Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи, функции и система органов предварительного следствия




Таможенные органы Российской Федерации

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборо­том наркотиков является федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим функции по выработке государственной полити­ки, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфе­ре оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекур-соров, а также в области противодействия их незаконному обороту.

ФСКН России осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере оборо­та наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

2) обобщает практику применения законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

3) выявляет условия, способствующие незаконному обороту нарко­тических средств и психотропных веществ, и в пределах своей ком­петенции организует меры, направленные на их устранение;

4) осуществляет оперативно-розыскную деятельность;

5) организует и осуществляет розыск лиц. которые обвиняются или подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к подслед­ственности органов наркоконтроля, и скрылись от органов предвари­тельного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;

6) производит дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля;

7) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Феде­рации производство по делам об административных правонарушениях;

8) осуществляет контроль деятельности юридических лиц и инди­видуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в пределах сво­ей компетенции - в области оборота сильнодействующих веществ;

9) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации лицензирование деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и выдачу необходимых разрешений;

10) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъ­ятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных ве­ществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, нахо­дящихся под специальным контролем и используемых для производст­ва и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;

11) осуществляет контроль за соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специаль­ным контролем и используемых для производства, изготовления наркотических средств и психотропных веществ:

12) осуществляет в пределах своей компетенции противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных в результате совер­шения преступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;

13) согласовывает порядок хранения временно неиспользуемых ин­струментов и оборудования, находящихся под специальном контро­лем и используемых для производства и изготовлении наркотичес­ких средств и психотропных веществ;

14) получает, обрабатывает, анализирует и реализует в пределах сво­ей компетенции информацию о положении дел в области незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, а так­же незаконного оборота таких средств, веществ и их прекурсоров;

15) проводит в соответствии с законодательством Российской Феде­рации криминалистические и другие экспертизы и исследования.

В структуре Службы образованы 10 департаментов по основным направлениям деятельности Службы и коллегия в количестве 18 че­ловек.

Таможенные органы входят в систему правоохра­нительных органов Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую систему. В нее входят:

- Федеральная таможенная служба (ФТС России);

- региональные таможенные управления;

- таможни;

- таможенные посты.

В систему таможенных органов входят также таможенные лабо­ратории, научно-исследовательские учреждения, учебные заведе­ния, вычислительные центры и другие организации, подведомствен­ные Федеральной таможенной службе.

ФТС России осуществляет следующие основные полномочия:

1) взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, спе­циальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контро­лирует правильность исчисления и своевременность уплаты указан­ных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудитель­ному взысканию;

2) таможенное оформление и таможенный контроль;

3) в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

4) валютный контроль операций, связанных с перемещением това­ров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

5) производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации об административных правонарушениях;

6) дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской Федерации;

7) оперативно-розыскную деятельность;

8) разработку и создание используемых таможенными органами ин­формационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения.

Региональные таможенные управления (РТУ) являются проме­жуточными звеньями таможенных органов. Они создаются, реорга­низуются и ликвидируются приказами руководителя ФТС России.

Структурно РТУ состоят из отделов и групп, которые осуществ­ляют на территории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что и управления и отделы ФТС России.

Таможня - это государственный орган, контролирующий провоз грузов (в том числе багажа и почтовых отправлений) через границу.

Регионы деятельности таможен определяет ФТС России. Она же осуществляет их создание, реорганизацию и ликвидацию. В зависи­мости от географического расположения различают: сухопутные та­можни (пограничные и внутренние), морские, речные и воздушные.

Таможенный пост - подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить таможенное оформление и таможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории.

Правоохранительные цели направлены на обеспечение безопасности страны (защиту ее государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей; охрану животных и растений, окружающей природной среды; защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров; пресече­ние незаконного оборота наркотических средств, оружия, предмете; художественного, исторического и археологического достояния и др.

Таможенные органы призваны оказывать содействие в борьбе с международным терроризмом и в пресечении незаконного вмеша­тельства в аэропортах Российской Федерации в деятельность международной гражданской авиации. Они также содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, обществен­ного порядка, жизни и здоровья человека, интересов российских по­требителей ввозимых товаров и охране окружающей среды.

Но наиболее часто им приходится иметь дело с таким преступлени­ям, как:

- контрабанда;

- незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг, используемых при создании вооружения и воен­ной техники, оружия массового уничтожения;

- невозвращение на терри­торию Российской Федерации предметов художественного, историчес­кого и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;

- уклонение от уплаты таможенных платежей; нару­шение таможенного законодательства и др.

Реализуя указанные полномочия, таможенные органы при обна­ружении признаков преступления, по которому производство пред­варительного следствия обязательно, возбуждают уголовные дела и производят в течение 10 суток следственные действия по установле­нию и закреплению следов преступления и обнаружению лиц, его со­вершивших. После этого таможенный орган направляет уголовное дело прокурору для передачи его по подследственности.

Действующий уголовно-процессуальный закон расширил компе­тенцию таможенных органов и по производству дознания. Так. со­гласно п. 5 ч. 4 ст. 150 УПК РФ их дознаватели проводят дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ «Контрабанда» и ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей». В этих случаях таможенные органы проводят предвари­тельное расследование в полном объеме и направляют материалы дознания через прокурора в суд.

Отдел дознания производит неотложные следственные действия и дознание. Отдел таможенных расследований занимается рассмотрени­ем и разрешением таможенных правонарушений (административные дела). Обеспечивает его деятельность оперативно-поисковый отдел.

Оперативно-розыскной отдел осуществляет оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, со­вершающих или совершивших преступления, подследственные та­моженным органам.

 

 

Тема 6. ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

 

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет традиционную для России смешанную форму уголовного процесса инквизиционное (тайное и письменное) досудебное производство состязательное (устное и гласное) судебное разбирательство.

Под предварительным расследованием следует, понимать стадию (обособленную часть) уголовного судопроизвод­ства, в которой органы предварительного следствия и дознание под надзором прокурора, ведомственным и судебным контролем устанавливают обстоятельства преступления, изобличают лиц причастных к его совершению, формируют обвинение в целях осу­ществления правосудия по уголовным делам.

Предварительное расследование осуществляется в форме дозна­ния и предварительного следствия.

В настоящее время в соответствии со ст. 151 УПК РФ предваритель­ное следствие производится следователями Следственного комитета при Генеральной прокуратуре, органов Фе­деральной службы безопасности РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков. Все следователи имеют одинаковое правовое положение (полно­мочия) и различаются лишь компетенцией.

В соответствии с п. 41 ст. 5 УПК РФ следователь - это должностное лицо, уполномоченное осуществлять предвари­тельное следствие по уголовному делу, в частности:

1) возбуждать уголовное дело в порядке, установленном ст. 146 УПК РФ;

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением слу­чаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу дознания обяза­тельные для исполнения письменные поручения о проведении опера­тивно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следствен­ных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также полу­чать содействие при их осуществлении.

Таким образом, на следователя в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

1) обнаружение преступлений и изобличение лиц. причастных к их совершению:

2) собирание, проверка и оценка доказательств в целях установле­ния всех обстоятельств дела:

3) обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, при­частных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

4) обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовно­го судопроизводства в производстве по уголовному делу:

5) установление наличия или отсутствия ущерба, причиненной. преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспече­нию его возмещения;

6) выявление причин и условий, способствовавших совершению пре­ступлений, и принятие мер по их устранению.

В зависимости от места работы в структурном подразделении ве­домства, в котором состоят следователи, их опыта работы и квали­фикации они подразделяются:

- на следователей,

- старших следовате­лей,

- следователей по особо важным делам

- и старших следователей по особо важным делам.

Правом производства предварительного следствия закон наделил также и начальника следственного отдела. Согласно п. 18 ст. 5 УПК РФ начальник следственного отдела - это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители.

Его правовое положение определено в ст. 39 УПК РФ. В соответствии с ней начальник следственного отдела уполномочен:

1) поручать производство следствия следователю либо нескольким следовате­лям;

2) отменять необоснованные постановления следователя о приос­тановлении предварительного следствия;

3) вносить прокурору хода­тайство об отмене иных незаконных или необоснованных постанов­лений следователя.

Начальник следственного отдела вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя и (или) руководителя следственной группы.

Начальник следственного отдела осуществляет ведомственный контроль за процессуальной деятельностью следователей, которые подчинены ему по службе. В этом случае он вправе:

- проверять мате­риалы уголовного дела;

- давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий привлечении в качестве обвиняемого, избрании в отношении подо­зреваемого, обвиняемого меры пресечения, квалификации преступ­ления и объеме обвинения.

Для лучшей организации их работы в ведом­ственных подразделениях могут создаваться группы, отделения, от­делы, части и управления.

Основное звено следственного аппарата прокуратуры составляют следователи городских, районных или межрайонных прокуратур. В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются след­ственные отделы, в составе которых состоят следователи по особо важным делам и старшие следователи, а также их помощники. Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры является Следственное комитет при Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое возглавляет работу по надзору и руководству следствием, разрабатывает вопросы организации следственной ра­боты, тактики и методики расследования преступлений.

В следственном аппарате Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков имеются должности следователей, старших следователей и следова­телей по особо важным делам.

В органы предварительного следствия входят:

- Следственный ко­митет при МВД России,

- следственные управления Следственного ко­митета по федеральным округам,

- главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Рос­сийской Федерации,

- следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах,

- следственные управления, отделы, отделе­ния, группы при органах внутренних дел на железнодорожном, воз­душном и водном транспорте.

В соответствии с возложенными задачами они осуществляют сле­дующие основные функции:

1) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов вну­тренних дел, разрабатывают и реализуют меры по повышению каче­ства и сокращению сроков производства расследования;

2) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предва­рительного следствия, разрабатывают для использования на прак­тике современные методики расследования отдельных видов пре­ступлений, организуют взаимодействие следователей органов внут­ренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурор­ский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

3) изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффектив­ную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

4) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявле­ний граждан, поступающих в связи с производством предваритель­ного следствия по уголовным делам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.