Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ролевые функции нормы




 

Норма, внедряемая как в поведение индивида, так и в менталитет группы, общества, диктует ожидаемое поведение, его стереотип, представление индивида о своем должном поведении.

Действенность норм, конечно, не абсолютна, так как все они так или иначе нарушаются. Однако их отнюдь нельзя считать среднестатистическими величинами. Они функционируют как морально или юридически признанные формы поведения или мышления, обладают устойчивым признанием в обществе.

И все же значение всяких норм условно и зависит от их функциональности, от состояния самого общества. Изменение содержания деятельности требует изменения прежних норм или введения новых.

Преодолевая застывшие нормы, нарушая запреты, открывая новые варианты деятельности или поведения, личность и общество меняют свою деятельность. Иногда запреты ломаются жестоко или нормы вводятся указом властей.

Мало считался Петр 1 со сложившимися нормами поведения (резал бороды боярам, вводил немецкое платье и др.). Но еще до него патриарх Никон провел церковную реформы и запретил двоеперстие.

В 20-х гг. ХХ в. декретами советской власти была изменена алфавитная система у ряда народов СССР. В 90-е годы с переходом к рынку и демократии в России произошла ломка некогда устойчивых социальных норм. В настоящее время в Японии взят курс на переход от групповых ценностей к личным ценностям.

Нововведения порождают устойчивые противоречия в духовной и социальной жизни, явные и скрытые расколы.

Даже весьма, казалось бы, необходимые нововведения или запреты, не согласованные со сложившейся в обществе нормативностью терпит провал, порождает отторжение.

В качестве примера можно привести опыт введения «сухого закона» в США в 20-х гг. и антиалкогольную кампанию в СССР, начатую в 1986 г.

Оба эти акта нормотворчества, привели не к снижению уровня алкоголизма, как было задумано, а к громадному росту нелегального изготовления и продажи спиртных напитков.

Чем сложнее общество, тем дифференцированней должна быть и принятая в нем нормативная система.

Важное место в регулировании такой системы занимают:

– общественное мнение

– система воспитания и образования

– государственное и муниципальное управление.

Государственное управление имеет в своем распоряжение: административно бюрократические органы, судебно-правовые, в том числе, исправительные учреждения. На уровне муниципалитета социальные нормы внедряются и функционируют чаще всего естественным путем.

В том случае, когда нарушение норм принимает насильственный и неуправляемый характер, в действие вводится армия и весь репрессивный аппарат.

Обилие и жестокость запретов сковывает инициативу индивидов, социальных групп, вредит самому обществу. Излишние запреты и ограничения (нормативная избыточность) свойственна обществам с бедной культурой.

Для таких обществ внутренние расколы чреваты гибелью всего общества.

В общих чертах процесс становления и функционирования социальных норм можно условно представить в виде последовательно взаимосвязанных этапов.

Первый этап – это возникновение и постоянное развитие норм. Второй – понимание и усвоение индивидумом системы социальных норм общества, социальной группы, личности, иначе говоря, это этап включения человека в обществе, его социализация. Третий этап – реальные акты, конкретное поведение индивида. Этот этап является центральным звеном механизма социально-нормативной регуляции. Именно на практике обнаруживается как глубоко вошли в сознание личности социальные нормы.

Четвертым этапом процесса функционирования нормы выступает оценка и контроль за поведением человека. На этом этапе выявляется степень соблюдения или отклонения от нормы. В последнем случае общество применяет определенные санкции.

Виды санкций – негативные или позитивные, т.е. наказания или поощрения.

Важнейшим фактором регуляции нормативности является мораль и право. В культурной сфере важным средством налаживания нормативности являются ценности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.