Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И учебных дисциплин




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА В СИСТЕМЕ НАУК

УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2

В различных источниках данный термин применяют по отношению к кодексу поведения, обеспечивающему нравственный характер взаимоотношений между людьми, возникающих из их профессиональной деятельности. Профессиональная эти­ка конкретизирует общие моральные требования применитель­но к своеобразию соответствующей профессии. В связи с этим применительно к профессиональной этике встает проблема со­отношения общего и особенного в нравственности. Не вызыва­ет сомнений, что в морали находят отражение те или иные групповые и индивидуальные интересы, но, с другой стороны, существует собственно нравственная позиция, которая имеет смысл, только если рассматривается как общезначимая, обще­человеческая. Здесь мы возвращаемся к разграничению морали и нравственности, проведенному в первой лекции.

В марксистско-ленинской этике, к примеру, мораль рас­сматривалась как социально-классовое явление, поэтому, на­пример, выделялась буржуазная мораль, пролетарская мораль. Причем, за этой социально сформированной и закрепленной совокупностью норм терялось собственно понятие нравствен­ности. Различие в профессиональных кодексах поведения, в частности, трактовалось как результат деформирующего влияния различных факторов общественной жизни, отражаю­щих обособление интересов различных профессий в эксплуа­таторских обществах. В то же время предполагалось, что при социализме профессиональные и общественные интересы лю­дей в основном совпадают. В идеале, наверное, так и должно было бы быть. Однако в реальности, если так и бывает, то далеко не всегда. Профессиональная этика базируется на понятиях профессионального долга, фиксирующего служебных обязанности человека, и профессиональной чести, отражаю­щего место и роль данной профессии в жизни общества, предполагается поэтому, если человек честно выполняет свой профессиональный долг, то его деятельность неизбежно будет социально ориентирована и может рассматриваться как полез­ная для общества в целом.

С точки зрения современной этики, в основе профессио­нальной этики лежит принцип гуманизма, т.е. любая деятель­ность имеет смысл тогда, когда она имеет в виду благо чело­века. Это — то общее, что заключено в профессиональной морали. В то же время в различных сферах деятельности су­ществуют специфические требования к этике поведения уча­стников.

Этика административно-управленческого аппарата:

• безусловное уважение к человеку, добросовестность, че­стность, порядочность, культура общения;

• запрещение бюрократизма, волокиты, осуждение черство­сти, равнодушия, высокомерия, лести и подхалимства пе­ред начальством.

Врачебная этика:

• руководствоваться представлениями о гуманном предна­
значении труда медика, соображениями о необходимости
поддержания телесного и духовного здоровья пациентов
(не считаясь с трудностями, а иной раз и с требованиями
собственной безопасности);

• сохранение врачебной тайны;

• недопустимость экспериментирования в лечебных учреж­дениях.

Этика правоохранительных органов:

• неподкупность, верность духу и букве закона;

• соблюдение принципа равенства всех перед законом;

• презумпция невиновности (считать обвиняемого невинов­ным, пока не доказана его вина);

• использование силы закона не только для наказания, но и для воспитания, исправления правонарушителя.

Педагогическая этика:

• уважение личности ученика, но и требовательность к не­му;

• поддержание авторитета самого учителя, педагогического коллектива.

Этика научного работника:

• искать и отстаивать истину, готовность воспринимать кон­структивную критику, научная добросовестность, личная честность;

• осуждение конъюнктурщины, плагиата, приукрашивания результатов, стремления к монополизму;

• соблюдать правила корректного ведения дискуссий, спо­собов закрепления приоритета исследований, форм выра­жения признательности коллегам:

• использование научных достижений во благо человека, а не во вред.

Этика в сфере обслуживания:

• культура общения, честность;

• недопустимость круговой поруки, протекционизма.

Этика военнослужащих:

• взаимоотношения определены уставами и основное требо­вание выражается в неукоснительном их выполнении;

• для экстремальных ситуаций существует суворовский принцип: сам погибай, а товарища выручай;

• существует и негласный кодекс «офицерской чести».

Относительно новой сферой является социальное обслу­живание, заключающееся в оказании помощи отдельным людям, нуждающимся в такого рода поддержке, семьям, социальным группам или общинам. При этом морально-нравственные нормы играют особую роль. Профессионально-
этические требования к социальному работнику России закреплены в кодексе, принятом Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб в 1994 г.

Основными принципами являются ответственность перед клиентами, перед коллегами и перед обществом. Специфик социальной работы диктует и определенные требования личностно-нравственного характера: так, у работника этой сферы должны быть развиты чувство долга и справедливости, собст­венного достоинства и уважения достоинства другого челове­ка, терпимость, вежливость и т.п.

Современная этика, в том числе и профессиональная, тяготеет к образованию сложных междисциплинарных пере­сечений. Ряд проблем, возникающие первоначально как, казалось бы, сугубо профессиональные, приобретают обще­ственно значимый характер. Так, например, возникает эколо­гическая этика, рассматривающая возможности выживания человека в условиях техногенной цивилизации, или биоэти­ка, охватывающая широкий круг проблем медицины и здра­воохранения (проблемы контрацепции и создания новых репродуктивных технологий, выработки определения со­стояния смерти, проблемы самоубийства и эвтаназии, ин­формирования и обеспечения прав пациента и ряд других). Одна из задач биоэтики — определение «меры ответственно­сти тех, кто принимает решения о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Конечно, круг та­ких лиц не ограничивается только медицинскими работни­ками — к ним относятся и сами пациенты, и их родственни­ки, опекуны, политики, представители различных конфессий, общественности и т.п.

В заключение отметим, что в современной России ряд про­фессионально-этических требований зафиксированы в специаль­ных кодексах (как уже упоминавшийся нами Кодекс социального работника или, например, Кодекс чести судей РФ, 1993 г.), что, будем надеяться, отражает возрастающую роль морально-нравственного регулирования в российском обществе.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 916; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.