Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные ценности и ценностные ориентации




 

 

Регулирование социальной жизни более плодотворно осуществляется через систему социальных ценностей.

В первом отечественном словаре по социологии под социальными ценностями понимается фундаментальные нормы, обеспечивающие целостность социальных систем в силу того, что в них выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для осуществления и развития данных систем (см.: Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Д.М. Гвишиани и др. М., 1988. С. 442.).

В отличие от норм, которым следуют ценности подразумевают выбор того или иного объекта, состояние, потребности, цели, которые имеют более высокое существование. Ценности – это то, что ценится, то, что для человека значимо, что определяет жизненные ориентиры его поведения и признается обществом как таковое.

К числу важнейших социальных ценностей принадлежат, например, такие, как свобода, равенство, братство, мир, честь, достоинство личности, солидарность, материальное благополучие, духовное богатство и другие.

Ценности, по мнению Н. И. Лапина, - это своего рода социальные индикаторы качества жизни, которые обеспечивают интеграцию общества.

Ценностью могут быть названы лишь предметы и явления, которые осознаются, переживаются в качестве ценности. Ценность всегда субъективно-объективна, она есть осознанное отношение субъекта к объекту или другому субъекту. Ценность имеет духовную природу и может быть представлена как существенная характеристика сознания.

Ценности помогают обществу и человеку определить хорошее и плохое, идеальное или избегаемое состояние, истину или заблуждение, красоту и безобразие, справедливое и несправедливое, допустимое и запретное, существенное и несущественное и т.д.

В социологии ценности рассматриваются главным образом в функции социально-нормативных регуляторов общественной жизни и поведения людей.

Именно нормативная функция ценностей делает их специальным предметом социологического исследования в таких разделах социологии, как изучение культуры, социальных институтов и личности.

Ценности изучает и специальная наука – аксиология – учение о ценностях.

Это учение входит в качестве принципиально важной составляющей в структура ряда философско-социологических концепций неокантиански – веберовской, феноменологически – интеракционистской и позитивистски – сциентистской ориентаций.

В социологию проблематику ценностей ввел М. Вебер.

Анализируя действие индивидов, Вебер исходил из неокантианской предпосылки, согласно которой каждый человеческий акт предстает осмысленным лишь в соотнесение с ценностями, в свете которых определяются нормы поведения людей и их цели.

Эту связь Вебер прослеживал в ходе социологического анализа религии.

Со временем в западной социологии понятие «ценности» утрачивало свой смысл, выступая как средство формального соотнесения действия людей и функционирования социальных институтов.

В этом направление развивалась аксиологическая проблематика в американской социологии.

В работе «Польский крестьянин в Европе и Америке» (т. 1 – 5, 1918 – 1920) Томас и Знанецкий, давая чисто «операциональное» определение ценности, характеризовали ее в позитивистском духе – как «любой предмет, обладающий поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы».

Им принадлежит также определение ценностей как более или менее выявленных «правил поведения», с помощью которых «группа сохраняет, регулирует и распространяет соответствующие типы действия среди ее членов».

Если в первом определении игнорируется принципиальное различие между ценностью и ее «предметным носителем, утверждаемое философом аксиологом, то во втором – полностью устраняется различие между ценностью и правилом».

Дальнейшее развитие аксиологической проблематики в рамках американской социологии обуславливалось противоречием между объективной природой ценностей и их зависимостью от субъекта и его оценочных суждений.

В рамках «структурного функционализма» Парсонса социальный порядок зависит от существования общих разделяемых всеми людьми ценностей, которые считаются легитимными и обязательными, выступая в качестве стандарта посредством которого отбираются цели действия. Связь между социальной системой и системой личности осуществляется через интернализацию ценностей в процессе социализации.

Парсоновская трактовка ценностей имеет три уязвимых места: 1) общества существуют вопреки значительным разногласиям относительно ценностей; 2) ценности могут приниматься как прагматически, а не нормативные; 3) при таком подходе не принимаются в расчет ограничения, накладываемые социальными структурами.

На протяжение 70 – 80-х гг. в связи с возрастанием интереса к этической проблематике аксиологическая теория получает дальнейшее развитие в социологии (см.: Давыдов Ю.Н. Аксиология // Современная западная социология. Словарь. М., 1990. С. 13 – 14.).

Сопутствующим понятие «социальная ценность» являются такие, как «интерес», «потребность», «стремление», «долг», «идеал», «ориентация» и «мотивация».

Однако объем этих понятий обычно уже, чем «ценность».

«Ценность, - по мнению А.Г. Здравомыслова, - особое общественное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека или социальной группы переносится на мир вещей, предметов, духовных явлений, придавая им определенные социальные свойства, не связанные прямо с утилитарным назначением этих вещей, предметов, духовных явлений» (Социологический справочник /под общ. ред. В.И. Воловича. – Киев, 1990. С. 120.).

Ценности меняются вместе с развитием общества. Они формируются на основе потребностей и интересов, однако не копируют их. Ценности – это не слепок потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствуют.

Для разных социальных групп общества одни и те же ценности могут иметь разную значимость.

Содержание ценности в обществе зависит от его культуры, духовности, нравственности и общественного сознания. Специфической формой ценностей выступают общественные идеалы, т.е. представления о том, какими в обществе должны быть социальные отношения. Социально признанные ценности и идеалы влияют на формирование групповых и индивидуальных ценностей, которые также являются элементами мотивации поведения людей.

Мотивация включает в себя те субъективные побуждения – разной направленности, – которые рассматриваются социальной психологией. Ценности дополняют и обогащают мотивацию социальной деятельности индивида, группы.

Позитивные мотивации опираются на ценности, которые осваиваются индивидом и становятся ценностными ориентациями, направляющими его сознание и поведение.

Среди отечественных и зарубежных исследователей нет единства в определение понятия «ценностная ориентация». Так, одни под ней понимают оценочные суждения субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее сторонах, сферах, объектах, образующих содержательную сторону направленности личности. Другие, исходя из дословного перевода с французского слова orientation – установка, считают, ценностные ориентации – это разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основные средства достижения этих целей.

Томас и Знанецкий рассматривали ценностные ориентации в качестве социальной установки личности, регулирующей ее поведение.

В 1950 г. американский социолог Д. Рисмен выделил три типа ориентаций:

- «традиционно-ориентированный» - приверженный традициям, обычаям, установившимся образцам поведения;

- «извне-ориентированный» - подверженный влиянию «других», моды, средств массовой информации, социальных институтов;

- «изнутри-ориентированный» - ориентирующийся более на свои, индивидуальные цели, интересы, на изменение и перспективу, приверженный идеям самостоятельности, автономности.

Несмотря на неоднозначную трактовку понятия «ценностные ориентации», все исследователи сходятся во мнение о том, что ценностные ориентации выполняют важную функцию регуляторов социального поведения индивидов.

Ценностные ориентации – продукт социализации индивидов, т.е. освоения общественно-политических, нравственных, эстетических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как к членам социальных групп, общностей и общества в целом. Ценностные ориентации – одна из наиболее стабильных характеристик личности. Они образуют своего рода внутренний стержень культуры, определяют линию поведения индивида.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.