Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закон спроса и предложения




Закон спроса и предложения - важнейший закон рыночной экономики. Сторонники трудовой теории стоимости считают, что этот закон определяет колебания цен вокруг стоимости. Экономисты, приверженцы теории предельной полезности, используют этот закон для объяснения ценообразования на товарных рынках и рынках услуг вне связи с проблемой стоимости.

Закон спроса и предложения состоит в том, что между ценой и предложением имеет место прямая связь, а между ценой и спросом - обратная. Это означает, что при прочих равных условиях при повышении цены предложение товаров и услуг возрастает, спрос на них уменьшается; при понижении цены предложение уменьшается, в то время как спрос растет.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Как мы уже определили, экономика, функционирующая не как независимая рыночная система, а предполагающая государственное регулирование рынка, называется смешанной.

Концепция выполнения государством своих функций была разработана В. Репке и Л. Эрхардом. Согласно этой концепции государство определяет правила, способствующие достижению поставленных целей, но в экономическую и другие виды деятельности общества не вмешивается.

Задача государства - беспристрастно гарантировать соблюдение всех законов и правил, чтобы обеспечить достижение вышеуказанных целей.

Таким образом, механизм современной рыночной экономики представляет собой совокупность механизмов рыночной саморегуляции и механизм государственного регулирования.

Современные концепции государственного регулирования, отражающие основные течения экономической мысли, возникли во многом, благодаря столкновению неоклассического и кейнсианского подходов, которые подробно изучаются в курсе истории экономических учений.

Рассмотрим подробно несовершенства рынка, необходимость и границы его государственного регулирования.

 

3. Несовершенства рынка. Необходимость и границы

государственного регулирования рыночной экономики

 

Практика показывает, что рынок и государство не всегда справляются с теми задачами, решение которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом «failures», которое обычно переводиться как «провалы». Встречаются и другие переводы этого экономического термина: «фиаско», «несовершенство», «несостоятельность», «дефекты».

«Провалами» рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые побуждают субъектов рынка принимать неоптимальные или нежелательные для общества экономические решения. Важно подчеркнуть, что эти неоптимальные решения являются не следствием ошибок субъектов рынка или действия каких-либо посторонних причин, а результатом действия самого рынка.

В экономической теории выделяют следующие проявления несовершенства рынка:

* Тенденция к установлению монопольного контроля над рынком, поскольку рыночная система не имеет внутренних механизмов, противодействующих монополизации рынка;

* Неравномерность распространения информации в экономической среде, которая ведет к тому, что некоторые из субъектов рынка, располагающие большой информацией, получают преимущество перед другими и возможность принимать субъективно более выгодные решения;

* Неспособность соблюдать социально приемлемые границы неравенства в распределении доходов, поскольку рынок нейтрален к социальным и моральным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить;

* Неспособность рынка устранить «внешние эффекты» (экстерналии). Данная проблема является предметом теоретических дискуссий. Так, из теории Коуза следует, что при отсутствии вмешательства третей силы и нулевых трансакционных издержек обе стороны - источник и получатель экстерналий - могут прийти к взаимоприемлемому решению о том, как распределить между собой дополнительные выгоды или издержки. Но на практике такие договоренности крайне редки.

«Провалы» государства - это возможность принятия государственными органами таких экономических решений, которые неоптимальны или нежелательны с точки зрения интересов общества.

Несовершенство государства проявляется в следующем:

* Недостаток объективной информации для принятия оптимальных или желательных для общества решений. Например. Государственные органы хуже знают состояние и перспективы рынка, чем частные предприниматели, которые работают на этом рынке.

* Бюрократизм в принятии экономических решений. Сложная процедура сбора информации и согласования зачастую оборачиваются неспособностью государства принять своевременное и желательное для общества решение.

* Недостаток контроля общества над бюрократией. В силу профессионализации управленческих функций и многих других причин высшие государственные структуры, особенно не избираемые исполнительные органы, приобрели известную автономность от общества даже в самых демократичных странах. Это позволяет бюрократии в процессе экономического управления преследовать собственные цели, чаще всего - цели упрочнения своего высокого положения в обществе, получения дополнительного государственного финансирования и расширение бюрократических структур.

* Несовершенство политического процесса. Примером могут быть экономические последствия избирательного цикла: перед выборами государственные органы склонны смягчать экономическую политику, например, увеличивая социальные льготы, избегают не популярных мер.

* Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре. В отличие от частного предпринимателя, руководитель государственной структуры испытывает значительно меньшее давление со стороны конкурентов и не сталкивается с угрозой разорения. Поэтому он меньше заинтересован в том, чтоб максимизировать разницу между затратами возглавляемой им структуры и результатами ее деятельности.

Анализ несостоятельности рынка и государства показывает, что в современном обществе неправомерно делать односторонний упор или на рынок, или на государство. Внутренние недостатки, обусловленные самой природой рыночной и государственной форм организации экономической деятельности, требует их сбалансированного сочетания путем развития гибкой и адаптивной институциональной системы.

Решение вопроса о необходимой мере участия государства в экономике должно опираться на следующее суждение: государству следует делать то, что не может делать рынок. Если оставить в стороне административно-правовые задачи, стоящие перед государством (формирование рыночных условий экономической деятельности), и сосредоточиться на чисто экономических функциях, то они состоят в следующем:

1. Производство «общественных благ».

2. Антимонопольная политика и регулирование «естественных монополий».

3. Устранение чрезмерного социального неравенства.

4. Защита общества от «внешних эффектов».

5. Поддержание макроэкономической стабильности.

6. Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста.

7. Обеспечение национальной безопасности, в т.ч. поддержание обороноспособности государства.

Это минимальный перечень экономических функций государства в современном обществе. Зачастую государству приходится гораздо активнее вмешиваться в экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи.

Важно, чтобы государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма и падает эффективность всей экономики.

Границы государственного вмешательства в рыночную экономику обусловлены, прежде всего, функциональностью рыночного механизма. Государство может и должно вмешиваться в него настолько, насколько, с одной стороны, позволяет, а с другой - требует этого сам механизм рынка.

Во-первых, механизм рынка исключает любые действия государств, разрывающие связи внутрирыночного механизма.

Во-вторых, механизм рынка допускает применение по отношению к себе преимущественно экономических методов и регуляторов.

В-третьих, конкурентный рынок требует осторожного применения самих экономических регуляторов. Действительно, непродуманная налоговая или денежная политика может, к примеру, нанести удары по экономике ничуть не меньшие по своей разрушительной силе, чем, например, централизованное планирование или административный контроль над ценами.

В-четвертых, рынок требует исходить из того, что вмешательств государства в его механизм даже оправданными экономическими методами всегда дает как положительный, так и отрицательный результат.

 

 

4. Конкуренция и ее виды

 

Конкуренция (от лат. concurere - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.

Конкуренция - это не просто соперничество за более прибыльное приложение капитала. Это, как пишет Фридрих фон Хайек, процедура открытия таких факторов, которые без обращения к ней оставались бы никому неизвестными или, по меньшей мере, неиспользуемыми.

Как выяснить, что сегодня нужнее потребителю, как лучше, с меньшими затратами решить проблемы удовлетворения потребностей людей? Это позволяет сделать конкуренция. Успех в конкурентном процессе принадлежит тому, кто сможет обнаружить новые товары, новые технологии, новые потребности.

Конкуренция давит на предприятия «извне», заставляет их изыскивать новые методы производства. Давлению «извне» противостоит давление «изнутри» предприятия. Это давление оказывают работники на администрацию. Цель - увеличение их доходов, улучшение условий труда. Иначе конкурентное сокращение издержек может привести к снижению заработной платы.

Поскольку конкуренция побуждает к снижению затрат, а рабочая сила противостоит снижению заработной платы, выходом из этого противоречивого состояния становится технический и организационный прогресс, для которого необходим неограниченный доступ любого крупного и мелкого предприятия к информации, знаниям, развитию науки.

Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями.

Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и о расширении своего производства. Для этого он стремится усовершенствовать его технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и послеторговое обслуживание покупателей. Именно этот фактор позволил лауреату Нобелевской премии Фридриху фон Хайеку сказать, что общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии.

Но конкуренция далека от идиллии. Во все времена глубинные корни конкурентных отношений состояли в необходимости постоянной борьбы за лучшие условия существования. В результате этой борьбы были не только победители - счастливые соперники, приумножавшие свои богатства, но и побежденные. С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления, как разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.

Сущность конкуренции проявляется в ее функциях, среди которых:

* нацеленность производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

* стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее выживание производителей;

* дифференциация товаропроизводителей;

* воздействие на производство с целью рационального распределения ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии с потребностями общества, спросом и нормой прибыли;

* ликвидация неэффективных предприятий;

* стимулирование снижения цен и повышения качества товаров.

Основные теории конкуренции




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.