Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение различным видам пересказа

Составление плана произведения.

Для более сознательного и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление плана. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и чётко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Подготавливать детей к работе по составлению плана следует начинать уже в период обучения грамоте: установление соответствия заголовка содержанию текста, почему один заголовок удачен, а другой не подходит, выборочное чтение под руководством учителя (дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос).

Обучение умению составлять план строится с учётом постепенного нарастания трудностей и проводится в определённой системе.

Существует картинный план (несколько иллюстраций, соответствующих частям текста). Предлагается два вида работы:

1) составляют картинный план по готовому плану;

2) рассматривают иллюстрации и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают её.

Позже можно научить детей составлять план на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом. В 1 классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребёнка к поискам ответа.

 

Трудно представить себе урок литературного чтения без пересказа, хотя бы небольшого. Пересказ укрепляет память, тренирует механизмы говорения.

Что такое пересказ? «Это детское речевое упражнение по образцу, основанное на активном подражании. С одной стороны, посредством устного пересказа обогащается речь школьника, он как бы берёт уроки у писателя; с другой – сам строит предложения и текст, проявляет инициативу и активность в порождении речи» (М.Р.Львов).

Пересказ – это устное изложение содержания текста.

Главные требования к пересказу:

-- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

-- при пересказе ребёнок должен использовать лексику, обороты речи и некоторые синтаксические конструкции;

-- в пересказе должен сохраняться стиль образца;

-- должны быть соблюдены последовательность событий, причинно – следственные связи, переданы все основные факты и описания;

-- в пересказе должны отражаться чувства ребёнка через выразительность его речи.

Качество пересказа в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие приёмы:

-- предупреждение учащихся о том, что текст будет пересказываться;

-- проведение анализа содержания, различных языковых упражнений;

-- отработка выразительного чтения;

-- расчленение рассказа на части и составление плана текста;

-- пересказ фрагментов;

-- предварительный (черновой) пересказ, разбор его недостатков.

Разнообразие видов пересказа, выработанное опытом, вносит оживление в уроки.

1) Подробный (близкий к тексту образца) пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста. Этот вид пересказа используется в школе чаще других. Он имеет ряд достоинств. Во-первых, служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях, во-вторых, средством усвоения логики образца и его языковых средств, в-третьих, средством воспитания у детей чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объёму тексты, так как дети запоминают их наизусть; стихотворные тексты, чтобы не разрушать стихотворных строк, в т.ч. басни и сказки в стихах.

Обучение следует начинать с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в пересказ элементы описания (зарисовки природы, внешность людей и описания предметов), элементы рассуждения.

В ходе обучения целесообразно обращаться к учащимся с таким вопросом: «Как эта мысль выражена (как об этом сказано?) в тексте писателя?».

Пересказ будет живым, интересным, если самому рассказчику – школьнику интересно рассказывать, когда его слушает весь класс, а не один учитель. Дополнения к пересказу, сделанные товарищами, просьба повторить какое-то место – всё это поощряет рассказчика, создаёт творческую атмосферу в классе.

Самостоятельным, зрелым должен быть такой пересказ, который опирается не на серию вопросов по содержанию, а на цельное восприятие произведения, на знание его композиции, внутренних логических связей, на составленный план текста. Пересказ по вопросам не соответствует естественным условиям речевого высказывания.

Облегчает равномерность пересказа деление текста на части, составление плана и пересказ по частям.

2) Выборочный пересказ.

Пересказать выборочно – это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме, например, пересказывать только описание внешности персонажа; пересказывать только сцену встречи двух персонажей; пересказывать только картину природы и т.д.

Виды выборочного пересказа:

1. Пересказ отдельного эпизода, отдельной сцены или картины по вопросу или заданию учителя.

2. Пересказ эпизода, сцены, отрывка по картине, по иллюстрации.

3. Пересказ отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме.

Работа над пересказом одного эпизода не вызывает затруднений у младших школьников, а выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою (событию).

2. Определяю, о чём говорится в каждом отрывке.

3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить (ставлю порядковые номера).

4. Продумываю последовательность своего рассказа, ещё раз перечитываю отмеченные отрывки.

5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж (это событие).

6. Составляю рассказ (вслух или мысленно).

7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.

8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составным планом.

3) Краткий (сжатый) пересказ – необходимая ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей от художественных деталей.

Краткий пересказ предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

-- исключение подробностей, деталей;

-- обобщение конкретных, единичных явлений;

-- сочетание исключения деталей и обобщения.

Сжатие формирует у детей умение вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа вводятся уже в 1 классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой-то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут быть изображены такой схемой:

Подробный пересказ – Краткий пересказ – План – Главная мысль всего текста в одной фразе.

Возможен и обратный путь: от краткого (в одном предложении) выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был развёрнут каждый пункт плана, так как это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся.

Примечание. Вопросы «Различные виды иллюстрирования» и «Сочинения» рассмотрены в лекции № 9. В конце лекции лектор подводит итоги.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Словарная работа | Структура урока чтения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.