Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что означает термин «этика»




Предмет и ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 1.

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»), первоначально означавшего место совместного проживания, а затем трактующегося как характер, темперамент, мода, покрой одежды, обычай. Для обозначения совокупности этических добродетелей как особой предметной области знания и для выделения самого этого знания как особой науки Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ввел термин «этика». Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого языка на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mos» — латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о моральной философии, понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.э. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» — разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, в частности, по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) — изучаемый ею предмет.

Этика - это раздел философии, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности.

Этика является важным элемен­том человеческой культуры. Изучение этики закладывает ос­новы интеллигентности человека, его благородство и добро­порядочность, формирует гражданственность личности, вкус и хорошие манеры.

Этика пронизывает собой все многообразие общественной жизни, и к ней причастны все люди. Этика занима­ется вопросами, связанными с внутренним миром человека, вторгается в область чувств че­ловека. Каждый человек порой задумывается над тем, как надо поступать в той или иной ситуации, что такое справедливость, в чем смысл жизни, для чего рождается человек, что такое добро и что такое зло. Правда, у каждого человека есть свое представление о добре и зле. В свое время один философ не без иронии говорил: если спро­сить у человека, что такое добро и зло, он ответит: добро - если я украду жену соседа, а зло - если сосед украдет жену у меня.

Понятия «добро», «зло», «справедливость», «счастье» глу­боко проникли в сознание и эмоциональный мир человека. А можно ли проникнуть в этот мир другого человека, можно ли проникнуть в глубину нравственных переживаний человека? Представьте, что вы - работник банка и вам предстоит решить вопрос о том, можно ли выдать этому человеку значительную сумму денег в качестве ссуды, порядочен ли он. Или иная ситуация: вы судья и вам предстоит решить вопрос о степени вины человека, которого обвиняет прокурор и защищает адво­кат, говоря, что его клиент - человек с безукоризненной репу­тацией и поступить подло не может.

Вообще не простой вопрос - можно ли помочь человеку ориентироваться в разных житейских ситуациях? Кто я та­кой? Как я должен себя вести? Что я должен делать? Эти вопросы возникают перед человеком постоянно как практи­ческие проблемы - какую выбрать профессию, как поступить в конфликтной ситуации - защитить друга, если вы с ним оказались в темном переулке перед группой хулиганов, или убежать домой; выходить замуж или вначале окончить ли­цей, рожать ребенка или заняться коммерцией. Например, в Италии, Испании, Швеции браки в 35 лет стали нормой, так как молодые вначале предпочитают накопить денег на квар­тиру, мебель и проч.

В обыденной жизни слова «этика» и «мораль», «нравст­венность» употребляют как взаимозаменяемые. При этом сло­во «этика» имеет несколько различных значений. Одно из самых распространенных - это понимание этики как кодекса или свода принципов жизни людей. В строго научных рассуждениях принято различать этику как науку, теоретическую дисциплину, а мораль, нравствен­ность - как объект этики, то есть, то, что изучает этика. Спе­цифическая особенность этики как науки состоит в том, что она в отличие от обычного житейского понимания стремится ответить на нравственные вопросы в теоретической форме, помочь в решении практических нравственных проблем, которые стоят перед большинством людей в их повседневной жизни. Итак, этика есть наука о морали, нравственности. А каков же предмет этики? Определение предмета этики зави­сит от того, как мы понимаем мораль, ее происхождение, социальные функции. Разумеется, за две с половиной тысячи лет существования этики предмет ее менялся, это были раз­личные качественные ступени познания нравственности, теоретического углубления в ее сущность. В истории этики мы наблюдаем громадное множество концепций морали, и все-таки во все времена этика остается наукой, которая изучает нравственные процессы, жизнь человека и общест­ва: ведущие мотивы общественного поведения, нравствен­ное бытие человека.

Попытаемся очертить современные границы предмета этики.

Во-первых, это традиционное ядро классической этики: проблемы свободы, необходимости и ответственности человека; нормативная этика, проблема относительного или абсолютного характера морали, подразумевающая решение вопросов ее происхождения, развития и сущности; история этических учений; проблема моральных ценно­стей и вопросы нравственного воспитания.

Во-вторых, это круг исследований, связывающих этику с широ­ким и многогранным исследованием проблем человека: этические проблемы психологии, социологии, социальной психологии, этнологии, культурологии, антропологии, медицины, юриспруденции, права, искусства и т. д. Некоторые из этих направлений уже приобрели ста­тус прикладных или самостоятельных «этик»: экологическая этика, космическая этика, аксиологическая этика (или этика ценностей), все возрастающий ряд профессиональных этик — педагогическая, юридическая, журналистская, медицинская, вплоть до этики торго­вого работника, этики бизнеса, деловой этики и т. п.

В-третьих, возникают такие направления этического исследова­ния, которые отражают наиболее актуальные и новые проблемы: та­кова, например, этика ненасилия.

В последние 5-6 лет весьма серьезно разрабатывается, в том числе и в России, этика религии, возродилась православная этика

 

Этика как «практическая философия». Этику нередко называют «философией практической жизни». И это справед­ливо, потому что именно этика изучает общение и поведение человека в их наиболее совершенной форме, создает идеал добродетельного человека, изучает мораль и реальные нравы общества, понятия добра и зла, роль и значение совести для моральной жизни человека. Этика выясняет сущность таких понятий, как честь и достоинство, справедливость, милосер­дие, ответственность, гражданственность, счастье и смысл жизни. Этику интересует моральное наполнение таких чело­веческих качеств, как порядочность, честность, умение дер­жать слово и вообще все, что связано с внутренней душевной жизнью личности: чувство стыда за совершенный скверный поступок, осознание своей вины, раскаяние, искупление. Эти­ка изучает также и явления негативного морального плана разгильдяйство и расхлябанность, недисциплинированность, лживость, предательство, зависть, корыстолюбие и алчность, стремление к наживе любой ценой, легкомыслие и беспеч­ность, лень и отсутствие желания жить своим трудом и т.д.

Этика как теория морали изучает сущность, происхождение, специфику морали, структуру нравственного сознания общест­ва и личности, формулирует моральную философию общества, моральные кодексы и нормы поведения человека в частной жизни и профессиональной. Поэтому функциями этики как науки выступают, во-первых, попытки описания морали, нрав­ственной культуры общества - то есть, этика фиксирует исто­рию морали, ее нынешнее состояние, ее принципы, идеалы и нормы. Во-вторых, важной функцией морали выступает стрем­ление этики объяснить, проанализировать сущностный смысл морали и отдельных ее принципов, норм, правил, вписать их в практическую социальную реальность в качестве составных сегментов духовной жизни современного общества. В-третьих, этика призвана учить морали. Принято считать, что человек, изучив моральные правила и нормы, узнав о том, что такое добро, будет избегать делать зло, будет стремиться к совершен­ствованию, станет честным, порядочным и добродетельным человеком. Надо признать, что третья функция этики наиболее уязвима. И еще в античности мудрец не без иронии говорил: знаю лучшее, но следую худшему. Ведь все религии мира не одно тысячелетие объясняют людям моральные нормы, призы­вают к добру, но уменьшилась ли от этого сила зла? По-видимому, специфическая особенность применения морального знания на практике связана прежде всего с тем, что человеку надлежит захотеть научиться быть моральным.

Несмотря на то, что этика как наука существует уже не одно тысячелетие, каждая эпоха формирует свою мораль, свою сис­тему ценностей. Особенно это касается кризисных, переломных ситуаций в обществе, когда перемены в социальной жизни в целом настолько существенны, что люди вынуждены создавать новую систему ценностей, новые правила поведения. И тогда перед этикой возникает сложнейшая задача - переосмыслить находится общество и личность, сформулировать наиболее важные нравственные принципы и ценности, нормы и правила, для того чтобы помочь человеку приспособиться к изменив­шимся социальным реалиям, чувствовать себя уверенно, вы­страивая свои взаимоотношения с другими людьми. Справед­ливость требует признать, что нередко этики ошибались в сво­их оценках, в выборе критерия моральности, описании нравст­венного идеала, неоправданно отдавали предпочтение одним нормам и качествам и забывали о других, которые впоследст­вии оказывались как раз наиболее востребованными. Но тем не менее именно этика призвана формулировать новые представ­ления о морали, помогать людям разобраться в специфике нравственных отношений в новых социальных условиях.

Выдающийся немецко-американский философ и гуманист XX в. Эрих Фромм (1900 - 1980) выделил две стороны этики -гуманистическую и авторитарную. В истории человечества есть периоды, когда этика ориентирована на человека, считая его высшей ценностью и целью. Такова этика эпохи Возрож­дения, с определенными оговорками - этика античности; в наши дни элементы гуманистической этики мы находим в демократических гражданских обществах. Однако в истории встречаются и эпохи, в которые высшей ценностью этики и морали выступает не человек, а нечто другое (например, идея коммунизма в советском обществе, идея мирового господства в гитлеровской Германии), а человек понимался только как средство достижения этой цели. Это можно увидеть во всех тоталитарных режимах и обществах; этика имеет в таком об­ществе авторитарный характер. И основное отличие гумани­стической этики от авторитарной состоит в том, что гумани­стическая этика основана на глубоком уважении к человеку и его достоинству; она опирается на веру в способность челове­ка самостоятельно различать добро и зло и правильно делать этические оценки; она провозглашает автономность, незави­симость, свободу и разум человека. Человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм.

В авторитарной этике власть определяет, в чем благо чело­века, устанавливает законы и нормы поведения, а люди вы­ступают только пассивными исполнителями чужой воли. Страх, зависимость, насильственное (физическое или мораль­ное) принуждение - таковы механизмы воздействия на чело­века в авторитарной этике.

Этика в системе гуманитарного знания. Каково место этики в системе гуманитарного знания? Этика является гума­нитарной дисциплиной (от лат. Ьото - человек), иными сло­вами, наукой, объектом изучения которой выступает человек. Поэтому этика тесно связана и взаимодействует практически со всеми науками гуманитарного плана, со всей духовной культурой общества. Так литература и искусство в целом, с одной стороны, а этика - с другой, взаимно обогащают и до­полняют друг друга. Вся нравственная жизнь общества и лич­ности, ее различные стороны, вся сложная палитра взаимоот­ношений людей друг с другом и с миром в целом отражаются в искусстве и литературе каждой эпохи, вызывая сочувствие, негодование, осуждение, восхищение современников (доста­точно вспомнить страстные споры о нигилизме, вспыхнувшие на страницах журналов и в газетах во второй половине XIX в. в связи с публикацией романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Тесно взаимодействует этика с этнографией, которая по­могает этике в изучении и реконструкции нравов и морали различных стран и народов, в понимании и объяснении обще­человеческих элементов морали. Психология помогает этике раскрыть механизм поведения личности, особенности детер­минации внутренней жизни человека. Этика органично связа­на с философией. Философия как мировоззренческая дисцип­лина не дает рецептов правильного поведения и правильного мышления, философия как «квинтэссенция культуры» скорее ставит вопросы, и в поисках ответа на них человек учится самостоятельности мышления, развивает духовный потенциал и интеллектуальную культуру личности в целом.

Этика теснейшим образом взаимосвязана с правом. Восхо­дящая ко временам античности идея взаимосвязи законов и добродетели, которая может быть рассмотрена как специфи­ческая сторона формирования внутреннего мира личности, имеет важное значение для формирования личностного начала в человеке, его миропонимания, его чести и достоинства, ощущения им своего права быть личностью, проявляя в своих поступках истинную порядочность.

В настоящее время в структуре этики как науки принято вы­делять следующие части:

1) теоретическая этика (история этики и морали) - раскрывает картину возникновения и развития этики, этические учения от древности до наших дней, воссоздает генезис, эволюцию и сущность мо­рали, ее различные социально-исторические типы;

2) теория морали - учение о сущности морали, ее структуре, принципах и категориях, механизме действия морали;

3) нормативная этика - конкретизация морали данного общества, учение о высших моральных ценностях, моральных нормах и правилах общения, о моральном человеке и правильном поведении людей в повсе­дневной жизни;

4) профессиональная этика (практическая) - это конкретизация обще­человеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом спе­цифики их жизнедеятельности, особенностей профессии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4128; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.