Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночные перспективы малых фирм должны быть связаны с их главным преимуществом — мобильностью, позволяющей оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка




Особенности развития малых фирм.

Не будем останавливаться на вопросах значимости развития малого бизнеса для любой страны, они достаточно полно отражены в литературе и публикациях по проблемам предпринимательства. Ограничимся выделением основных преимуществ малого бизнеса, которые отражены в табл. 3.1. Помимо этого, необходимо отметить целый ряд характерных трудностей, связанных с развитием малых фирм.

Так, малые фирмы чаще проигрывают крупным в борьбе за кредиты. Банки отказывают малым фирмам в ссудах, а если и дают, то под высокие проценты, что ведет к росту себестоимости и затрудняет модернизацию производства из-за недостатка средств. Небольшие фирмы хуже крупных справляются с экспортными и валютными операциями, маркетингом, Они чаще испытывают недостаток в квалифицированной рабочей силе. Серьезную проблему для малых фирм представляет планирование деятельности.

Экономический риск в сфере малого бизнеса, как правило, выше в силу объективно присущих ему особенностей, таких как:

- большая чувствительность к состоянию экономической среды (если в связи с инфляцией уровень издержек опережает уровень доходов, фирма неизбежно терпит крах);

- «жизненный цикл» малых предприятий обычно короче, чем крупных фирм;

- ограниченность объема производства;

- узкорегиональный характер деятельности;

- недостаточно высокий, как правило, уровень финансового и производственного управления;

- невысокая производительность труда;

- вынужденное или сознательное пренебрежение маркетингом.

Основные виды стратегий развития малых фирм могут быть представлены матрицей «продукт-форма существования» (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Основные виды стратегий малой фирмы

Стратегия копирования. Это стратегия оперативного, быстрого реагирования на рыночную конъюнктуру, при которой малая фирма выбирает независимую форму существования (суверенитет) и предлагает рынку продукт, подобный продукту крупной фирмы. В практике бизнеса фирмы-имитаторы применяют два варианта данной стратегии:

а) выпускается оригинальный, запатентованный марочный продукт крупной фирмы;

б) выпускаются копии под оригинальный продукт всемирно известных производителей, который, таким образом, является подделкой.

Конкурентоспособность копий обусловлена ценами, значительно меньшими цен оригинала, что, прежде всего, связано с отсутствием расходов на разработку данной продукции, которые несут крупные фирмы, выпускающие оригинал. Как правило, качество копий по сравнению с оригиналом значительно ниже. Это объясняется тем, что качество как элемент дифференциации продукции чрезвычайно сложно копируется. Фирмы-имитаторы и не ставят перед собой такой цели: в основном их продукция ориентирована на сегмент покупателей с низким уровнем дохода.

Практика копирования была впервые применена в фармацевтике, далее захватила электронику, изготовление бытовой радиоаппаратуры, производство одежды и обуви и т. д.

Стратегия оптимального размера. Данная стратегия находит свое применение в тех отраслях, где крупное производство неэффективно, прибыль невелика по масштабам крупных фирм, высоки расходы, свя­занные с добавленной стоимостью. Это в первую очередь относится к сфере обслуживания. Во всех промышленно развитых странах очень велика роль сферы услуг, в которой занято около 60% рабочей силы (в России этот показатель не превышает 30%). Создание малых пред­приятий в сфере услуг нередко связано с частичной диверсификацией крупного бизнеса (выделение таких функций, как охрана, эксплуата­ция, ремонт, послепродажное обслуживание и др.).

Если придерживаться этой стратегии, то возможности роста фирмы ограничены малыми размерами деятельности, которые помогают ей выжить и одновременно служат препятствием к ее расширению. В то же время разновидность данной стратегии, связанную с освоением новых рынков, которые крупные фирмы считают недостаточно емкими, можно рассматривать как косвенную стимуляцию эффективно­сти производства крупных компаний.

Стратегия участия в продукте крупной фирмы. Малые фирмы при выборе данной стратегии используют возможности, связанные с политикой дезинтеграции, проводимой крупными компаниями, отказывающимися от собственного мелкого промежуточного производства внутри фирмы, которое редко бывает эффективным. Важно, что для малой фирмы продукт такого производства является конечным.

В последнее время наблюдается рост взаимозависимости крупных и малых фирм, что связано с привлечением малых фирм к субпод­рядным работам. Например, доля комплектующих изделий в общей стоимости легковых автомобилей, выпускаемых германскими кор­порациями Volkswagen и Dimler Benz, достигает 60%. Аналогичный показатель у американских корпораций Ford и General Motors равен 50%, а у ведущих японских компаний Японии Toyota и Nissan превышает 70%. В Германии на долю субподрядчиков, в роли которых вы­ступают малые фирмы, приходится 45% общего объема производства в транспортном машиностроении, 70-80% — в сталелитейной про­мышленности, а в целом в обрабатывающей промышленности — бо­лее 25%.

Стратегия использования преимуществ крупной фирмы. Характерным примером такой стратегии служит франчайзинг как форма интеграции малого и крупного бизнеса. Классическая модель франчайзинга предполагает прямые договорные отношения между франчайзи (малой фирмой) и франчайзером (крупной фирмой) на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить пер­воначальный взнос, а затем вносить определенные суммы, исчисляемые в процентах от объема продаж (роялти). Разновидности франчайзинга как стратегии развития малых фирм определяются тем, в каком виде франчайзер предоставляет франчайзи продукт для реализации, т. е. на какой стадии производства товар переходит в руки малой фирмы. По этому критерию выделяют товарный, производственный и деловой франчайзинг.

Товарный франчайзинг заключается в покупке прав на продажу товаров с торговой маркой головной компании. Франчайзи закупает товар у франчайзера и реализует его в розницу. Такой подход сложился в начале XX века.

Производственный франчайзинг предполагает продажу франчайзи права на производство и сбыт товара с использованием сырья и мате­риалов, купленных у материнской компании. Очень удачное приме­нение такой альтернативный вариант нашел в индустрии безалкоголь­ных напитков. Его с успехом реализуют такие известные всему миру гиганты, как Coca-Cola и Pepsi.

Деловой франчайзинг подразумевает продажу права на организацию малой фирмы, которая будет носить название материнской корпора­ции и изберет тот же профиль деятельности. Этот вариант стратегии использования преимуществ крупной фирмы наиболее популярен в настоящее время, так как позволяет вместе с товаром продавать и оп­ределенный набор услуг. Примером делового франчайзинга может служить организация сети закусочных McDonald's, Pizza Hut, отели сети Holiday Inn.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.