Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 9. Фирма как несовершенный конкурент




Обзор

Рынок совершенной конкуренции – это теоретическая абстракция, необходимая для моделирования микроэкономических процессов в чистом виде. Характеристиками данного рынка служат следующие положения: 1) количество фирм достаточно велико для того, чтобы ни одна из них не могла бы воздействовать на хозяйственные решения любой другой фирмы; 2) вход в отрасль новых фирм и выход из отрасли не ограничен; 3) товары, продаваемые на рынке, являются однородными, торговые марки отсутствуют, так что покупатель принимает решения о покупке только на основе цены и качества товара; 4) покупатели информированы о ценах, а продавцы ещё и о хозяйственных решениях конкурентов. В совокупности данные характеристики описывают состояние совершенной (чистой) конкуренции для любой фирмы. В этих условиях кривая рыночного спроса на продукцию каждой фирмы будет выглядеть как горизонтальная прямая, параллельная оси количества товаров Pd, т.к. фирма соглашается с рыночной ценой, определяемой рыночной конкуренцией и не может воздействовать на спрос на свою продукцию. Тем самым кривая среднего AR и предельного дохода MR фирмы совпадают с кривой спроса:

Pd = AR = MR.

Равновесие на рынке совершенной конкуренции заключается в выборе фирмой такого объема производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам MR = MC. Это означает, что именно в данной точке фирма максимизирует прибыль, поскольку дополнительный доход от продажи единицы продукции сравнивается с дополнительным издержками на его производство. Так как на рынке совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы совпадает с предельным доходом, то условие равновесия приобретает следующий вид: P = MR = MC.

Если при соблюдении данного равенства цена превышает величину средних валовых издержек, фирма максимизирует экономическую прибыль. Если цена равна средним валовым издержкам, фирма получает нулевую экономическую прибыль. Если цена меньше средних валовых издержек, но больше средних переменных издержек, фирма минимизирует убытки в краткосрочном периоде и рассчитывает оставаться в бизнесе, пока она покрывает полностью постоянные издержки и частично, переменные издержки. Наконец, фирма принимает решение о прекращении деятельности в краткосрочном периоде, если цена на ее продукцию опускается ниже минимально возможных средних переменных издержек. Если бы фирма в данной ситуации вообще отказалась от производства, ее убытки составили величину полных постоянных издержек.

Проведенный анализ решений фирмы относительно объемов предложения при различных уровнях цены позволяет сделать вывод, что краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы – это часть кривой ее предельных издержек, расположенная выше средних переменных издержек.

В долгосрочном периоде (LR) положительная экономическая прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, отрицательная прибыль заставляет их покидать рынок. Жесткая конкуренция заставляет фирмы снижать издержки до минимально возможных. В результате устанавливается нулевая экономическая прибыль для всех компаний. Р = LRACmin =LRMC. Данное равенство означает, что функционирующие фирмы не покинут отрасль, и новые фирмы не начнут операций в данной отрасли. В итоге достигается такая система распределения ресурсов между фирмами и отраслями, когда предельные общественные затраты ( совокупные издержки фирм) равны предельным общественным выгодам (произведенная продукция). В этом заключается главная положительная характеристика рынка совершенной конкуренции. Недостатками данного рынка принято считать, помимо внешних эффектов и невозможности производства общественных товаров, отсутствие стимулов к научно-техническому прогрессу, поскольку каждой фирме в силу жесткой конкуренции не хватает ресурсов для инвестиций в новые технологии.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 237; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.