Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы монополий




1. Картель – соглашение о ценах на товары и услуги об объемах производства. Его участники договариваются о разделе рынков, торговых квотах и уровне цен (кто, где, сколько и почем продает). При этом они полностью сохраняют свою хозяйственную самостоятельность. Монополисты могут также прибегать к тайному сговору (негласному соглашению друг с другом) или используют лидерство в ценах (ведущая в данной отрасли фирма устанавливает нужный уровень цен, а остальные «молчаливо» следуют за ней).

Ради повышения доходов применяются и другие хитрости. Так, на взаимодополняющие товары (принтер и краска к нему) устанавливается «система связанных цен»: на принтер- цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий, краску- завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли). Еще пример: новые товары монополисты сначала продают по повышенным «ценам снятия сливок» (для «избранных», богатых покупателей), а затем в ход идут пониженные «цены проникновения»- для завоевания кошельков широкой публики.

2. Синдикат – объединение в целях совместного сбыта продукции.

3. Трест – объединение на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом одного вида товара.

4. Концерн – объединение многопрофильных фирм с единым финансовым центром (концерн «ДЭУ», производящий товары от батареек до автомобилей, имеющий заводы от Южной Кореи до Узбекистана).

5. Холдинг - головная компания, владеющая акциями участников концерна и благодаря этому, влияющая на их деятельность.

6. Конгломерат – объединение, основанное на проникновении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Кроме основных типов рыночных структур, существует множество других: монопсония, олигопсония, дуополия, двусторонняя монополия.

1. Монопсония - рынок, на котором оперирует один крупный покупатель какого-то товара и он контролирует цену.

2. Олигопсония - рыночная ситуация, когда множеству продавцов противостоит несколько крупных покупателей.

3. Дуополия - имеются только два поставщика определенного товара.

4. Двусторонняя монополия- на рынке один крупный производитель-монополист сталкивается с одним крупным покупателем.

Поддержание чистой монополии требует существования условий, предотвращающих конкуренцию новых продавцов с монополией. Основные типы барьеров (ограничителей) для входа на рынок, дающие возможность развиваться и поддерживать монополию:

1. Лицензия - право фирмы на исключительное осуществление определенного вида деятельности на рынке;

2. Товарный знак- особый символ, позволяющий узнавать товар, фирму;

3. Авторское право - обеспечивает создателям новых продуктов исключительные права продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений;

4. Патент - свидетельство, подтверждающее право автора на распоряжение созданным им благом.

Высокомонополизированная экономика не способна к развитию на протяжении длительного периода времени. В качестве примера – экономика СССР. Следовательно, существует необходимость государственного регулирования рыночной экономики даже с незначительным уровнем монополизации. Под государственным регулированием рыночной экономики принято понимать издаваемые государством правила и законы в целях изменения рыночной ситуации и контроля над ней. Существует несколько средств регулирования:

1. Установление высоких прогрессивных налогов на прибыль, что дает возможность государству изымать у монополий неправедный доход и передавать его в пользу нуждающимся: нетрудоспособные, многодетные, безработные и т.д. Более того, это надо делать и при функционировании совершенного рынка. Дело в том, что рынок поставляет товары и услуги тем, у кого есть деньги, другой социальной справедливости рынок не знает: каждый обладает тем, что имеет. Но, с точки зрения высшего гуманизма это несправедливо Изменить ситуацию, защитить бедного, внести справедливость в распределение благ – функция государства, а не рынка.

2. Контроль – прямой или косвенный, над ценами для сдерживания инфляции, стимулирования нужного для общества производства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.