

По назначению шлюпки делятся на: служебные (судовые), спасательные и спортивные. В зависимости от размеров и конструкции шлюпки подразделяются на баркасы, вельботы, ялики и тузики.

Катер - самоходная шлюпка, имеющая палубу и хорошие мореходные качества. Применяется для служебно-вспомогательных целей (гидрографические, водолазные, лоцманские, санитарные, буксирные, спасательные, рабочие, разъездные и др.) и народнохозяйственные (рыбопромысловые, пассажирские).

Катера могут оснащаться двухмачтовым парусным и весельным (от 10 до 16 весел) вооружением с кливером, фоком и гротом. На них устанавливается мотор, обеспечивающий автономность плавания, предусмотрена обитаемость экипажа.

Государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам:

самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда пасссажировместимостью 12 и менее человек.

.Не подлежат регистрации пассажирские, наливные, военные, прогулочные парусные и спортивные суда, суда смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащие физическим лицам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные безмоторные суда - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах;

Семейство маломерных судов очень многообразно, поэтому приведенная ниже классификация не претендует на полноту и законченность, она может изменятся и дополнятся

Классификация маломерных судов

1. По назначению:

· транспортные суда (для перевозки грузов и пассажиров);

· спортивные (для спортивных целей и тренировок);

· специальные (для проведения специальных работ на воде).

2. По режиму движения:

* водоизмещающие (суда, которые поддерживаются на плаву за счет “архимедовой силы”);

* глиссирующие (суда, у которых при движении, благодаря особой формы днища, возникает гидродинамическая сила, вызывающее значительное всплытие судна и скольжение его по поверхности воды);

* на подводных крыльях (суда, у которых при движении за счет аэродинамической подъемной силы подводных крыльев, корпус судна выходит из воды);

* на воздушной подушке (суда, у которых корпус поддерживается над поверхностью за счет нагнетания воздуха под основание камеры днища).

3. По роду движителя:

* весельные;

* парусные;

* колесные;

* винтовые;

* водометные;

* реактивные.

4. По материалу корпуса:

* деревянные;

* металлические;

* стеклопластиковые;

* резинотканевые;

* композитные;

* из других материалов.

5. По конструкции набора корпуса:

* с продольным набором;

* с поперечным набором;

* со смешанным набором;

* безнаборные.

6. По роду двигателя:

* со стационарным двигателем;

* с подвесным двигателем.

7. По обводам корпуса:

* плоскодонные;

* круглоскулые (круглошпангоутные);

* остроскулые (шарпи);

* реданные;

* безреданные;

* смешанные.

8. По количеству корпусов:

* однокорпусные;

* многокорпусные (катамараны, тримараны и др.).

Формула класса.

Маломерному судну в зависимости от результатов проведенного технического освидетельствования (специального осмотра) присваивается или восстанавливается формула класса.

Наличие класса судна означает: удовлетворяет ли оно требованиям ГИМС к его техническому состоянию.

Маломерное судно утрачивает класс в случаях:

- не предъявления судна к техническому освидетельствованию;

- проведения модернизации судна без предварительного согласования с

ГИМС МЧС России;

- получения судном аварийных повреждений;

- получения судном по результатам технического освидетельствования

(специального осмотра) оценки "запрещено к эксплуатации".

Для восстановления класса судно предъявляется к освидетельствованию (осмотру) после устранения причин, вызвавших утрату класса.

Класс маломерного судна описывается формулой, определяющей конструкцию судна и условия его эксплуатации.

Формула класса записывается в виде кода, знаки которого разделяются точками.

Первый знак кода означает тип судна по способу движения и наличию двигательной установки:

1 - катер, 2 - моторная лодка; 3 - парусное судно, 4 - парусно-моторное судно; 5 - гидроцикл, 6 - гребное судно, 7 - несамоходное судно, «П» - судно на воздушной подушке, «К»- судно на подводных крыльях.

Второй знак кода указывает на наличие (или отсутствие) у судна водонепроницаемой палубы:

1- суда, имеющие водонепроницаемую палубу,

0- открытые (беспалубные) суда.

Третий знак кода указывает разряд судна, соответствующий разряду бассейна, где его разрешено эксплуатировать, при этом буквенный индекс у третьего знака обозначает режим судоходства в бассейне:

М – бассейны с морским режимом судоходства, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море (МППСС).

В - бассейн с внутренним режимом судоходства, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям.

Н - несудоходные бассейны.

В зависимости от удалённости портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:

- морские;

- прибрежные;

- внутренние водные бассейны.

Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья). Внутренние водные бассейны делятся на:

Бассейны 1 разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1,8 метра).

Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,5 метра).

Бассейны 3 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1,2 метра).

Бассейны 4 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 0,6 метра).

Бассейн 5 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 0,25 метра).

Четвертый знак кода указывает общее допустимое количество людей на борту судна (экипажа и пассажиров).

Допустимая мощность двигателя или площадь парусов (либо их oгpaничения) записываются в формулу после четвертого знака, при этом допустимая мощность в кВт записывается в круглых скобках, а площадь парусов - в квадратных.

Примеры записи формулы класса:

1K. 1. 1M. 6 (50) - катер на подводных крыльях, имеющий водонепроницаемую палубу, с разрядом плавания "1", в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающий размещение на борту 6 человек, с ограничением по мощности двигателя до 50 кВт;

2. 0. 2MВ. 4. (40) - моторная беспалубная лодка, с разрядом плавания 2 в бассейнах с морским и внутренним режимами судоходства, допускающая размещение на борту 4 человек и ограничением по мощности двигателя до 40 кВт,

4.1.2М.5.[30] - парусно-моторное судно, имеющее водонепроницаемую палубу с разрядом плавания "2" в бассейнах с морским режимом судоходства, допускающее размещение на борту 5 человек с ограничением площади парусов 30 кв. метров;

6.0. 5Н. 2. – гребная (беспалубная) лодка, с разрядом плавания 5 в несудоходных бассейнах, допускающая размещение на борту 2 человек.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ЛЕКЦИЯ № 13 | Надводный борт (11), подводный борт (14), днище (13). Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.