Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные предпосылки микроэкономики




Понятие микроэкономики. Микроэкономика как наука

ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ

 

1.1. МИКРОЭКОНОМИКА: ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ. ПРЕДМЕТ МИКРОЭКОНОМИКИ

 

Микроэкономика как наука является частью общей экономической теории, в рамках которой изучаются и другие дисциплины, такие как макроэкономика, история экономических учений, введение в мировую экономику.

При этом современная микроэкономика является фундаментальной основой для целого ряда экономических наук – маркетинга, менеджмента, экономики предприятия, которые используют микроэкономические понятия и общие принципы принятия решений потребителем. Также необходимо отметить, что исторически микроэкономика возникла раньше, чем макроэкономика. Это связано с тем, что для анализа и решения проблем, возникающих на макроуровне, человечеству необходимо было сначала разобраться с микроэкономическими процессами, протекающими на уровне отдельного потребителя и организации.

Изучение микроэкономики дает возможность понять образующиеся экономические взаимосвязи между отдельными людьми и фирмами, определить их место и роль в происходящих явлениях.

В общем смысле экономика представляет собой определенным образом скоординированную хозяйственную деятельность экономических субъектов. Экономика как общественная наука изучает поведение людей и их групп в процессе производства, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Микроэкономика, как часть экономики, изучает, как отдельный экономический субъект делает свой выбор, как принимает решение о распределении ограниченных ресурсов между альтернативными целями, какие факторы оказывают влияние на механизм принятия решений.

Под экономическим субъектом (другими словами экономическим агентом, хозяйствующим субъектом) в микроэкономике понимается отдельный потребитель или фирма (организация).

Основной проблемой экономического анализа является проблема выбора – человек не может иметь все, что хочет одновременно и должен постоянно выбирать или определять приоритетное направление производства или покупки определенных товаров и услуг. Достаточно наглядное решение этой проблемы отражает модель кривой производственных возможностей, которая будет рассмотрена в вопросе 1.2.

 

Микроэкономика основывается на двух главных предпосылках:

1. Человеческие потребности не ограничены и не могут быть полностью удовлетворены.

2. Ресурсы ограничены.

Любой вид экономической деятельности направлен на удовлетворение потребностей и опирается на использование ресурсов. Поэтому все экономические проблемы связаны с расходованием ресурсов ради удовлетворения потребностей.

Разберем вышеуказанные предпосылки более подробно.

Первая предпосылка. Человеческие потребности не ограничены, однако ни одно общество не может произвести все то, что хотелось бы всем потребителям.

Потребность представляет собой недостаток или нехватку чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности или фирмы и общества в целом.

Потребности сложны и многообразны. Их иерархию можно представить в виде пирамиды, изобретенной американским ученым Маслоу, изображенной на рисунке 1.

 
 

 

 


Рис. 1. Пирамида Маслоу

 

Данная пирамида состоит из нескольких ступеней – этапов. Самая низшая ступень, физиологические потребности, включает в себя первичные потребности, возникающие у каждого человека в первую очередь. К ним относятся потребности в еде, сне, необходимости дышать, спать и т.д. После того, как потребители удовлетворяют одни потребности, у них формируются новые, поэтому они безграничны. Потребность в безопасности означает желание человека иметь собственное жилье, дом, “границы безопасности”, за которые никто не может зайти без его разрешения. Однако человек не может жить изолированно от мира, от социальных сообществ, поэтому у него возникает потребность принадлежать к социальной группе. Одним из существующих наказаний в современном мире является заключение человека в места лишения свободы (одиночные камеры), то есть лишение его быть полноценным членом социального мира. В этой ситуации данный вид потребности проявляется наиболее остро, однако не может быть удовлетворен. Потребности в уважении и самореализации являются высшими ступенями в классификации, и возникают при желании человека достичь максимальных высот своего развития как личности.

Средством удовлетворения потребностей служат блага. Они могут быть:

§ Свободными (естественными), например воздух, земля, солнце, вода;

§ Экономическими, т.е. товарами и услугами, созданными в процессе производства.

Экономическая теория, в частности микроэкономика, изучает экономические блага.

Классифицировать экономические блага можно по нескольким признакам.

По целевому назначению различают:

ü потребительские блага, т.е. товары, приобретаемые для личного потребления. Их можно разделить на продовольственные и непродовольственные блага.

ü промышленные блага, т.е. товары, приобретаемые для дальнейшей переработки или применения в бизнесе (сырье, материалы, полуфабрикаты).

По времени использования:

ü блага краткосрочного пользования – это товары, которые потребляются обычно за один раз или несколько циклов использования (продукты питания, канцелярские товары).

ü блага длительного пользования – это товары, которые применяются в течение достаточно длительного периода времени (оргтехника, автомобили).

По характеру зависимости:

ü блага-субституты – это взаимозаменяемые товары (сахар – сахарозаменитель, лимонад – сок).

ü комплементарные блага – это товары, которые дополняют руг друга в процессе потребления (мясо – кетчуп, теннисная ракетка – мячик).

ü нейтральные (независимые) блага – это товары, потребление которых не зависит друг от друга (письменный стол – творог).

Экономические блага, в отличие от естественных, не существуют в природе в готовом виде, поэтому для их производства необходимы ресурсы или факторы производства. В микроэкономике их разделяют на четыре основные группы:

 

 
 

 

 


Рис. 2. Классификация ресурсов по основным группам

Вторая предпосылка. Все ресурсы, из которых производятся товары, носят ограниченный характер. При этом под ограниченностью ресурсов понимается не абсолютная исчерпаемость, а их нехватка в определенный момент времени для одновременного и полного удовлетворения всех имеющихся потребностей. Другими словами, все имеющиеся ресурсы (в том числе и время) носят альтернативный характер. Все общество и каждый человек в отдельности вынуждены постоянно выбирать, какие блага следует производить, на что потратить свободные деньги, и как использовать имеющееся время.

Исходя из этих предпосылок, можно сказать, что микроэкономика – это наука о поведении и отношении людей в условиях ограниченности ресурсов и средств, стремящихся удовлетворить свои многочисленные и растущие потребности.

Объектом микроэкономики является отдельный хозяйствующий субъект – потребитель или фирма.

Предметом микроэкономики выступает комплекс проблем, который включает в себя ответы на следующие вопросы:

1. Что производить (какие товары и услуги и в каком количестве)?

2. Как производить (с помощью каких ресурсов и технологий)?

3. Для кого производить (какие целевые группы потребителей товаров)?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3073; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.