Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные формы международного бизнеса

Классические формы предпринимательских объединений.

Понятие и классификации предпринимательских объединений.

Отличие между коммерческими и некоммерческими организациями.

 

Для ведения бизнеса используются коммерческие организации, но могут использоваться и некоммерческие. Главные отличия между этими видами в том, что коммерческие организации создаются для получения прибыли, а некоммерческие для каких-либо иных целей. Юридические отличия коммерческих организаций:

· Прибыль коммерческих организаций может быть распределена между их участниками. Прибыль некоммерческих организаций направляется только на те цели, которые определены в уставе. Вместе с тем, учредители некоммерческих организаций могут извлечь выгоду из деятельности этих организаций. Во-первых, они могут пользоваться услугами этих организаций; во-вторых, они могут вступать в трудовые отношения с этими организациями.

· Коммерческие организации могут заниматься любыми видами деятельности, которые не запрещены законом. Некоммерческие организации могут заниматься только тем видом деятельности, которая оговорена в уставных документах.

· В случаях финансовой несостоятельности на имущество коммерческой организации могут претендовать кредиторы. Имущество некоммерческой организации используют только в уставных целях.

 

В российском законодательстве оговорено, что некоторые виды деятельности могут осуществляться только коммерческими или только некоммерческими организациями. Банковская деятельность, дилерская деятельность на рынке ценных бумаг – только коммерческие организации. Для осуществления деятельности фондовой биржи, благотворительности и образовательной деятельности – только некоммерческие организации. В законодательстве предусмотрены некоторые особые положения: потребительский кооператив – некоммерческая организация, но его доходы могут распределяться между его участниками.

 

 

ТЕМА 9 «ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ»

 

  1. Понятие и классификации предпринимательских объединений.
  2. Классические формы предпринимательских объединений:
    • Жесткие формы
    • Мягкие формы
  3. Организационные формы международного бизнеса.

 

 

 

Предпринимательское объединение – это группа автономных экономических субъектов, осуществляющих согласованную предпринимательскую деятельность в общих интересах.

 

Классификация предпринимательских объединений:

 

А) по юридической форме:

  • Коммерческие объединения
  • Некоммерческие объединения
  • Смешанные

 

 

Б) по способу объединения:

  • Единая компания с филиалами и отделениями (дивизиональная структура).
  • Совокупность самостоятельных предприятий, возглавляемых единой компанией (холдинг).
  • Сетевые структуры.

 

В) по типу объединения:

  • Вертикальные (неравноправные) объединения (холдинг)
  • Горизонтальные (равноправные) (сетевые структуры)
  • Смешанные (ФПГ – финансово-промышленные группы)

 

Г) по степени координирования деятельности:

  • Сохранение самостоятельности субъектов (консорциум, картель)
  • Координационная деятельность в отдельных аспектах (синдикат)
  • Единый координационный центр (концерн, трест)

 

Методы бизнес - интеграции:

 

1) горизонтальные – создание общих структур, создание общих консультативных органов, создание общих финансовых органов, создание общих органов управления имуществом (трест), взаимный обмен акциями и участие в прибылях друг друга.

2) Вертикальные – виды консолидации (объединения), франчайзинг, когда одна компания предоставляет право другой действовать от имени себя.

 

 

 

Ранние формы предпринимательских объединений возникли во второй половине 19 века – начале 20 века. Эти формы называют классическими. Они сохраняются и сейчас в той или иной форме.

 

К жестким классическим формам относят:

 

1) Трест. В рамках треста все входящие в него компании теряют юридическую, производственную и коммерческую самостоятельность. В результате появляется единый производственный комплекс, управляемый из единого центра. Кроме того, трест отличается тем, что он занимается однородной деятельностью. Трест также удобен для создания межотраслевых объединений, когда различные предприятия занимаются последовательной обработкой исходного сырья для получения конечного продукта (добыча руды, производство чугуна, железо, сталь). Такой вид объединений называют комбинат. Первые тресты возникли во второй половине 19 века в США. Первый трест – Стандарт Ойл. В России в начале 20 века они были распространены в текстильной промышленности.

 

2) Концерн. Его отличия от треста следующие: 1) концерн может выпускать несколько разнородных видов продукции; 2) предприятия, входящие в концерн формально сохраняют юридическую самостоятельность, но фактически теряют финансовую, как правило головное предприятие контролирует капитал участников концерна.

В рамках концерна централизовано финансовое управление, научно-техническая политика, ценообразование, иногда кадровая политика. Иногда концерн охватывает целую отрасль промышленности, к примеру, концерн Siemens. В отличие от треста, в концерне большая роль отводится коллегиальному руководству. По характеру производственной интеграции выделяются вертикальные концерны – комбинаты. Горизонтальный концерн – компания, осуществляющая одну и ту же стадию производства различной продукции. Смешанные.

 

3) Конгломерат – концерн, потерявший отраслевое лицо, часто выпускает совершенно разнородную продукцию. Управление конгломератом напоминает управление концерном, отличие – большая управленческая децентрализация (*Mitsubishi; General Electric*).

Первые конгломераты появились в 20-е годы 20 века. Пик их популярности пришелся на 60-е годы 20 века, когда происходили слияния и поглощения разнородных компаний. Однако уже с 80-х годов многие конгломераты начали демонстрировать убыточность.

 

К мягким формам относятся:

 

1) пул (pool) – это временное соглашение между независимыми компаниями о распределении прибыли. Эта прибыль распределяется в соответствии с заранее согласованными принципами, то же самое происходит и с расходами (в с/х неурожай подсолнуха или пшеницы). Существует также биржевой пул, когда объединяются финансы для изменения курса акций. Патентный пул – совместное использование патента в квотах, в соответствии с которыми происходит распределение прибыли («Вершки и корешки»).

 

2) Картель – договорный союз независимых компаний, производящих однородную продукцию. Члены картели сохраняют свою экономическую самостоятельность, но договариваются о регулировании различных сторон их деятельности, прежде всего коммерческой (могут договариваться о ценах, рынках, объеме производства и сбыта, ассортименте. Типичный пример картели – ОПЕК (организация стран-экспортеров нефти), которые договариваются об объеме добычи нефти.

 

3)Синдикат – в зарубежной науке синдикат рассматривают иногда как один из видов картели. Участники синдиката сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую самостоятельность. Здесь создается специальная организация по сбыту продукции участников синдиката. Примером синдиката является алмазный синдикат Де Бирз (если начнется конкуренция на рынке алмазом, то цены рухнут). Де Бирз выпускает на рынок определенное количество алмазов для поддержания определенного уровня цен, остальное – в запас. В России в начале 20 века синдикаты были очень распространены (Продамет, Продуголь и т.д.).

 

4) консорциум – временный союз независимых фирм, созданный с целью реализации крупных наукоемких и других проектов. Пример – электростанция, разработка месторождения полезных ископаемых и др. Члены консорциума полностью сохраняют свою самостоятельность (объединение под проект). Консорциумы могут создаваться либо с образование юридического лица, либо без образования такового. При консорциуме не формируется крупная организационная структура. В договоре предусмотрены различные виды ответственности (нулевая, солидарная и др.). Примером консорциума явилась Европейская организация AirBus, в которой объединились четыре Европейские компании для производства самолетов. Виды консорциумов:

  • Финансовый
  • Экспортный
  • Банковский и др.

 

  Концерн Конгломерат Консорциум Синдикат Картель Трест
Производство + - - - - +
Маркетинг / сбыт + - - + - +
Финансы + + - - - +
Учет + + - - - +
Бизнес-планирование + + + + - +
Администрирование - - - - - +

 

 

 

На мировом рынке действуют три типа фирм:

  • Международные
  • Многонациональные
  • Глобальные

 

Международные компании базируются в одной стране, но производят значительную часть продукции на экспорт.

 

Многонациональная компания возникает в одной стране, но при этом располагают дочерними фирмами, филиалами в других странах. Эти филиалы часто выпускают продукцию для внутреннего рынка или для стран со схожими потребительскими предложениями. Виды многонациональных компаний:

1) межфирменные союзы компаний разных стран. Пример: Shell (Англо-Голландская компания).

2) Транснациональные компании (ТНК). Они национальные по происхождению, но при этом владеют филиалами в нескольких странах. Пример: Siemens – немецкая компания. Неофициально считается, что для придания статуса транснациональной компании необходимо реализовывать 20-35% продукции за пределами страны-резидента. ТНК возникли в 19 веке в рамках колониальных империй. В 20-50-е годы 20 века в военной сфере, а с 60-х годов 20 века – во всех отраслях. В современных условиях организация производства за рубежом имеет следующие преимущества:

  • Дешевые ресурсы
  • Дешевая рабочая сила
  • Льготное налогообложение (налог на прибыль)
  • Низкие экологические требования
  • Возможность игры на валютных курсах

 

Плюсы ТНК: 1) эти компании способствуют технологическому перевооружению отсталых стран и технологическому взаимообогащению передовых; 2) способствуют росту экономики в мировом масштабе; 3) содействие экономической интеграции.

 

Минусы ТНК: 1) вмешательство во внутреннюю жизнь принимающих стран (ТНК могущественнее большинства стран мира, в ТНК нет демократии, т.к. это бизнес. ТНК может поджимать под себя государство); 2) хищническое отношение к природным ресурсам; 3) переманивание высококвалифицированных специалистов.

 

 

Международные совместные предприятия. Они создаются независимыми компаниями различных государств. Примером является Lada GM – выпускает Нивы-Шевролет.

 

Глобальные фирмы – новый вид интеграции, когда компания использует информационные технологии, быстро перемещают ресурсы и капитал в любую точку земли. О них сложно сказать, какого они происхождения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Централизация и децентрализация управления | Управление как вид деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2321; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.