Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изучение социальных позиций, ролей и деятельности преступников

Криминологические исследования фиксируют особенно­сти социальных позиций и ролей личности, ее социально-ролевого поля.

Социально-ролевой подход стал получать все большее распространение в криминологии 70-х годов, хотя как бы стихийно применялся и раньше при изучении социально-де­мографических характеристик личности.

Существует четыре подхода к определению и понима­нию социальных ролей:

1. Поведение человека зависит от позиций, занимаемых им в обществе. Человек занимает ряд позиций и исполняет ряд ролей, каждая из которых имеет свое содержание (сце­нарий роли). И человек следует этому сценарию. Это норма­тивное понимание социальной роли.

Сама эта социальная позиция — своеобразный узел свя­зей в социальных отношениях, а роль — содержание требо­ваний, предъявляемых к лицу, занимающему данную пози­цию.

2. При втором подходе роль — это спонтанное, свободное поведение личности, обусловленное ее индивидуальными осо­бенностями. Человек творит роль как свободный художник. Этим подчеркивается творческое начало в исполнении роли, неповторимость ее исполнения каждым человеком.

3. Роль — это содержание ожидания других людей и социальных групп относительно того, как себя будет вести человек, занимающий определенную позицию. Практически это частный вариант первого подхода, но делающий акцент именно на социально-психологических ожиданиях, а не на официальных требованиях. Ожидания рассматриваются как компонент личности, определяющий ее поведение.

4. Роль как продукт взаимодействия социальных факто­ров и внутреннего мира человека. При этом равнозначно рас­сматриваются как предписания внешней среды, так и соци­альные ожидания других субъектов.

В криминологии целесообразно исходить из норматив­ного понимания роли.

Итак, социальная позиция — это своеобразный узел от­ношений в социальной системе. Человек одновременно зани­мает множество социальных позиций. Только в семье он — сын (дочь), отец (мать), брат (сестра), внук (внучка).

Каждой социальной позиции соответствует сценарий роли, одновре­менно составляемый тремя группами субъектов:

1) государ­ством и выраженный в системе официальных предписаний (законов, подзаконных актов);

2) обществом в форме обще­принятых и поощряемых общественным мнением норм пове­дения: моральных, эстетических, религиозных и иных;

3) неофициальными структурами (семьей, досуговыми груп­пировками, группами сослуживцев и т. п.) — в форме непи­саных правил поведения, их социальных ожиданий. К по­следней группе субъектов относятся и преступные формиро­вания с их нормами поведения и социальными ожиданиями.

Социологами и социальными психологами отмечается, что для человека важна значимость социальной позиции, значи­мость субъекта, от которого исходят нормы-ожидания. Су­щественна оценка личностью условий исполнения каждой роли.

Само исполнение роли, особенно если это продолжается долго, накладывает на личность определенный отпечаток, развивает у нее одни качества и подавляет другие.

Напри­мер, отмечено, что формирование несовершеннолетних пра­вонарушителей преимущественно под влиянием неформаль­ных досуговых группировок развивает у них качества, важ­ные для неофициального межличностного общения: они лег­ко устанавливают контакты с людьми, чутко реагируют на их настроения и т. п. В то же время у них нередко отсутству­ют черты, которые ценятся в трудовом коллективе, на про­изводстве: дисциплина, профессионализм и т. п.

Различаются:

1) роль как совокупность нормативных предписаний, соответствующих данной позиции;

2) роль как понимание лицом того, что от него требуется и что он наме­рен исполнять;

3) фактическое исполнение роли в конкрет­ных условиях места и времени.

В последнем случае сильно влияние социальных условий, а также уже сформированных личностных характеристик.

Криминологически значимы следующие социально-ро­левые ситуации:

1) человек не занимает многих социальных позиций, ко­торые позволили бы ему ознакомиться с нормами государст­ва, "большого общества" и вести себя в соответствии с тре­бованиями права и морали (он, например, находится в край­не деморализованной среде со специфическими представле­ниями о допустимом и привык решать конфликты с приме­нением физической силы);

2) человек занимает одновременно позиции, которые свя­заны с противоречивыми требованиями, нормами поведения, т. е. налицо конфликт социальных позиций и ролей (право­вые предписания запрещают сокрытие преступлений от учета, а руководство требует не отражать в статистике все став­шие известными преступления);

3) человек занимает такие позиции, которые прямо дик­туют противоправное, преступное поведение (член преступ­ного формирования);

4) отсутствие преемственности ролей и позиций, в ре­зультате чего отмечается неподготовленность лица к соблю­дению правовых норм в соответствующей социальной позиции (это влечет нарушение правил охраны труда, халатность и т. п.);

5) человек занимает одни социальные позиции, а ориен­тируется на другие. Примером здесь может быть следую­щее: получающий скромное содержание следователь стре­мится утвердиться в группе удачливых предпринимателей, дорожит их вниманием и мечтает вести характерный для них образ жизни. Если ему такие предприниматели предла­гают выполнить определенную просьбу, а тем более за со­лидное вознаграждение, указанный следователь сразу мо­жет решить две актуальные для него задачи: сохранить "дружбу" этих людей и получить необходимые средства для расточительного образа жизни. Но средство в таком слу­чае — получение взятки и злоупотребление служебным по­ложением;

6) конфликт уже исполняемых и ожидаемых в будущем ролей. Преступное поведение человека в этом случае может противоречить уже исполняемым ролям, но быть логичным с точки зрения референтных ролей (конфликт реального и ожидаемого, настоящего и будущего).

Социально-ролевой подход не исключает активности личности, но задает социальные пределы этой активности. Позиция личности влияет на выбор социальных ролей и на их творческое исполнение. У несовершеннолетних этот вы­бор практически ограничен, у осужденных, отбывающих срок лишения свободы, и военнослужащих срочной службы — также.

Существует объективный конфликт ролей, когда их со­держание действительно противоречиво, и субъективный, когда лицо воспринимает их в качестве противоречивых, не умеет их согласовать.

В динамическом аспекте встречаются:

1) прямая преем­ственность социальных позиций и ролей, порождающих в оп­ределенных взаимодействиях преступное поведение;

2) су­щественное отрицательное усугубление содержания социаль­ных ролей, когда они из противоречивших только нормам морали в новых условиях перерастают в противоречащие нормам закона;

3) затруднение процесса нормального фор­мирования и нормальной жизнедеятельности личности в ре­зультате наличия или отсутствия в прошлом определенных социальных позиций и ролей. Например, исследования пока­зывали, что многие лица, формировавшиеся в неполных или иного рода неблагополучных семьях, даже если они искрен­не стремятся иметь собственную хорошую семью, в своей семье воспроизводят характерные для родительской стан­дарты поведения: избиение супруги, грубые оскорбления и т. п. В одних случаях это прямо выливается в преступное поведение, в других — влечет распад семьи, уход в досуговые группы собутыльников, усиление деморализации и участие в пьяных криминальных конфликтах либо утрату работы и со­вершение краж ради приобретения спиртных напитков.

Деформация социальных позиций и ролей в большинст­ве случаев существенно различается применительно к ли­цам, совершающим общеуголовные и экономические престу­пления. У первых она носит более очевидный и грубый ха­рактер.

При анализе деятельности лиц, совершающих преступ­ления, учитывается следующее:

1) фактическое поведение лица не идентично содержа­нию роли;

2) личность представляет собой определенную целост­ность при всем многообразии ее позиций и ролей, в деятель­ности она проявляет себя именно в этой целостности, субъ­ективной интеграции разных социальных позиций и ролей;

3) деятельность оказывает на человека обратное воздей­ствие, при этом важно одобрение или неодобрение поведе­ния, его закрепление и закрепление его результатов в созна­нии личности. В этом аспекте криминологически значима проблема безнаказанности части преступников, баланс их приобретений и потерь в результате преступной деятельно­сти. Иногда они считают выгодным даже отбыть определенный срок лишения свободы, но сохранить добытое преступ­ным путем во имя своего солидного материального обеспече­ния на долгие годы.

Деятельность — это определенная система действий, сис­тема поведения. Она охватывает и материально-практиче­ские, и интеллектуально-духовные операции, т. е. и работу мысли.

Термин "преступная деятельность" в отличие от "преступ­ного поведения" отражает не только наличие системы опреде­ленных преступных деяний, но и целенаправленный поиск лич­ностью социальных позиций, условий для реализации преступ­ных замыслов, развитие в процессе самовоспитания качеств, важных именно для преступной деятельности.

При анализе деятельности личности важно понять сле­дующее:

1) представляет ли собой преступное деяние изолиро­ванный акт или оно — звено в цепи определенной системы поступков (какой?);

2) является ли преступное поведение скачком от нормы к преступлению или оно представляет собой итог эскалации антиобщественного поведения. Выявляются факты:

а) нару­шения требований, соответствующих нормальным для чело­века определенного возраста и положения социальным пози­циям (преждевременное оставление школы несовершенно­летним, отказ в материальной поддержке детям и т. п.);

б) аморальных, но не противоречащих праву поступков (пьян­ство, половая распущенность и т. п.);

в) противоправных по­ступков непреступного характера (дисциплинарно, админи­стративно наказуемых, гражданско-правовых деликтов), пре­ступлений;

3) в какой сфере деятельности совершаются преступле­ния.

Криминологические исследования указывают на то, что, как правило, совершение тяжких преступлений бывает резуль­татом не скачка от нормального поведения к наиболее общест­венно опасному преступному, а постепенного нарастания ин­тенсивности и общественной опасности негативного поведения. По данным выборочных исследований, более 80% лиц, совер­шавших умышленные убийства, ранее совершали либо пре­ступления, либо неоднократные иные правонарушения.

Анализ сфер деятельности, взаимодействий, в которых совершались преступления, затем сопровождается выясне­нием того, насколько распространены соответствующие типы взаимодействий и как часто они дают криминальный результат, при участии в них каких лиц, с какими именно характе­ристиками. На этой основе может даваться прогноз развития преступности, а также формулироваться рекомендации по предупреждению преступлений со стороны соответствующих лиц в данных условиях.

Изучение системы поступков личности, ее деятельности в целом помогает выявить определенные стереотипы пове­дения, ставшие для нее привычными способы реагирования на те или иные обстоятельства.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Криминологическое изучение преступника неможет быть исчерпывающим исследованием всей сложной ком­плексной проблемы человека и его деятельности | Потребностно-мотивационная сфера
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.