Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планирование тренировки в избранном виде спорта или системе физических упражнений




Одним из важнейших условий успешного осуществления спортивной тренировки является ее правильное планирование. Планирование учебно-тре­ни­ро­воч­но­го процесса осуществляется в сле­ду­ющих формах:

1) перспек­тив­ное планирование (на 2–4 го­да);

2) го­дич­ное планирование (на 1 год);

3) те­ку­щее и опе­ра­тив­ное планирование (на предстоящее занятие).

Перспективное планирование многолетней тренировки – основа подготовки спортсменов. Процесс физического воспитания, начи­наю­щийся в ран­нем детстве и для­щийся многие годы, достигает высокой эффективности в том случае, если осуществляется систематически, на основе перспективного плана, разработанного с уче­том возрастных особен­ностей спортсмена. В пла­не важно отразить тенденцию возрас­тающих из года в год требований к под­го­тов­лен­нос­ти спортсмена. Перспек­тивные планы разрабатывают как для групп спортсменов, так и для одного. В пер­вом случае это будет групповой план, во втором – индиви­дуальный.

Перспективное планирование спортивной подготовки студента связывает воедино многолетнюю подготовку по дисциплине «Физическая культура» в сред­ней школе и в ву­зе, а так­же занятия в избран­ном виде спорта на всем протяжении обучения. В не­ко­то­рых случаях перспективный план охватывает и пос­ле­ву­зовский период подготовки спортсмена.

Годичное планирование определяет прохождение теоретического и прак­ти­чес­ко­го материала по месяцам и не­де­лям на протяжении одного года. Годовой план включает в се­бя:

1) крат­кую характеристику спортсмена;

2) цель и ос­нов­ные задачи на год;

3) ка­лен­дарь соревнований и их задачи;

4) цик­лич­ность подготовки и за­да­чи периода;

5) спор­тив­но-тех­ни­чес­кие показатели;

6) кон­троль­ные нормативы;

7) объем и ин­тен­сив­ность тренировочной нагрузки;

8) пе­да­го­ги­чес­кий и вра­чеб­ный контроль.

Годовой план может быть представлен в фор­ме плана-гра­фи­ка. План-гра­фик учебно-тре­ни­ро­воч­но­го процесса определяет прохождение материала теоретического и прак­ти­чес­ко­го разделов по месяцам и не­де­лям на протяжении одного года.

Текущее и опе­ра­тив­ное планирование охватывает временные рамки микроцикла, тренировочного дня, одного занятия. Оперативное планирование определяет степень физической, технической, тактической подготов­ленности спортсмена.

Пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности

Для достижения высокого уровня спортивных результатов спортсмена в про­цес­се тренировки используются физическая, техническая, тактическая, психологическая подготовка.

Физическаяподготовка. Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сох­ра­не­ние здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей – силовых, скоростных, координационных, а так­же выносливости и гиб­кос­ти.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и ви­да спорта. Но каждый вид спорта предъявляет свои требования к фи­зи­чес­кой подготовленности спортсменов – уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и те­лос­ло­же­нию. Поэтому имеются определенные различия в со­дер­жа­нии и ме­то­ди­ке физической подготовки в том или ином виде спорта у спортсме­нов различного возраста и ква­ли­фи­ка­ции.

Различают общую и спе­ци­аль­ную физическую подготовку (СФП).

ОФП представ­ля­ет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обусловливающих успех спортивной деятельности.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и дру­гих видов спорта. Значительное место отводится упражнениям на развитие ловкости и гиб­кос­ти. Силовые упражнения выполняются с не­боль­ши­ми отягощениями, но большим числом повторений.

СФП нап­рав­ле­на на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. Основными средствами СФП являются соревновательные и спе­ци­аль­но-под­го­то­ви­тель­ные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тре­ни­ров­ке спортсмена зависит от задач, возраста, квалификации и ин­ди­ви­ду­аль­ных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и пе­ри­одов тренировочного процесса. С рос­том квалификации спортсмена увеличивается объем средств СФП и уменьша­ет­ся объем ОФП.

Техническаяподготовка. Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и до­ве­де­ния их до совершенства.

Спортивная техника – это способ выполнения спортивного действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и ра­цио­­на­ль­нос­ти использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Техническая подготовленность спортсмена характеризуется тем, что он умеет выполнять и как владеет техникой, освоенной в действии. Достаточно высокий уровень технической подготовленности называют техническим мастерством.

Различают общую и спе­ци­аль­ную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и на­вы­ка­ми, необходимыми в спор­тив­ной деятельности.

Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движения в избран­ном виде спорта.

В про­цес­се технической подготовки используется комплекс средств и ме­то­дов спортивной тренировки, которые можно подразделить на две группы:

1) средства и ме­то­ды словесного, наглядного и сен­сор­но-кор­рек­ци­он­но­го воздействия;

2) средства и ме­то­ды, в ос­но­ве которых лежит выполнение спортсменом каких-ли­бо физических упражнений.

Применение тех или иных средств и ме­то­дов зависит от особенностей техники избранного вида спорта, возраста и ква­ли­фи­ка­ции спортсмена, этапов технической подготовки в го­дич­ном и мно­го­лет­нем циклах тренировки.

Тактическаяподготовка. Тактическая подготовка спортсмена направлена на овладение спортивной тактикой и дос­ти­же­ние тактического мастерства в избран­ном виде спорта. Тактика – это совокупность форм и спо­со­бов ведения спортивной борьбы в ус­ло­ви­ях соревнований. Различают индивидуальную, групповую и ко­мандную тактику.

Тактическая подготовка может быть общей и спе­ци­аль­ной.

Общая тактическая подготовка направлена на обучение спортсмена разнообразным тактическим приемам. Специальная тактическая подготовка направлена на овладение и со­вер­шенство­ва­ние спортивной тактики в избран­ном виде спорта.

Специфическими средствами тактической подготовки являются физические упражнения, т. е. дви­га­тель­ные действия, используемые для решения определенных тактических задач. В так­ти­чес­ких действиях выделяют три главные фазы: 1) воспри­ятие и ана­лиз соревновательной ситуации; 2) мыс­лен­ное решение тактической задачи; 3) дви­га­тель­ное решение тактической задачи.

Общее и спе­ци­аль­ное знание тактики в избран­ном виде спорта составляют необходимую предпосылку изучения различных тактических действий и ов­ла­де­ния тактическими навыками. Также они являются основой творческого мышления при решении индивидуальных и кол­лек­тив­ных задач.

Все средства, способы и фор­мы ведения соревновательной борьбы излагаются в так­ти­чес­ком плане.

Тактический план – это программа основных действий отдельных спортсменов или команды. Он составляется в про­цес­се подготовки к со­рев­но­ва­ни­ям и окон­ча­тель­но уточняется к мо­мен­ту начала соревнований. В спор­тив­ных играх кроме общего тактического плана игры команды может быть составлен тактический план и для отдельных игроков.

План проведения предстоящего состязания составляется спортсменом и тре­не­ром совместно.

Психологическаяподготовка. Под психологической подготовкой следует понимать совокупность психолого-пе­да­го­ги­чес­ких мероприятий и со­от­вет­ст­ву­ющих условий спортивной деятельности и жиз­ни спортсменов, направленных на формирование у них таких психических функций, процессов, состояний и свойств личности, которые обеспечивают успешное решение задач тренировки и учас­тия в со­рев­но­ва­ни­ях.

Психологическую подготовку принято делить на общую и спе­ци­­альную.

Общая психологическая подготовка направлена на развитие и со­вер­шенство­ва­ние тех психических функций и ка­честв, которые необходимы для успешных занятий в изб­ран­ном виде спорта. Общая психологическая подготовка проводится параллельно с тех­ни­чес­кой, тактической подготовкой.

Специальная подготовка направлена на формирование у спортсме­на психологической готовности к учас­тию в конкрет­ном соревновании.

Разные виды спорта предъявляют различные требования к ка­чествам и струк­ту­ре психологической подготовленности спортсмена, например спортсменам, специализирующимся в бок­се, борьбе, метаниях, присущи такие качества, как независимость, высокий уровень мотивации, умение сконцентрировать в нуж­ный момент все свои силы, склонность к рис­ку.

Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка. Воля развивается и за­ка­ля­ет­ся в про­цес­се преодоления трудностей, возникающих на пути к це­ли.

Основные волевые качества в спор­те – целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и сме­лость, инициатива и са­мос­то­ятель­ность, выдержка и са­мо­об­ла­да­ние (А. Ц. Пу­ни, П. А. Ру­дик). Воспитывать волевые качества необходимо планомерно, с уче­том возраста и по­ла занимающихся, их физических и пси­хо­ло­ги­чес­ких возможностей. При воспитании волевых качеств следует учитывать особенности избранного вида спорта.

В свя­зи с этим заслуживает внимания классификация ведущих и до­пол­ни­тель­ных волевых качеств спортсмена, которую предложил Ф. Ге­но­ву (табл. 11).

Таблица 11

Сравнительное значение волевых качеств в отдельных видах спорта

Ви­ды спор­та Во­ле­вые ка­чества
Ве­ду­щие Бли­жайшие к ве­ду­щим Сле­ду­ющие за бли­жайши­ми к ве­ду­щим
1-я груп­па: лег­ко­ат­ле­ти­чес­кий бег, бег на лы­жах, пла­ва­ние, ве­лос­порт, конько­беж­ный спорт, греб­ной, па­рус­ный спорт Нас­тойчи­вость, упорство Са­мо­об­ла­да­ние, стойкость Ини­ци­атив­ность, са­мос­то­ятель­ность, ре­ши­тель­ность, сме­лость
2-я груп­па: спор­тив­ная и ху­до­жествен­ная гим­нас­ти­ка, ак­ро­ба­ти­ка; тя­же­лая ат­ле­ти­ка, лег­ко­ат­ле­ти­чес­кие прыж­ки и ме­та­ния, фи­гур­ное ка­та­ние на коньках, стрельба Нас­тойчи­вость, са­мо­об­ла­да­ние Сме­лость Ини­ци­атив­ность, са­мос­то­ятель­ность, ре­ши­тель­ность
3-я груп­па: прыж­ки на лы­жах, сла­лом, прыж­ки в во­ду, прыж­ки с па­ра­шю­том, мо­тос­порт, кон­ный спорт, альпи­низм Сме­лость, ре­ши­тель­ность Нас­тойчи­вость, са­мо­об­ла­да­ние Ини­ци­атив­ность, са­мос­то­ятель­ность
4-я груп­па: спор­тив­ные иг­ры Ини­ци­атив­ность, са­мос­то­ятель­ность Сме­лость, ре­ши­тель­ность, нас­тойчи­вость Са­мо­об­ла­да­ние, упорство
5-я груп­па: бокс, борьба, фех­то­ва­ние Ини­ци­атив­ность, са­мос­то­ятель­ность Сме­лость, ре­ши­тель­ность Нас­тойчи­вость, са­мо­об­ла­да­ние

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.