Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товарный рынок: взаимодействие инвестиций и сбережений




ОБЗОР

Обзор

Монополизм и пути его преодоления

Содержание

Чистая монополия: определение, характерные черты. Понятие монопольной власти. Барьеры для выхода в отрасль. Спрос на продукт монополиста. Предельный доход, общий доход и эластичность спроса по цене. Максимизация прибыли монопольными фирмами в краткосрочном периоде. Долгосрочное монопольное равновесие. Сравнительный анализ монопольного и конкурентного равновесия. Экономические последствия и социальная цена монополии. Ценовая дискриминация. Государственная политика в отношении монополий.

Монополистическая конкуренция: определение, характерные черты. Краткосрочное и долговременное равновесие фирмы при монополистической конкуренции. Сравнение с равновесием при совершенной конкуренции.

Олигополия: определение, характерные черты. Разнообразие форм олигополистического поведения: сговор и соперничество.

Решение фирмы относительно цены и объема производства будут меняться в зависимости от структуры рынка, на котором она действует. В данной теме анализируется поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции: чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции. На рынке всех этих трех типов фирмы обладают определенной степенью монопольной власти, т. е. способностью влиять на рыночную цену товара.

Первый раздел темы посвящен рассмотрению модели максимизации прибыли в условиях чистой монополии. Чистая монополия – это рыночная структура, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего близких заменителей, что позволяет ей влиять на цену, контролируя выпуск товара. Следует отметить, что как и совершенная конкуренция, чистая монополия является в значительной мере научной абстракцией, идеальной моделью, крайне редко встречающейся на практике. Однако сравнительное изучение этих крайне редких ситуаций дает возможность понять функционирование широкого спектра реально существующих рынков олигополии и монополистической конкуренции, сочетающих в различной степени черты совершенной конкуренции и чистой монополии.

Возникновение и сохранение чистой монополии требует определенных условий, предотвращающих появление на рынке новых фирм – конкурентов. Важно обратить внимание на то, что барьеры для входа в отрасль в форме правительственных решений и лицензий, патентов и авторских прав, контроля над отдельными факторами производства и экономии от масштаба производства объясняют существование не только чистой монополии, но и других рыночных структур несовершенной конкуренции. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно высоки, чтобы полностью блокировать всю потенциальную конкуренцию.

Для монопольной фирмы – как и для любой другой – главной целью деятельности является максимизация прибыли. Возможности монополиста получить прибыль, как и для совершенно конкурентной фирмы, ограничены издержками производства (частично) и спросом на его продукцию. Решающее различие между чистым монополистом и совершенным конкурентом содержится в области рыночного спроса. Так как чистый монополист по определению – единственный поставщик продукта на рынке, то кривая спроса монопольной фирмы есть нисходящая кривая рыночного спроса. Это означает, что монополист может установить цену и определить объем производства в соответствии с характером кривой рыночного спроса. Он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без снижения цен.

Предельный доход дополнительных продаж монополиста всегда меньше, чем цена. Разрыв между ценой и предельным доходом возникает потому, что вся продукция продается по одной и той же цене всем потребителям. Взаимосвязь между ценой и предельным доходом зависит от ценовой эластичности спроса на товар. При эластичном спросе уменьшение цены приводит к увеличению валового дохода (предельный доход является положительным). Стремясь максимизировать прибыль, монополист будет искать комбинацию «цена-количество» на эластичном отрезке кривой спроса.

Решение о том, какую именно комбинацию «цена-количество» выберет монополист на эластичном отрезке кривой спроса, будет зависеть не только от спроса и данных о предельном доходе, но и от издержек производства фирмы. Правило MR=MC является руководящим принципом максимизации прибыли в любой рыночной структуре. Чистый монополист будет наращивать производство для тех пор, пока предельный доход не сравняется с предельными издержками. Чтобы побудить покупателей приобрести это количество товара, монополист установит цену, определяемую высотой кривой спроса в точке данного выпуска.

Следует обратить внимание на то, что обладание монополией не гарантирует получение экономических прибылей. Если спрос и предельный доход от поставляемого монополией продукта снижаются, то может оказаться невозможным получение прибыли. Но в целом вероятность получения экономических прибылей у монополиста выше, чем у конкурентного производителя. Когда существует чистая монополия, то прибыль не в состоянии выполнять функцию «приманки» для новых фирм. Владельцы монопольной фирмы, соответственно, могут рассчитывать на получение экономической прибыли как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане.

В заключение проводится оценка чистой монополии с точки зрения общества. Сравнительный анализ конкурентного и монопольного равновесия позволяет показать, что монопольная цена превышает цену, которая существовала бы при совершенной конкуренции. Монополия приводит, таким образом, к перераспределению дохода от потребителей данного товара к владельцам монополий. Монопольный выпуск меньше, чем при конкурентном равновесии, что означает потерю обществом чистой полезности и недоиспользование ресурсов. Монополия получает экономическую прибыль, назначая цену, которая превосходит минимальные долгосрочные средние издержки и предельные издержки, вызывая тем самым снижение (потерю) производственной эффективности.

Чистая монополия, как и любая фирма, обладающая монопольной властью, может в целях увеличения получаемых прибылей прибегнуть к практике ценовой дискриминации, устанавливая разные цены на один и тот же продукт для разных покупателей. Так осуществляется сегментация рынка по ценам. При совершенной дискриминации весь излишек покупателей становится ее прибылью.

Рынок монополистической конкуренции создают множество небольших фирм, предлагающих дифференцированные товары, вход в отрасль достаточно свободный, хотя производители обладают некоторым контролем над ценой. Объем выпуска, максимизирующий прибыль, определяется пересечением кривых предельных издержек и предельного дохода, а цена задается кривой спроса.

В долговременном периоде на таких рынках устанавливается равновесие, при котором цена равна средним общим издержкам и каждая фирма получает только нормальную (нулевую экономическую) прибыль. Но цена превышает предельные и минимально возможные в долгосрочном плане средние издержки, т.к. фирмы работают с избыточными мощностями. Избыточные производственные мощности и более высокие цены являются социальными издержками разнообразия товаров.

Рынок олигополии – это конкуренция нескольких продавцов, для новичков вход в отрасль затруднен или невозможен. Каждая фирма вынуждена считаться с реакцией конкурентов при определении цены и объема выпуска. Нет единой модели олигополии. Можно разработать ряд моделей, объясняющих поведение фирм в конкретных ситуациях, основываясь на том, какие предположения строят фирмы относительно реакции своих соперников. Между ними возможны либо ценовые войны, снижающие цены до уровня конкурентного равновесия, либо сговоры с целью установления фиксированных цен и объемов производства.

 


ТЕМА 10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЫНКОВ

(основные макроэкономические модели)

СОДЕРЖАНИЕ

Потребление, инвестиции, сбережения. Модель доходов – расходов, или Кейнсианский крест. Мультипликатор. Предельная склонность к потреблению и сбережениям. Модель IS. Фиксальная политика. Предложение денег и спроса на деньги. Мотивы спроса на деньги. Денежный мультипликатор. Кредитно-денежная политика. Равновесие на рынке денег. Модель LM. Совместное равновесие товарного и денежного рынков, модель ISLM. Взаимодействие фискальной и кредитно-денежной политики.

Все макроэкономические процессы следует разделить на краткосрочные и долгосрочные. Экономика в краткосрочном периоде была наиболее успешно исследована Дж. М. Кейнсом и его последователями. Центральная теоретическая проблема кейнсианской макроэкономики (т.е. экономики с неполной занятостью в краткосрочном периоде) – взаимосвязь процессов на товарном и денежном рынке.

Инвестиции (I) – совокупность товаров, приобретаемых предприятиями, государственными органами и частными лицами для увеличения накопленного капитала. Выделяют три типа инвестиционных расходов. Инвестиции в основные фонды предприятий, инвестиции в жилищное строительство и инвестиции в товарно-материальные запасы фирм. Инвестиционная функция (Ir) – это зависимость инвестиционных расходов от ставки процента r. Зависимость инвестиций от банковского процента является отрицательной, т.к. с ростом процента количество окупаемых инвестиционных проектов сокращается.

Потребительские расходы (С) зависят от уровня доходов граждан страны Y и величины налогового бремени на доходы Т: С = С(Y –Т).

Совокупные расходы (Е) на рынке товаров и услуг слагаются из потребительских расходов С, инвестиционных расходов I, государственных расходов G: Е = C+I+G. Функция совокупных расходов получила название кейнсианского креста. Рассмотрим следующий рисунок.

 
 

 

 


На данном графике по осям координат отложены совокупные расходы Е и совокупные доходы Y. Биссектриса Y=Е показывает равенство доходов и расходов для любой точки графика, т.е. равновесное состояние экономики. Функция совокупных расходов Е пересекает биссектрису в единственной точке А, где планируемые расходы равны доходам. Слева от точки А расходы превышают доходы, что грозит экономике инфляцией. Справа от точки А произведенный доход больше, чем совокупные расходы, часть дохода остается нереализованной, что грозит экономике спадом и безработицей. Однако подобные отклонения от равновесия экономика в состоянии частично демпфировать за счет изменений величины запасов фирм. Однако возможности такого саморегулирования ограничены и как показал Дж. М. Кейнс правительство должно прибегать к фискальной политике для регулирования совокупного спроса. Поскольку депрессивная экономика склонна к постоянной стагнации, задача фискальной политики сводится к увеличению государственных расходов или снижению налогов (т.н. стимулирующая фискальная политика) для преодоления дефляционного разрыва, т.е. отставания совокупного спроса от совокупного предложения.

Допустим, что совокупные расходы в экономике позволяют в точке М потребить такой объем продукции, при котором часть продукции остается нереализованной, так что Y потенциальная величина доходов превышает Е планируемые расходы в данной точке. Чтобы увеличить объемы производства и доходы общества правительство повышает государственные расходы ΔG и новая функция расходов Е1 в точке А1 преодолевает дефляционный разрыв А1М и повышает уровень доходов на ΔY. Критически важно, что отношение ΔY к ΔG больше единицы, т.е. прирост доходов больше вызвавшего его прироста расходов. Данный эффект получил название мультипликационного и объясняется он тем, что доходы, полученные в отраслях первичного инвестирования, были потрачены на закупку товаров в других отраслях, что вызвало кумулятивный прирост расходов и доходов по цепочке отраслей. Математически эффект мультипликатора М записывается следующим образом:

 

 

 


где МРС – предельная склонность к потреблению, прирост потребления за счет прироста доходов. МРS – предельная склонность к сбережениям, прирост сбережений за счет прироста доходов. МРS изменяется аналогично МРС от нуля до единицы. Кроме того, МРS+МРС = 1. Следовательно, чем выше доля дополнительного дохода, направленного на потребление, тем больше мощность мультипликатора.

Объединение моделей кейнсианского креста и функции инвестиций позволяет построить функцию IS (инвестиции-сбережения) – модель равновесия товарного рынка с учетом ставки процента.

 

 
 

Если процентная ставка снижается с r1 до r2, объем инвестиций возрастает на DI. Указанный прирост инвестиций отложим по оси ординат на графике соответствующие приросты процентной ставки и дохода на график IS, получим две точки, по которым построим всю функцию IS. Полученная функция инвестиции-сбережения показывает все сочетания значений процентной ставки и дохода, при которых товарный рынок находится в равновесии, т.е. инвестиции равны сбережениям. Стимулирующая фискальная политика государства будет означать сдвиг функции IS вправо на величину эффекта мультипликатора. Ограничительная фискальная политика ведет к сдвигу данной функции влево также на величину мультипликатора, но с обратным знаком. В первом случае равновесный объем дохода Y будет расти, во втором –уменьшаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 371; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.