Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функциональная теория конкуренции




Структурная концепция конкуренции.

Поведенческая теория конкуренции.

Исходя из латинского слова «concurrentia», означающее «столкновение» состязание и возникло поведенческое толкование конкуренции, первоначально в классической экономической теории. А.Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Он считал, что независимое поведение может возникнуть даже на рынке с двумя продавцами, но более вероятно - на рынке с двадцатью продавцами, поскольку в этом случае менее вероятен сговор между ними. Следовательно, при рассмотрении конкуренции классики делали акцент на таком поведение продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за наиболее выгодные условия продажи или покупки товаров. Неоклассики, конкретизировав экономический анализ и включив в него гипотезу рационального агента, связывали конкуренцию борьбой за редкие экономические блага, а также за деньги потребителей, на которые их можно приобрести.

Ее авторами являются Ф. Эджуорт, А. Курно. Дж. Робинсон, Э. Чемберлин и др. ученые, заложившие фундамент современной теории четырех основных типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют на нем.

Функциональный подход к определению конкуренции связан, в частности, с именем австрийского экономиста И. Шумпетера. В своей теории экономического развития он определял конкуренцию как борьбу старого с новым. Эту борьбу ведут предприниматели - организаторы производства, прокладывающие новые пути, осуществляющие новые комбинации ресурсов.

Первоначально нововведения скептически принимаются рынком, но если новатору удается их осуществить, именно механизм конкуренции вытесняет с рынка предприятия, использующие устаревшие технологии и выпускающие не льзующуюся спросом продукцию.

Для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции в западной экономической литературе используется теория английского ученого, авторитета в области конкуренции, М.Е. Портера, известная под названием «модель пяти сил конкуренции»:

1. Соперничество среди конкурирующих продавцов.

2. Конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями и конкурентоспособных с точки зрения цены.

3. Угроза появления новых конкурентов.

4. Экономические возможности и торговые способности поставщиков.

5. Экономические возможности и торговые способности покупателей.

Модель пяти сил конкуренции М.Е. Портера является концептуальным средством для формулирования и диагностики принципиальных структурных схем конкурентных сил. Использование этой модели - действительно простой путь понимания сложной проблемы.

Пять сил конкуренции определяют, в конечном счете, условия, в которых функционирует каждый конкурентный рынок и составляющие его экономические единицы.

Различают конкуренцию:

1) функциональную (конкуренция определенного товара);

2) видовую (по цене и качеству);

3) межфирменную (среди отдельных предприятий, фирм);

4) внутриотраслевую и межотраслевую, механизм которых достаточно подробно исследован К. Марксом в III томе «Капитала»;

5) совершенную и несовершенную, получившую распространение в западной экономической литературе.

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.

Признаки совершенной конкуренции отражены на слайде 9, экономические последствия совершенной конкуренции отражены на слайде 10.

Во второй половине XIX в. постепенно возникают крупные предприятия и их объединения. Так, в 1909 г. в США крупнейших промышленных предприятий с объемом производства в 1 млн. долл. и свыше насчитывалось 1,1 % от общего числа предприятий, на них было занято 30,5 % всех рабочих, которые производили 43,8 % всей промышленной продукции страны. В настоящее время доля крупных предприятий составляет в США 0,5 %, и они вырабатывают 35 % объема продукции. Конкуренция стала несовершенной, несвободной.

Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка.

Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополия, олигополия, монополистическая конкуренция (слайд 11).

Монополия (греч. monos - один, poleo - продаю) - исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникает несколько видов монополий:

* естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, земля и др.);

* натуральная монополия, означающая сосредоточение в отдельных руках производства и рынка сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую форму.

Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и временном благоприятном соотношении спроса и предложения.

Устойчивая монополия формируется у крупнейших предприятий, захвативших рынки сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникают в одной какой-либо отрасли хозяйства. Появление в одной отрасли избыточного капитала, не способного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты).

Всеобщая форма монополий возникла во второй половине ХХ века, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцами. Примеры таких монополий крайне редки. В США, например, это компания по производству алюминия «Алкоа» и др.

Появление монополий явилось результатом концентрации (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Слияние может происходить по-разному: либо пуем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупка за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ.

Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50-70-м гг. XIX века, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В прошлом столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

Монополия и монопсония - это крайние случаи несовершенной конкуренции. Чаще встречается олигополия (греч. oligos - немногий, poleo - продаю), когда основная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов, и олигопсония - несколько крупных покупателей. Примером олигополии могут служить три гиганта автомобильной промышленности США: «Дженерал моторз», «Форд» и «Крайслер», которые вместе производят свыше 90% всей продукции.

Третья модель несовершенной конкуренции - монополистическая конкуренция - множество продавцов дифференцированной продукции.

 

5. Сущность, функции и структура рынка. Рыночная инфраструктура

 

Что же такое рынок? Данное понятие имеет несколько значений, которым можно подобрать еще большее количество определений.

1. На уровне обыденного мышления рынок предстает как любое место торговли. Это и биржа (фондовая, товарная или труда), и супермаркет, и парикмахерская, и торговая лавка, и банк, и многое другое. В этом смысле рынок совсем не обязательно должен ассоциироваться с рыночной системой. Он существовал и в командной экономике, и даже в условиях традиционного хозяйства (рабовладение, феодализм).

2. Рынок - это совокупность актов купли-продажи. В этом смысле рынок уже можно рассматривать и как единое целостное явление, и как несколько самостоятельных секторов в зависимости от объектов купли-продажи.

3. Рынок - это институт или механизм, имеющий высокую степень саморегулирования и связывающий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков). Механизм саморегулирования рынка действует через законы рыночной экономики (спроса и предложения, стоимости, убывающей предельной полезности, возрастание вменённых издержек и многие другие).

В этом случае понятия «рынок» и «рыночная экономика» практически совпадают. В странах с давно установившейся и развитой рыночной системой эти понятия не различаются и фактически являются синонимами. Степень саморегулирования рынка в индустриально развитых странах может зависеть лишь от национальной модели рыночной системы.

Обобщая сказанное, можно выделить два основных подхода к трактовке экономической категории «рынок».

Первый основан на выделении политико-идеологического и философского содержания рынка и рыночных отношений, когда в качестве основных характеристик рынка рассматриваются:

а) рынок как способ организации общественного производства, основанного на свободе предпринимательства и ограниченной роли государства. В этом качестве рынок противостоит способам организации, опирающимся на применение методов централизованного планирования и административного регулирования;

б) рынок как способ поведения хозяйствующих субъектов, определяющих критерии принимаемых ими решений и характер отношений между субъектами («рыночное поведение»);

в) рынок как способ мышления, формирующий соответствующее мировоззрение участников хозяйственной деятельности («рыночное мышление»).

Второй подход к трактовке понятия «рынок» основан на выделении его конкретно-экономического содержания. Рынок трактуется как механизм, позволяющий определить соотношение спроса и предложения на различные виды варов и услуг.

С позиций экономической теории рынок - это система экономических отношений по поводу предпринимательской деятельности на основе многообразных форм собственности и обмена ее результатами.

Основными признаками рынка являются:

* обмен товарами и услугами по эквиваленту;

* распределение благ по факторам производства;

* механизм воспроизводства, регулирующий обновление и развитие основного капитала;

* саморегулирование экономического равновесия;

* средство стимулирования рационального использования ресурсов ради максимизации выгод (прибыли).

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства, фирмы, государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйствующие субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный поток купли-продажи.

Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства, услуги. В качестве денег - все финансовые средства.

Рыночный механизм взаимодействия субъектов предполагает:

1) согласие обменивающихся сторон;

2) эквивалентную возмездность;

3) свободный выбор партнеров;

4) наличие конкуренции.

Проявление сущности рыночных процессов и явлений раскрывается в функциях рынка, в числе которых:

1) саморегулирование производства под воздействием рыночного равновесия спроса и предложения. Посредством рынка осуществляются обратные хозяйственные связи (потребитель - рынок - производство), т.е. рынок вызывает мотивацию увеличения предложения (развития производства);

2) стимулирование производителей к созданию новой продукции, к минимизации издержек производства ради максимизации прибыли;

3) регулирование пропорциональности в связях регионов и сферах деятельности;

4) обеспечение эквивалентности на основе общественного «эталона», способствующего соизмерению затрат и результатов;

5) демократизация хозяйственной деятельности.

Функционирование рынка осуществляется посредством определенной структуры и системы рынков в сфере хозяйственных отношений.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их доля в общем объеме рынка

Система рынков - совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Рынки функционируют на разных уровнях, во всех сферах и видах деятельности, в различных регионах страны. Поэтому система рынков сложна и многообразна. С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

* легальный (официальный);

* нелегальный (теневой).

Нелегальный рынок - неотъемлемый элемент теневой экономики, под которой понимается незаконная и незарегистрированная деятельность.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга:

1. По объектам рыночных отношений (слайд 13):

* потребительский (товаров и услуг);

* факторов производства

- средств производства;

- рабочей силы;

- ссудного капитала;

- финансов;

- ценных бумаг (фондовый) и др.

2. По географическому положению:

* местный;

* региональный;

* национальный;

* мировой.

3. По проявлению конкуренции:

* свободный (совершенной конкуренции);

* монополистической конкуренции;

* олигополический;

* монопольный (монопсонный).

4. По объему продаж:

* розничный;

* оптовый.

5. По механизму регулирования:

* совершенной конкуренции;

* несовершенной конкуренции;

* регулируемый (под контролем государства).

 

Таким образом, структура рынка - это деление всей системы рыночных отношений на подсистемы по научно выбранным основаниям.

Выводы:

1. Исторически типами общественного хозяйства являлись натуральное, товарное и непосредственно общественное хозяйство. Именно капиталистическое товарное хозяйство составляет объективную основу современной рыночной экономической системы. В своей эволюции товарное хозяйство прошло стадии простого и капиталистического хозяйства, главным отличием которых выступает превращение рабочей силы в товар и приобретение товарным хозяйством всеобщей значимости в условиях капитализма.

2. Изначальной моделью рыночной экономики были отношения абсолютного господства экономической и политической власти централизованного государства. Вторая модель рыночной экономики характеризуется приматом личности над государством, господством частной собственности как главного двигателя развития. Именно данная модель реализована в наиболее развитых странах запада.

3. Экономическими целями современной рыночной системы хозяйствования являются:

* экономический рост;

* экономическая эффективность;

* полная занятость трудоспособного населения;

* стабильный уровень цен;

* экономическая свобода;

* справедливое распределение доходов;

* экономическая обеспеченность;

* торговый и платежный баланс.

4. Рыночный механизм можно охарактеризовать как механизм формирования цен и распределения ресурсов, механизм взаимодействия продавцов и покупателей товаров по поводу определения их количества, качества, структуры производства.

5. Субъектами рыночного хозяйства (рыночными агенми) являются: домашние хозяйства, предприятия (фирмы), денежно-кредитные учреждения (банки и др.) и государство в лице органов трех ветвей власти и Центрального банка. Каждый из экономических агентов имеет собственные (часто не совпадающие с другими) экономические интересы, согласование которых происходит на рынке.

5. Рынок - это многосложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен при регулирующем воздействии институциональных норм и правил.

6. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.п.

7. Конкуренция - одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов.

8. Необходимым элементом современной рыночной экономики выступает механизм государственного регулирования. Конкретные границы государственного вмешательства в экономику определяются исключением любых действий государства, ведущих к разрыву связей в механизме рыночной саморегуляции, применением преимущественно экономических методов управления, защитой рыночного механизма от нежелательных внешних воздействий и т.д.

9. Субъектами рынка являются продавцы и покупатели, в качестве которых выступают домохозяйства (в составе одного или нескольким лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (труд, земля, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

10. Основными функциями рынка являются: регулирующая (объёмы производства, цены, ассортимент товаров); информационная (о ценах, затратах, доходах); стимулирующая (к снижению затрат, росту производительности, обновлению продукции, повышению её качества); санирующая (отбраковка неконкурентоспособных и малоэффективных предприятий).

Вопросы для самопроверки:

1. При каких обстоятельствах возникает товарное производство?

2. Чем товарное производство отличается от натурального производства?

3. Какие этапы в своем развитии прошло товарное производство?

4. Что такое товар и каковы его основные свойства?

5. В чем заключается коренное отличие теории предельной полезности от трудовой теории стоимости в трактовке товара?

6. Как соотносятся понятия «благо», «товар» и «услуга»?

7. Что такое деньги и как они возникли?

8. Какие функции денег Вы знаете? Претерпели ли они изменения в наши дни?

9. Перечислите и охарактеризуйте определения понятия «рынок». Дайте собственное определение понятия «рынок».

10. Каковы главные экономические функции рынка? Чего больше в рыночной системе: хаоса и анархии или автоматизма и саморегулирования?

11. Назовите основные типы рынков и охарактеризуйте их.

12. Что такое структура рынка и каковы ее основные признаки?

13. Что такое система рынка и как она соотносится с понятием «структура рынка»?

14. Назовите основные виды рынков по объектам, по субъектам, по формам контакта, по уровню насыщения, по степени зрелости, по степени ограниченности конкуренции, в пространственном разрезе, с позиции соответствия действующему законодательству, с учетом ассортимента товаров.

15. Охарактеризуйте достоинства и недостатки рыночной экономики.

16. Что такое конъюнктура рынка?

17. Что такое конкуренция? Какие виды конкуренции Вы знаете?

18. Каковы достоинства и недостатки совершенной конкуренции?

19. В чем коренное отличие несовершенной конкуренции от совершенной?

20. В чем причина перехода от совершенной конкуренции к несовершенной, или монополистической?

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.