Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и определяющие признаки

Тема 12. Фирма как совершенный конкурент

Разработал

Доцент кафедры

майор внутренней службы В.В. Сай

”______” _______________ 2013 года

 

 

12.1.Фирма как экономический субъект. Ее трактовки и определяющие признаки.

12.2.Формы организации предпринимательской деятельности.

12.3. Модели рыночной структуры.

12.4. Максимизация прибыли конкурентной фирмой.

12.5. Максимизация прибыли конкурентной фирмой через средние и предельные издержки.

12.6. Равновесие фирмы в длительном периоде.

Фирма – это важнейший социально-экономический субъект рыночного хозяйства. Основное предназначение фирмы состоит в организации производственной деятельности в целях эффективного использования ресурсов, получения прибыли.

Существуют принципиальные различия в механизме распределения и использования ресурсов через рынок и производственную деятельность фирмы.

Для рынка характерен спонтанный способ распределения и использования ресурсов. Философия рынка не признает иного распределения ресурсов, кроме конкурентного. В условиях фирмы действуют административные способы управления, единоначалие. Главная фигура фирмы – предприниматель. Решения предпринимателя выступают как альтернатива спонтанному порядку, не зависящему ни от чьей воли.

Распределение ресурсов (через рынок или предпринимательские решения) призвано обеспечить максимальную эффективность, производства. Из этого можно сделать вывод, что хозяйственная деятельность фирмы представляет двусторонний процесс, объеди­няющий информацию, получаемую посредством рынка, с конкрет­ными экономическими решениями и их субъективной координа­цией. Системообразующим фактором выступает предприниматель, который на основе собственного видения реальной рыночной си­туации принимает решения, преобразующиеся в конкретные дей­ствия через фирму. «В результате, – пишет Р. Коуз, – мы получили фирмы, не знающие, что такое организация и даже обмен вне рын­ков».

Фирма обладает следующими характеристиками:

· юридическая самостоятельность (фирма является юридиче­ским лицом, зарегистрированным в соответствующих госу­дарственных органах);

· производственная самостоятельность (фирма самостоятельно решает, что, где и каким образом производить и продавать);

· финансовая самостоятельность (фирма самостоятельно рас­пределяет получаемый доход);

· организационная самостоятельность (фирма самостоятель­но выбирает тип внутренней организации).

Фирма – особый институт современной экономической системы. Существующие теории фирмы представлены тремя концеп­циями: технологической, институциональной, исследованием по­ведения фирмы на базе теории игр.

В основу технологической концепции положены классический и неоклассический подходы. А.Смит первым исследовал факторы, объясняющие размер фирмы в конкретной отрасли, определил цели развития фирмы, объем выпуска продукции, формирование цен. Причина возникновения фирм в этом случае ограничивается рам­ками технологической парадигмы.

По мнению А. Смита, возникновению фирм предшествовали разделение труда и специализация в соотношении с масштабами спроса. Поведение фирмы описывается в условиях рынка совершенной конкуренции и монополии. Основное внимание А. Смит сосредоточил на анализе совершенной конкуренции как экономической среды, в которой все фирмы занимают равное положение. Механизм приспособления фирмы к рынку А.Смит рассматривает как изменение составных частей цены товара (ренты, прибыли и заработной платы).

Существование монополий обусловлено особыми условиями производства. В теории А. Смита монополия – искусственное образование, которое устраняется с развитием конкуренции.

Исследование теории фирмы в рамках классического подхода было продолжено А.Маршаллом, Дж. Хиксом, Дж. Робинсоном, Э. Чемберленом, Й. Шумпетером.

А.Маршалл вводит понятие «представительской фирмы». Впоследствии Й.Шумпетер формирует концепцию «предпринимательской фирмы», взяв за основу определения фирмы, предложенные Маршаллом.

Цель Маршалла заключалась в анализе управленческих структур различных форм бизнеса (индивидуального производства, партнерства, акционерных обществ), причем он впервые рассматривал предпринимательские способности как ресурс производства.

Фирма у Маршалла – типичный представитель экономических агентов рынка («представительская фирма»).

В теории фирмы Хикса впервые появляется идея о динамике поведения фирмы в зависимости от ожиданий: равновесие или неравновесие фирмы зависит от ожидаемой цены товара и его реальной цены.

Хикс положил начало неоклассическому направлению в анализе поведения фирмы. Разнообразные параметры конкурентного поведения на рынке анализирует Джоан Робинсон. В работах Робинсона в основном анализируется фирма, действующая в условиях несовершенной конкуренции. Впервые доказывается возможность конкуренции при наличии у фирм рыночной власти, вводится термин «несовершенная конкуренция», рассматриваются конкуренция между производителями дифференцированного продукта и ценовая дискриминация.

Концепция Робинсона предполагает многомерность поведения фирмы. Уделяя должное внимание ценовой конкуренции, она рассматривает и другие аспекты конкурентного поведения фирм: регулирование транспортных расходов, уровень качества продукции, особенности обслуживания клиентов, сроки кредита, значение ре­путации фирмы, роль рекламы.

Понятие «монополистическая конкуренция» занимает центральное место в трудах Э.Чемберлена.

Фирма-монополист подробно анализируется в теории И. Шумпетера. В концепции «предпринимательской» фирмы, предложенной Шумпетером, в качестве цели экономической деятельности рассматривается поиск стратегического преимущества на основе продуктовых, технологических или организационных инноваций, Таким образом, максимизация прибыли через минимизацию издержек как цель экономической деятельности фирмы отодвигается на второй план.

Г.Саймон в 1978 г. получил Нобелевскую премию в области экономической теории за исследование поведения фирмы, показав, что целью фирмы является не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня (нормы) прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж. Фирма, по Саймону, ориентируется на получение минимального уровня прибыли, удовлетворяющего держателей акций. Основные ее усилия направляются на увеличение объема продаж.

В эволюционной теории фирмы, одним из основателей которой является С. Винтер, считается, что фирмы стремятся к максимальной прибыли, но не достигают ее, так как функционируют в условиях асимметричного рынка с присущей ему искаженной информацией.

Однако в понимании Г. Баумоля – одного из представителей управленческой теории фирмы – современная фирма управляется менеджерами, которые в условиях асимметрии информации способны максимизировать совокупную выручку. Модель Г.Баумоля базируется на неоклассической концепции.

За рамки неоклассического анализа выходит институциональная теория фирмы. В институциональной концепции фирма противопоставляется рынку как внутреннее производство – внешнему. Основная причина существования фирмы, согласно данной концепции, состоит в наличии транзакционных издержек – издержек осуществления деловых операций. По мнению одного из основных представителей институциональной теории, Р. Коуза, фирма при определении своего размера призвана минимизировать транзакционные издержки. Пределы расширения фирмы ограничиваются ростом издержек управления и контроля. Чем больше фирма, тем меньше ее транзакционные издержки. Однако в условиях чрезмерно крупной фирмы возникает ряд негативных моментов. Во-первых, снижается трудовая дисциплина, поскольку возрастает разрыв между первичными операциями и производственным результатом. Во-вторых, резко возрастают издержки внутрифирменного управления и контроля. Поэтому фирма выбирает оптимальный размер, определяемый на основе разницы между транзакционными издержками относительно будущих цен, объемами поставок конкурентов и с учетом качества поставляемого сырья и издержек внутренней координации производственных процессов.

Начиная с 1970-х гг. для определения стратегического поведе­ния фирм активно используется теория игр.

Теория игр применительно к стратегии фирмы позволяет иссле­довать и прогнозировать возможные ситуации при вступлении в отрасль: от соглашений с другими фирмами до ценовой дискрими­нации. Рассматриваются два типа конкурентных действий, с кото­рыми сталкивается фирма:

ü во-первых, конкуренция объема продаж, в результате которой складывается цена равновесия, превышающая предельные издерж­ки, но ниже монопольного уровня. Этот тип конкуренции описан в работах О. Курно;

ü во-вторых, возникает ценовая конкуренция. Это жесткая фор­ма борьбы, в результате которой цены опускаются до уровня пре­дельных издержек выпуска. Данный тип конкуренции исследован Бертраном. Очевидно, что монопольная прибыль всегда будет выше в условиях равновесия Курно.

Итак, фирма – это экономически самостоятельная коммерче­ская организация, юридическое лицо, осуществляющее затраты факторов производства для создания рыночных благ и их продажи в целях получения прибыли. Но в современных условиях максими­зация прибыли не всегда является основной целью фирмы.

Правовой статус фирмы придаст ей «ранг» юридического лица.

В Гражданском кодексе РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, в хозяйственном веде­нии или оперативном управлении обособленное имущество и отве­чает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные не­имущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и от­ветчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятель­ный баланс или смету.

 

Фирмы классифицируются по ряду признаков.

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций выделяют фирмы, производящие материальную продук­цию в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, ока­зывающие коммунальные, информационные, транспортные услуги. Особую нишу занимают фирмы, действующие в финансово-кре­дитной, страховой, научно-исследовательской сфере.

Наиболее предпочтительными сферами коммерческой деятель­ности, по опыту стран рыночной системы, являются:

· оказание разнообразных деловых услуг;

· общественное питание;

· торговля;

· ремонт автомобилей;

· строительство жилья.

В этих сферах быстрее всего можно добиться финансового ус­пеха.

По специализации различают фирмы с продуктовой специали­зацией (кондитерская фабрика, авиационный завод, молочный комбинат) и фирмы по комплексному использованию сырья (де­ревообрабатывающий завод).

По степени охвата форм хозяйственной деятельности выделяют многоотраслевые и диверсифицированные компании. Диверсифи­кация – комбинация разноотраслевых компаний, технологически не связанных между собой. Высшей формой диверсификации яв­ляются конгломераты – объединения, основанные на проникно­вении крупных корпораций в отрасли, не имеющие производствен­ной и технологической связи с традиционными сферами головной фирмы. В таком объединении, как правило, невозможно выделить какой-либо вид производства в качестве основного, определяюще­го его специализацию. Например, американская компания «Интер­нешнл телефоун энд телеграф» выпускает продукцию широкой номенклатуры. Внутренняя стабильность конгломерата обеспе­чивается финансовым контролем и управлением.

По количественному критерию выделяют крупный, средний и малый бизнес.

Количественные параметры различных типов предприятий обусловлены их качественными характеристиками, прежде всего типом собственности. Мелкие и мельчайшие предприятия – это обычно индивидуальные фирмы или товарищества с неограничен­ной ответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и круп­ные фирмы – это чаще всего акционерные общества с ограничен­ной ответственностью.

Самый распространенный критерий для классификации пред­приятий по их размерам – численность работников.

В США по числу работающих различают следующие типы фирм:

· наимельчайшие до 10 человек;

· мельчайшие от 11 до 20;

· малые от 21 до 100;

· средние от 101 до 500;

· крупные от 500 человек.

Неизменным следствием классификации фирм по количествен­ному критерию является непрерывное изменение долей различных групп предприятий в их обшей совокупности.

Динамика количественной структуры предприятий обусловле­на изменениями в сфере технологий, конкуренции, государствен­ной политики.

Данные о численности работающих сами по себе не позволяют судить о величине предприятия, поскольку не дают представления о его производственном потенциале, поэтому для характеристики размеров фирмы вводится показатель годового оборота капитала. Так, годовой оборот капитала наимельчайших и мельчайших пред­приятий (мелкотоварное и ремесленное производства) не должен превышать 10 тыс. долл., мелких – 20 тыс. долл., средних – 500 тыс. долл. Если годовой оборот капитала превышает 500 тыс. долл., то такое предприятие считается крупным (данные относятся к струк­туре предприятий США).

К субъектам малого предпринимательства в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федера­ции» относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия государства, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпри­нимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предель­ных уровней (человек):

· в промышленности 100;

· в строительстве 100;

· на транспорте 100;

· в сельском хозяйстве 100;

· в научно-технической сфере 60;

· в оптовой торговле 50;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения 30;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 5 0.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов дея­тельности, относятся к таковым по критериям того вида деятель­ности, доля которого является наибольшей в годовом объеме обо­рота или годовом объеме прибыли.

В настоящее время в большинстве экономически развитых стран 90-95% от общего количества действующих предприятий – это малые фирмы. Доля продукции малого бизнеса в отдельных стра­нах достигает 60% ВНП. В России доля малого бизнеса в производ­стве ВНП не превышает 8%.

Мировой опыт свидетельствует о том, что преимущества мало­го бизнеса позволяют оперативно приспосабливаться к меняюще­муся спросу населения, учитывать индивидуальные запросы потре­бителей.

Предприятия малого бизнеса вносят существенный вклад в развитие научно-технического прогресса. В США так называемые вен­чурные, т.е. «рисковые» малые предприятия выполняют 50-60% всех научно-технических разработок. Именно эти предприятия сыграли роль генераторов в развитии электроники, кибернетики, информатики. Малый бизнес увеличивает количество рабочих мест. В России создание малых предприятий смягчило проблему безработицы в период структурной перестройки 1990-х гг. На малых предприяти­ях сейчас занято не менее половины работников бывших государ­ственных предприятий России.

В большинстве развитых стран наблюдается сотрудничество крупного и малого предпринимательства, форма сотрудничества франчайзинг – это система, при которой крупная головная ком­пания предоставляет малому предприятию за плату исключитель­ное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги и т.д. На условиях франчайзинга работа­ют, например, рестораны-закусочные «Макдональдс».

Преимущества малого бизнеса не означают его абсолютную уни­версальность. Ведущую роль в экономике промышленного развитых стран играют крупные предприятия. В обрабатывающей промыш­ленности США на долю 200 крупнейших фирм приходится около 50% всего капитала и 60% объема продукции.

Крупные предприятия способствуют специализации, привле­кают к работе высококвалифицированных специалистов, распола­гают достаточным капиталом для приобретения дорогостоящего оборудования, для использования современных технологических процессов, компьютеризации управления. Большая фирма имеет значительные преимущества в конкурентной борьбе.

Стратегия реформирования российской экономики в перспек­тиве должна быть направлена на превращение субъектов отноше­ний собственности в реальных собственников и на создание под­линно многосекторной экономики.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Спектрозональная фотография | Формы организации предпринимательской деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.