Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обжиг майолики

Тройной обжиг, двойная ручная роспись, три слоя глазури делают майолику дорогостоящей.

Классические майоликовые изделия покрываются непрозрачной глазурью и расписываются красками по сырой глазури, в настоящее время существуют разные способы декорирования майолики: как прозрачными, так и непрозрачными глазурями, ангобами.

Используются красножгущиеся глины с невысокой тугоплавкостью. Пережег может привести к их вспучиванию и сильной деформации. Красные глины вдобавок имеют узкий интервал обжига. Например, при 950 C это еще непрочное рыхлое, а при 1050 C - плотноспекшееся, стекловидное тело. Для майолики в принципе характерны низкие температуры обжига - 900 - 1100 C. И как раз примерно при этих температурах завершаются процессы разложения глинистых материалов, которые (процессы) сопровождаются выделением газообразных веществ. Это делает крайне затруднительным так называемый однократный обжиг - и черепка и глазури - за один раз. Самая распространенная технология - первый, утильный, и второй, политой, обжиг.

Режим первого обжига выбирают таким, чтобы в максимальной степени прошли все процессы превращения глинистых минералов. Незавершенность этих процессов обязательно скажется на качестве поверхности глазури после второго обжига. Температура утильного обжига может быть и выше, и ниже температуры политого обжига. Обычно ниже, где-то на уровне 900 - 950 C.

Режим второго обжига выбирают исходя из характеристик глазури, но, естественно, при этом нельзя превышать температуру начала деформации черепка.

Все изделия мастера обжигали дважды: перед глазурованием на слабом огне и после покрытия их глазурью – на сильном.

 

Майолика проходит не менее трех обжигов.

1 изделие

2 черепок после первого обжига покрывается белой, голубой, розоватофиолетовой, зеленоватой или другого цвета пастой, которая спекается, давая ровный красивый фон; по нему можно делать роспись или лепной декор;

3 слой глазури и снова обжиг, при котором уже окончательно сплавляются и закрепляются все слои.

Глазурь в майолике чаше всего бывает бесцветной и прозрачной. Ее задача придать блеск матовым цветным покрытиям, а также защитить декор сосуда. Роспись, которая делается по непрозрачной обмазке после первого обжига, называется подглазурной. А если роспись делают после глазурования, она называется надглазурной. Краски ложатся на цветной фон, но они выглядят не совсем так, как мы привыкли их видеть в готовом изделии: после обжига и глазурования они меняют свой цвет. (Например, знаменитая гжельская синяя роспись кобальтом сначала выглядит черно-серой.)

Подглазурная роспись и последний обжиг требуют особой технологической тонкости: если перегреть, то выгорят и потускнеют краски, если недогреть растрескается глазурь,а если нагреть слишком быстро краски не растекутся в мягкий мазок, который так обаятелен в майоликовых росписях.

Обычно роспись майолики и фаянса бывает (как и в фарфоре) подглазурной, но нередко ее дорабатывают и поверх глазури. Живые, рукотворные мазки надглазурной росписи придают майоликовым изделиям неповторимость. Надглазурную роспись хорошо видно в боковом свете и ее можно почувствовать на ощупь. С ручной над глазурной росписью выпускаются, как правило, более дорогие изделия. Применяется она и в фаянсе, и в фарфоре, причем там нередко добавляются и золотые штрихи; правда, золото чаще наносится под глазурь. Но обращаться с надглазурной росписью надо осторожно: ее легко смыть или поцарапать.

Существуют особые по составу краски и технологии обжига (так называемый восстановительный обжиг), при которых майолика приобретает переливчатую бронзово-металлическую окраску; иногда такую окраску называют "цветом побежалости". Внедрение в Европе красок с металлическим отливом они называются "люстр" при надлежит Испании, которая, вероятно, восприняла их от своих мусульманских соседей. Испанские росписи люстром придавали сосудам торжественный и изысканный вид; сейчас некоторые особенности этой технологии утрачены.

Художественные и технологические возможности майолики и фаянса многообразны. Наряду со вполне традиционными формами, варьирующими исторические и фольклорные прототипы, керамика откликается и на зов современности. В этом случае формы геометризуются или становятся более условными, роспись приобретает сходство с авангардной живописью, а окраска модные оттенки, от "кислотных" до "экологических", в зависимости от стиля вещей. Значительную роль сыграла керамика и в декоративной скульптуре последних десятилетий. Она охот но поддавалась ассоциативным и "интеллектуальным", нередко ироническим замыслам художников. В майолике, фаянсе и обычной глине с потеками глазури и эмали возникали и загадочные скульптурные "объекты", и вполне применимые в обиходе подсвечники, лампадки, колокольцы, брелоки.

Современная майолика несколько отличается по технологии изготовления от далеких предшественниц. Нынешняя майолика покрывается рисунком сначала на непрозрачную глазурь, а уже после прозрачной. Либо рисунок может наноситься как встарь – сразу на плитку без глазури. Уже после этого керамика отправляется на обжиг, чтобы явить миру собственное чудо.

 

В 11-12 вв. в Киевской Руси майолику использовали для облицовки стен, настилки полов, обрамления оконных и дверных проемов в церковных и дворцовых зданиях. В Древней Руси эту технику знали еще в 11 веке, но настоящего расцвета архитектурная майолика достигла лишь в 17 веке в Москве и Ярославле - ярославская майолика. Русские мастера изготавливали и успешно торговали керамическими наличниками для окон, фризами, порталами, фигурами святых, печными изразцами. Известность также приобрела гжельская майолика.В России 17-18 вв. эта техника носила наименование ценины, ценинного дела. Вследствие обжига при сравнительно невысокой температуре живопись майоликовых изделий довольно богата красками. Расцвет майоликового производства падает в России в 17-18 вв. В России техника майолики стала использоваться только в 18 веке. В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели. Майолику часто использовали художники стиля модерн. Прекрасные образцы художественной майолики изготовлялись в мастерских Абрамцева.

В наше время она широко применяется для отделки интерьеров общественных и промышленных зданий.

 

 

Фаянс.

Фаянс, состав, свойства, виды Они различаются составом глин, режимом обжига, приемами художественного оформления.

Не известно, что раньше майолика или фаянс появилось.

Фаянсом называют керамический материал и изделия, с мелкопористым плотным, обычно белым черепком, всегда покрытые прозрачной глазурью, с водопоглощением от 9 до 12 процентов. Относится к тонкой керамике.

В изломе представляет шероховатый землистый вид.

Для маскировки грубого черепка изделие покрывают непрозрачным слоем оловянной глазури или ангобом, а затем, после росписи — прозрачным слоем свинцовой глазури, которая, однако, не сплавляется с черепком, что характерно для изделий из фарфора.

К ерамический черепок благодаря своей пористости подвержен разрушительному влиянию влажной атмосферы, особенно при резком колебании температуры. Для устранения этого керамику покрывают глазурью (поливой) - стекловидным составом, заливающим все наружные поры керамического изделия и придающим ему некоторый блеск.

Глазурь может быть прозрачной, цветной или глушоной.

Цвет фаянса может быть различным: преимущественно светлых тонов до белого. В зависимости от качества глины цвет фаянса изменяется от белого до кремового. имеет сероватый или желтоватый оттенок.

Высшим сортом фаянса считается опак, похожий на фарфор; черепок опака порист и не просвечивает.

Слово "фаянс" - от итальянского города Фаенца, прославившего себя фаянсовым производством (1487),. Вероятнее всего, что это искусство пришло туда вместе с арабами - через Испанию, где делали прекрасную испано-мавританскую глазурованную керамику. На Болеарских островах тоже занимались производством эмальированных глиняных изделий, и, по всей вероятности слово "майолика", также употребляемое для обозначения итальянских художественных фаянсов.

Как бы то ни было, впоследствии это название фаянс распространилось на обозначение вообще всяких итальянских изделий этого вида (15-16 в), а затем получило более обширное значение.

Фаянс также иногда называют керамикой или майоликой.

!!! Фаянс - это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки.

Майолика - вид керамики из местных легкоплавких глин с добавлением в качестве отощающих песка или шамота, отличается широкой палитрой декорирующих изделие легкоплавких глазурей, глухих или прозрачных, сохраняющих цвет керамики. При использовании в качестве пластичных материалов огнеупорных беложгущихся глин и каолинов майолика приближается по свойствам и технологии к фаянсу, однако отличается большей пористостью и меньшей температурой политого обжига.

В 17 в. фаянсы, покрытые прозрачной свинцовой глазурью, назывались полуфаянсами. Приставка "полу" не содержала в себе ничего пренебрежительного или указывающего на низкое качество, она указывала только на технические отличия этих фаянсов от "настоящих" фаянсов, покрытых непрозрачной оловянной глазурью.

В отличие от европейского, непросвечивающего в черепке, фаянса, персидский фаянс, производство которого прошло длительную эпоху подъема и расцвета (с 10 по 17 век), имел хорошо просвечивающий черепок. Персидский фаянс готовился из массы, богатой кварцевой составляющей с небольшой добавкой остекленной после обжига глины. Изделия покрывались тонким слоем белого ангоба и прозрачной щелочной глазурью с люстровым металлическим отблеском или опоковой свинцово-оловянной глазурью.

Так называемый турецкий полуфаянс (16-17 века) относят к группе мягкого фаянса, который изготавливался из смеси красножгущейся глины с мелом. Обычно этот полуфаянс ангобировали или покрывали оловянной глазурью и декорировали густыми пастами с использованием охры (болюса), что придавало поверхности изделия некоторый рельеф.

Состоит из кристаллич. (кварц, муллит, кристобалит) и стекловидной (20-25%) фаз.

Фарфор и фаянс связывают общее, керамическое происхождение, в какой-то мере сходный состав и технология производства. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора (меняется лишь соотношение компонентов), и сходная технология (различия в режиме обжига). По составу фаянс мало чем отличается от фарфора, но меняется соотношение смесей и добавок: в нём больше глины (85% от веса), меньше кварца – который придает стекловидность и прозрачность фарфору, а также содержит мел или известняк. Однако различия определяют их разное качество и ценность, более высокие у фарфора, чем у фаянса.

Между изделиями из фаянса и фарфора не существует непреодолимой границы. Так открытие китайского фарфора, в сущности, представляет собой постепенный переход от фаянса через так называемый протофарфор к настоящему белому фарфору.

 

!!! До изобретения фарфора фаянс был самым ценным керамическим материалом.

Фаянсовые изделия значительно скромнее фарфоровых:

относительно высокой пористостью

высокими водопоглощением до 12% и газопроницаемостью (при отсутствии глазурного покрытия}, поэтому их белый пористый черепок впитывает влагу, всегда обильно покрыт бесцветной глазурью.

содержание стекловидной фазы относительно мало, поэтому фаянс даже в тонком слое не просвечивает

при ударе издает глухой, быстро затухающий звук

по своей прочности они заметно, на 15—25%, уступают фарфоровым, (если не брать в расчет тонкий фарфор, который менее прочен, чем фаянс) фаянс незначит. прочность - sсж 60-80 МПа, sизг. 13-23 МПа

температура первого (утильного) обжига, ниже чем у фарфора 950-1280°С, превышает температуры политого обжига (для глазури)

меньшую термическую стойкость по сравнению с фарфоровой

фаянсовую посуду можно мыть только теплой водой, поскольку в слишком горячей воде глазурь может разрушиться.

 

Отсюда и место, которое вы отводите фарфору и фаянсу в своем доме: первому, как правило, в серванте, второму — в кухонном буфете, шкафу.

То есть фактически любая цветная кружка или чашка на вашей кухне — это фаянс.

!!! По своим качествам фаянсовая посуда уступает фарфоровой.

Тем не менее, в последнее время спрос на фаянсовую посуду растет. Преимущество фаянса - большая белизна, дешивизна изделий (в 2-2,5 раза ниже стоимости фарфоровых).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Майолика по-русски – это изразцы | Отличия фарфора от фаянса
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.