Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание культуры И.Г.Гердером




Типология культуры.

Типы культурных изменений.

Функции культуры.

Структура культуры.

Взаимосвязь культуры с человеком и обществом.

Культура существует сама по себе или связана с человеком? Человек не может функционировать без культуры.

1. Материальная культура (производство, экономика).

2. Духовная культура (мораль, идеология, религия).

3. Социальная культура (сфера социального взаимодействия).

4. Правовая культура.

5. Физическая (спорт, медицина. Гигиена).

1. Культура – способ функционирования социума для коммуникации.

2. Способ социализации личности.

3. Форма трансляции социального опыта.

Формы могут быть разными: традиция, новация – постоянный поиск новых форм. Способов.

Динамика культуры – способность культуры видоизменяться и развиваться.

Механизмы динамики культуры – новация, традиция.

Традиционное общество – стабильно, упорядоченно, монокультурное.

Современное (новационное) общество – нестабильное, быстро развивающееся, плюрализм форм.

Причины изменений:

· Изменения необходимы для сохранения культуры;

· Адаптация новых явлений;

· Появляется выдающаяся личность с новой идеей.

Типы:

1. Прогрессивное изменение (улучшение).

2. Регрессивное изменение (культурный застой).

Аномия – (культурное разложение) распад культуры.

3. Циклические изменения.

 

 

1. Цивилизационная.

2. Формационная.

3. Религиозная культура.

4. Концептуальная (по господствующим идеям). Например, культура либерального общества, культура тоталитарного общества.

5. Этнонациональная.

6. Демографическая (по разным возрастным группам: детская, подростковая, женская, мужская).

7. Культурно – историческая (по различным историческим периодам). Например. Христианско – религиозное средневековье.

 

 

Иоган Готфрид Гердер (1744 – 1803) – философ, литературовед, дружил с Гете и Шпенглером, они развивали литературное направление «Буря и натиск».

«Идеи к философии истории человечества» - 1784 – 1791 гг.

Гердер выступил против идей Просвещения. По Гердеру: «Носитель подлинной духовности народ, человек совершенен сам по себе, все органы чувств и тела человека возникли под влиянием природной среды; история человечества, как и история развития культуры (искусства, науки, духовное развитие человека), развитие человека – переход от дикости к варварству, в переходе к варварству зарождается культура, поэтому вдохновение нужно черпать из варварских народов, в эпосе, где подлинный народный дух».

Учение о народном духе занимает отдельное место у Гердера.

«Невозможно полностью повторить образцы искусства древности, т.к. они возникли в определенных условиях».

«Культуры различных народов уникальны и не делятся на более или менее развитые».

Концепция гуманности, в которой гуманность как смысл и цель человеческого существования.

«Разум человека – ни искра Божья, он сформировался в определенных условиях. Главный инструмент разума – язык (речь), язык склоняет человека к развитию искусства, а искусство приводит к развитию свободы, вольности».

Все чувства человека способствуют воспитанию гуманности и религии».

Для Гердера гуманность и религия нераздельны е вещи.

«Разум, человечность, религия – присущи всем народам».

 

6. Историческая типология культуры (Шпенглер О., Данилевский Н.Я., Тойнби А.). – цивилизационный подход.

В основе угла исследования – анализ.

Историческая типология культуры скорее метод и прием исследования культуры, а не школа.

За основную единицу измерения культуры берется цивилизация.

У Шпенглера термин «развитые культуры», у Тойнби – «цивилизация», у Сорокина – «Метакультура».

Основные черты цивилизации: цивилизация – это идеальное состояние человеческой культуры. Общества.

Термин «цивилизация» противопоставляется дикости, варварству, цивилизация – более высокий уровень развития общества.

«Цивилизация» не имеет точного определения, у каждого автора своя трактовка, для цивилизации характерны высокий уровень производительных сил, социальная иерархия, государство, фиксированная развитая духовная культура, т.е. если общество не обладает этими признаками его нельзя назвать цивилизацией.

Цивилизации различаются совокупностью идей, которые определяют общество и влияют на людей.

Цивилизация – некая модель общества.

Основные черты цивилизационного подхода в культурологии:

· Основной объект исследования – духовная культура (как таковая духовная культура не имеет границ государственных или национальных).

· Макроисторический характер исследования – авторы оперируют не отдельными личностями или событиями, а протяженными во времени и пространстве явлениями.

· Культуры рассматриваются в их историческом развитии (от начала до конца цивилизации). Большое значение уделяется динамике культуры, а не ее зарождению.

· Тезис: «Не существует единой человеческой цивилизации, всегда будут существовать отдельные цивилизации, киты, которые между собой так или иначе взаимодействуют.

· «Цивилизации всегда борются между собой, конкурируют, исходные элементы культур передаваться друг другу не могут».

· Внимание не на схожести культур, а на их различие, так как каждая культура «уникальна».

Представители:

1. Николай Як. Данилевский (1822 – 1885).

Увлекался социологией и биологией. Труд «Россия и Европа» - 1871 год.

По Данилевскому: «Франция – олицетворение европейской цивилизации, культурный лидер; русские и европейцы принадлежат к различным культурно - историческим типологиям, главный элемент культуры, объединяющий принцип – язык».

По Данилевскому – 10 цивилизаций: китайская, ассиро-вавилонско-финикийская, иранская, еврейская, греческая, германо-романская.

Исчезнувшие культурно-исторические типы: перуанский (Латинская Америка).

Этапы развития: созревание – как у растений (на этом этапе цивилизации как таковой еще нет); расцвет (бурный рост, ускорение – самый короткий, нг самый насыщенный); старение (загнивание).

Законы существования цивилизации:

· Основа цивилизации – язык или группа языков.

· Политическая независимость.

· Начала культуры не передаются друг другу.

· Расцвет цивилизации может наступить только тогда, когда элементы цивилизации самобытны.

· Ход развития цивилизации как у растения.

Каждая цивилизация развивается всесторонне, но выбирает себе специализацию (в римской – законодательство, в европейской – религиозная).

Славянский культурно - исторический тип на стадии расцвета, формирования, вызревания (а в Европе уже упадок)

«Славянские народы должны объединиться в федерацию, и Россия в объединении играет особую роль – ядро всех народов со столицей в Царьграде».

2. Освальд Шпенглер (1870 – 1936).

1918 год – 1-й том «Закат Европы».

1922 год – 2-й том.

По Шпенглеру: «Существующая историческая периодизация ошибочна, из-за своего европоцентризма; история – существование ряда независимых культур, которые очень похожи на живые организмы (этапы зарождения, развития, гибели). Период существования культуры приблизительно 1000 лет.

Каждая культура обладает собственной душой.

У западноевропейской цивилизации – фаустовская душа (вечно мечущаяся).

У Шпенглера «цивилизация» и «культура» не синонимы, а противоположности: «цивилизация» - закономерный этап развития культуры, имеющий материальный характер.

По Шпенглеру: «Развитие технологии – путь к упадку».

3. Арнольд Тойнби (1889 – 1975).

1934 – 1961 годы – «Постижение истории» в 12 томах.

Теория локальных историй (цивилизаций). По Тойнби: «История человечества – череда меняющихся цивилизаций».

Тойнби отошел от биологизма.

По Тойнби: «Цивилизации существуют на определенных территориях и т.п., основной элемент – религия. Цивилизации могут отпочковаться одна от другой, цивилизации рождаются и умирают».

Тойнби точно не определил количество цивилизаций (от 19 до 26), в 20 веке было 10 цивилизаций.

«Цивилизации взаимосвязаны с окружающей средой (климатом, соседями и другими внешними факторами), от факторов зависит, сможет ли цивилизация развиться. Ситуации вызова, которые бросаются цивилизациям и ставят на край гибели. Вызов и ответ на него – особенность каждой цивилизации (для России вызов – обширная территория и внешняя опасность от кочевников, для Греков – война с Персией)».

У Тойнби нет временной шкалы, которая ограничивает развитие цивилизации.

В цивилизации обязательно есть творческое меньшинство и «массовый пролетариат».

От элиты зависит, найдется ли ответ на вызов, элита придумывает, а осуществляет на практике пролетариат.

Элита теряет свой статус, если «долго не было какого-либо вызова», размываются границы элиты и масс, элита замыкается в себе (элите нужна «новая кровь» из пролетариев).

Если цивилизация не находит ответа, то происходит надлом – начало краха цивилизации, и ее гибели. После надлома ситуация необратима. После надлома наступает только распад.

По Тойнби: «Цивилизации могут контактировать, но в принципе, они развиваются самостоятельно».

Концепция Тойнби стала достаточно популярной, хотя не миновала критики.

7. Историческая типология культуры (Ясперс К., Сорокин П., Хантингтон С.). – цивилизационный подход.

В основе угла исследования – анализ.

Историческая типология культуры скорее метод и прием исследования культуры, а не школа.

За основную единицу измерения культуры берется цивилизация.

У Шпенглера термин «развитые культуры», у Тойнби – «цивилизация», у Сорокина – «Метакультура».

Основные черты цивилизации: цивилизация – это идеальное состояние человеческой культуры. Общества.

Термин «цивилизация» противопоставляется дикости, варварству, цивилизация – более высокий уровень развития общества.

«Цивилизация» не имеет точного определения, у каждого автора своя трактовка, для цивилизации характерны высокий уровень производительных сил, социальная иерархия, государство, фиксированная развитая духовная культура, т.е. если общество не обладает этими признаками его нельзя назвать цивилизацией.

Цивилизации различаются совокупностью идей, которые определяют общество и влияют на людей.

Цивилизация – некая модель общества.

Основные черты цивилизационного подхода в культурологии:

· Основной объект исследования – духовная культура (как таковая духовная культура не имеет границ государственных или национальных).

· Макроисторический характер исследования – авторы оперируют не отдельными личностями или событиями, а протяженными во времени и пространстве явлениями.

· Культуры рассматриваются в их историческом развитии (от начала до конца цивилизации). Большое значение уделяется динамике культуры, а не ее зарождению.

· Тезис: «Не существует единой человеческой цивилизации, всегда будут существовать отдельные цивилизации, киты, которые между собой так или иначе взаимодействуют.

· «Цивилизации всегда борются между собой, конкурируют, исходные элементы культур передаваться друг другу не могут».

· Внимание не на схожести культур, а на их различие, так как каждая культура «уникальна».

Представители:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.