Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы ударения

Компоненты интонации

Несмотря на чрезвычайно сложный характер выражения и сложнейшее переплетение различных параметров и их функционирования, в интонации можно выделить отдельные компоненты, имеющие собственные функции и, в основном, собственные средства их выражения.

В понятие интонации включают следующие составные части (компоненты):

1) ударение (слоговое или словное и фразовое);

2) мелодика (движение основного тона);

3) паузы (организация и членение речевого потока

4) темп (темпоральная организация высказывания)!

5) ритмика (регулярность и повторяемость cynpaсегментных характеристик).

 

Некоторые фонетисты выделяют еще один компонент: тембр. Мы не включаем тембр в число компонентов интонации по двум причинам:

а) не определены функции тембра в языковом выражении и

б) нет единого мнения о физической природе этого явления.

 

Перейдем к рассмотрению отдельных компонентов интонации.

 

Ударение. Различаются слоговое или словесное и фразовое (или синтагматическое) ударение.

Физическая и физиологическая природы словесного и фразового ударений совершенно одинаковы, они отличаются друг от друга лишь функционально.

Под словесным ударением понимается выделение одного из слогов в составе многосложного словесного означающего с помощью силы, высоты или длительности звуков.

Функция словесного ударения - организация цепочки звуков в некоторое целое -в слово. Ударный слог является тем центром, вокруг которого концентрируя безударные слоги. Организуя вокруг себя безударные слоги в некоторое целое, ударный слог в то же время выполняет функцию разделения речевой цепи на единицы такого же характера (слова) и разграничения этих слогов от других, сконцентрированных вокруг другого ударного слога. .Таким образом, у ударения функция объединения связана неразрывно с функцией разделения, разграничения.

Какие физические свойства звуков могут быть использованы как носители функции ударения и как это осуществляется физиологически? Для этой цели необходимо типы ударения рассмотреть отдельно.

 

Соответственно различают динамическое, музыкальное и количественное (квантитативное) ударение. Известно, что все эти виды ударения обычно используются в комбинации друг с другом, а не самостоятельно.

Немецкое словесное ударение является по преимуществу динамическим, что хорошо видно из сопоставления ударных и безударных слогов в таких словах, как sagen ['za:gan], genug [ga'nu:k]. В то же время ударные и безударные слоги этих и им подобных слов заметно отличаются друг от друга и по относительной высоте их гласных компонентов

 



При динамическом ударении ударенный слог отличается от соседних неударенных тем, что амплитуда колебаний звука на ударенном слоге больше, интенсивнее. Физиологически это вызывается усилением давления воздуха под голосовыми связками, что достигается большим напряжением мускулов выдоха.

Количественное ударение выражается в длительности ударенного слога, т.е., в основном, гласный ударенного слога звучит дольше, чем гласные остальных слогов данного слова. Физиологически это достигается путем более длительного удержания артикуляционных органов в положении артикуляции данного гласного.

Музыкальное ударение выражается в изменении частоты основного тона голоса при произнесении данного ударенного слога. Неударенные слога отличаются от ударенного тем, что имеют ровный, неизменный рисунок движения тона, т.е, простую конфигурацию движения тона. Физиологически это связано с изменением напряжения голосовых связок при произнесении ударенного слогаСглас­ного) в противоположность сравнительно неизменному на­пряжению их при произнесении остальных слогов.

 

Кстати, немецкий термин die Betonung , как и латинский der Akzent (см.выше); этимологически связан в первую очередь с этим типом слогового ударения: betonen означает mit Ton versehen (ср. с такими глаголами. как bewaffnen, bekleiden, bepanzern и т.д.)

Если придерживаться строгой этимологии термина die Betonung, то он не соответствует означаемому им понятию. Мы бы назвали ударение die Gewichtlegung (глагол – gewicht legen , причастие II - gewichtgelegt ). Однако это несущественно, покуда мы понимаем под термином die Betonung не только "снабдить тоном", но и интенсивностью и количеством, т.е. длительность.

В чистом виде указанные типы ударения встречаются чрезвычайно редко. В большинстве случаев ударение имеет сложный, комбинированный характер. Ударение в русском языке имеет динамическо-квантитативный характер, что означает, что ударенный слог з русском языке отличается своей интенсивностью и длительностью от неударных слогов.

В немецком языке ударение имеет динамическо-музыкальный характер. Объясняется это фонологическими особенностями системы гласных немецкого языка, где долгота гласных имеет смыслораздичительную функцию. Ударенный слог немецкого языка отличается от (окружающих слогов своей интенсивностью и изменением движения основного тона. Однако было бы неверно считать, что для немецкого языка совершенно чуждо квантитативное ударение. Действительно, немецкие краткие гласные произносятся кратко в ударной и безударной позициях. Но долгие гласные произносятся долго только под ударением, а в безударной позиции они произносятся кратко. Следовательно, краткое произношение закрытого гласного сигнализирует о его безударности, а долгое произношение -об ударности, точно так же, как и в русском языке. Таким образом, немецкое слоговое ударение имеет динамическо-музыкалъный и квантитативный характер (для под системы закрытых долгих гласных).

Комбинированный характер ударения создает своего рода языковую избыточность, где нейтрализация или нарушение одной характеристики компенсируется другими признаками.

Фразовое ударение по своим физическим и физиологичеектим свойствам совпадает со словесным ударением. Более того, совпадает также по своему месту: фразовое ударение падает на тот же слог, который является ударным в слове. Отличие их в материальном плана заключается только в ток, что при фразовом ударении ударный слог сравнивается с другими слогами, являющимися ударенными в словах данной фразы (а не вообще со всеми слогами, составляющий данную фразу).

Например, фраза состоит из 20 слогов и четырех слов: Словесное ударение определяется сравнением слогов в пределах слова. Фразовое ударение устанавливается сравнением тех четырех слогов, которые является словесио ударенными.(а словесно неударенные слога эдесь вообще стоят в стороне от сравнения).

Такие обрамим, фонетическая функция фразового ударения аналогична функции словесного ударения. Она выражается в организации фразово неударенных слов вокруг себя в фразу и, тем самым, разделения речевого потока на фразы,

Да сих пор мы говорили только о фоиетической функци ударения. Однако, словесное ударение в целом ряде языков имеет также фонологическую функцию , т.е. служит смыолоразличительным средством.

Это зависит от характера места ударения:

1) связанное ударение Если ударение падает всегда на один в тот же слог, то такое ударение обладает только фонетической функцией. например,, в чешском языке ударение падает всегда на первый слог; so французском - всегда на последний слог,

в польском – всегда на предпоследний.

В этих языках ударение не может средством смыслоразличения. Такое ударение называется связанным ударением.

В русском языке невозможноо установить какие-либо правила местоположения словесного ударения. Невозможно установить даже статистическое преобладание ударенности какого-либо слога. Поэтому в русском языке словесное ударение часто имеет наряду с фонетической также и и фонологическую функцию.

Например,

замок – замок,

пастушки - пастушки

колокола - колокола;

засыпать - засыпать

и т.д.

В немецком языке ударение в основном локализовано на определенном слоге слова - на корневом слоге. Однако имеются случаи, когда ударение имеет смыслоразличительную функцию, достигаемую противопоставлением местоположения ударения:

modern – modern (плесневеть, истлевать=разрушаться);

übersetzen - übersetzen;

umschreiben - umschreiben.

Вид ударения, который наблюдается в русском языке, называется свободным, несвязанным. Ударение в немецком языке занимает промежуточное положение между свободным и связанным, однако эта свобода весьма ограничена. По местоположению ударение в немецком языке может падать за первый, второй, третий и т.д.,. а также на последний слог. Однако почти во всех случа­ях местоположение ударения подчинено определенному правилу. Так, например, мы различаем ударные и безударные приставки, ударные, слабоударные и безударные cуффиксы и т.д. Достаточно твердо знать эти правила, чтобы уметь правильно произносить немецкие слова относительно их ударения.

Функции ударения

Поскольку этот вопрос о функциях ударения уже затрагивался в лекции, мы просто подведем итог.

Словесному ударению различных языков, в том числе и немецкого, часто приписывают три функции:

  • кульминативную (объединяющую),
  • делимитативную (разграничительную) и
  • дифференцирующую (словоразличительную)

К этим трем функциям необходимо добавить еще одну — конститутивную (словоопознавательную)

 

Словесному ударению различных языков, в том числе и немецкого, часто приписывают три функции:

  • кульминативную (объединяющую),
  • делимитативную (разграничительную) и
  • дифференцирующую (словоразличительную)
  • конститутивную (словоопознавательную).

 

 

Сущность кульминативной функции ударения заключается в том, что ударный слог, подчиняя себе соседние безударные слоги, связывает звучание слова в одно целое. Ударение выделяет в словесном означающем его наиболее четко звучащую часть, его вершину, к которой примыкают менее четко произносимые, а следовательно, и менее четко звучащие отрезки словесного означающего.

 

Конститутивная функция словесного ударения проявляется в таком языке, как немецкий, в том, что оно является обязательной принадлежностью словесного означающего, характеризуемого не только как фиксированная последовательность различных звуков речи, но и как последовательность различающихся по степени ударности слогов, в которые объединяются соседние звуки. Ударный и безударные слоги, входящие в состав словесного означающего, образуют так называемый акцентный профиль слова или его акцентно-ритмическую структуру. Акцентно-ритмическая структура является важным опознавательным признаком, обеспечивающим узнавание слова или его формы на слух.

Так, для немецких корневых глаголов в их двусложных формах типична акцентно-ритмическая структура «ударный слог + безударный слог», ср.: sдgen — sдge, loben — lobe. Для немецких префиксальных глаголов в их трехсложных формах типична акцентно-ритмическая структура «безударный слог + ударный слог + безударный слог», ср.: besprechen — bespreche. Для двусложных форм этих же глаголов характерна акцентно-ритмическая структура «безударный слог + ударный слог», ср.: besprach, verstand.

 

Цельнооформленость ритмической структуры слова позволяет отграничивать его от соседних слов. В этом проявляется делимитативная функция ударения.

 

Дифференцирующая функция немецкого словесного ударения иногда иллюстрируется такими примерами, как: ьbersetzen — ьbersetzen, steinreich

— steinreich, August — August, alle — Allee, Kaffee — Cafe, Genus — GenuЯ, Aktiv — aktiv, gebet — Gebet1.

Однако действительно дифференцирующую функцию словесное ударение выполняет лишь в части приведенных примеров, а именно в тех парах слов, которые принадлежат к одной части речи, и прежде всего в парах August — August, Kaffee — Cafe.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Типы ударения

Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1366; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.166.75.133
Генерация страницы за: 0.084 сек.