Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действующее уголовно-процессуальное законодательство, его задачи, структура и общая характеристика




Возникновение и основные этапы развития уголовно-процессуального законодательства Республики Беларусь

Законодательные акты, на которые имеются ссылки в соответствующих статьях УПК.

Законодательные акты как источники УПП можно разделить на 2 группы: 1) законы об изменениях в УПК и дополнения к нему (собственно процессуальные законы); 2) законодательные акты непроцессуального характера, которые содержат некоторые нормы УПП (Кодекс о судоустройстве и статусе судей, Закон о прокуратуре, Закон об ОВД, Закон об ОРД и др.)

Важное значение в процессе применения Закона имеют решения Конституционного Суда, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по вопросам судебной практики, приказы Генерального прокурора Республики Беларусь, Министра внутренних дел Республики Беларусь (которые могут касаться организации следственной работы, кадровых вопросов, разъяснять законы, регламентирующие порядок расследования и прокурорского надзора). Источниками уголовно-процессуального права они не являются, так как не создают новых процессуальных норм. Однако они способствуют правильному применению уголовно-процессуального закона.

В 1917 г. был принят Декрет о суде №1, в соответствии с которым в течение декабря 1917 – января 1918 г. в Белоруссии повсеместно организуются новые судебные и следственные органы.

В 1922 г. третья сессия ЦИК БССР приняла первый УПК БССР, в котором нашли закрепление и развитие некоторые принципы уголовного процесса, и который подробно регламентировал деятельность органов расследования, прокуратуры и суда по стадиям процесса.

В марте 1923 г. принято Положение о судоустройстве БССР. Изменения в судебной системе потребовали переработки действовавшего УПК. С 15 апреля 1923 г. в Белоруссии был введен в действие УПК редакции 1923 г., внесший некоторые улучшения в процесс.

С 1927 г. УПК БССР действует в новой редакции, приведенной в соответствие с Основами уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. По сравнению с УПК 1923 г. в УПК 1927 г. изменяется перечень мер пресечения: залог, личное и имущественное поручительство исключаются и вводится поручительство общественной организации; получает закрепление институт общественных обвинителей и защитников; формулируется правило о недопустимости поворота решения к худшему, обеспечивающее свободу обжалования приговора; устанавливается круг полномочий Верховного Суда республики и др.

В 1936 г. принята новая Конституция СССР и на ее основе в 1937 г. – Конституция БССР, закрепившие принципы организации и деятельности суда. В 1938 г. был принят общесоюзный Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, сокративший количество надзорных инстанций и круг лиц, имеющих право приносить протесты в порядке судебного надзора. В БССР надзорной инстанцией являлся только Верховный Суд, а право принесения протеста сохранялось за Прокурором БССР и Председателем Верховного Суда республики. Эти изменения отразились и в УПК.

В годы Великой Отечественной войны в БССР действуют общесоюзные законы, установившие изъятия из нормальной подсудности некоторых категорий дел с передачей их на рассмотрение специальных судов в местностях, объявленных на военном положении.

В период 1957-1960 гг. в БССР ведется интенсивная работа по кодификации уголовного и уголовно-процессуального законодательства, закончившаяся принятием 29 декабря 1960 г. Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов БССР. УПК был введен в действие с 1 апреля 1961 г. В последующие годы в него вносились изменения и дополнения.

УПК 1960 г. от ранее действовавшего отличают: структурное построение по разделам и главам в строгом соответствии с развитием производства по уголовному делу по стадиям процесса, установление единого режима производства для всех видов уголовных дел и во всех органах дознания, следствия, прокуратуры и судах; четкое формулирование задач и закрепление системы принципов уголовного процесса; более полное и конкретное определение полномочий суда, прокурора, следователя и лица, производящего дознание, а также процессуального положения участников процесса; допущение участия защитника на предварительном следствии; регламентирование доказательств и доказывания и др.

24 июня 1999 г. Палата представителей приняла новый УПК, 30 июня 1999 г. Совет Республики Национального Собрания его одобрил. 16 июля 1999 г. кодекс подписан Президентом Республики Беларусь и 1 января 2001 г. введен в действие.

 

 

УПК 1999 г. закрепляет тип уголовного процесса, построенный на началах состязательности, незыблемости конституционных прав и свобод граждан, уважения чести и достоинства личности и особой роли суда в защите таких прав и свобод. В структурном отношении кодекс состоит из трех частей: «Общие положения», «Досудебное производство», «Судебное производство» и включает 16 разделов, 58 глав и 520 статей.

Характерные черты УПК 1999 г.:

- дальнейшая демократизация уголовного процесса;

- повышение правозащитной роли суда, освобождение его от обвинительных функций;

- обеспечение состязательности и равноправия сторон в суде;

- расширение круга участников процесса и их прав;

- усиление защиты прав как подозреваемого и обвиняемого, так и потерпевшего и свидетеля;

- повышение эффективности производства на досудебных и судебных стадиях процесса.

Задачи уголовно-процессуального закона (ст. 2 УПК): закрепление надлежащей правовой процедуры осуществления уголовного процесса, обеспечение законных прав и интересов физических и юридических лиц, которым преступлением причинен физический, имущественный или моральный вред, а также уголовное преследование и защита лиц, которые подозреваются, обвиняются в совершении предусмотренных уголовным законом общественно опасных деяний.

Уголовно-процессуальный закон призван способствовать формированию в обществе уважения к правам и свободам человека и гражданина, утверждению справедливости.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.