Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки разработки системы контроллинга в таможенных органах




Тенденция изменения модели управления в государственной службе на основе контроллинга

Тема 14. Контроллинг как функция и инструментальная среда управления на основе знаний

Перечень рекомендуемой литературы.

 

Характеризуются основные тенденции изменения модели управления в государственной службе на основе контроллинга. Исследуются предпосылки разработки системы контроллинга в таможенных органах. Раскрываются концептуальные основы и специфика контроллинга в таможенном деле. Контроллинг рассматривается как технология управления на основе знаний. Анализируются особенности и этапы внедрения контроллинга.

 

Вопросы:

1. Тенденция изменения модели управления в государственной службе на основе контроллинга.

2. Предпосылки разработки системы контроллинга в таможенных органах.

3. Концептуальные основы контроллинга в таможенном деле.

4. Специфика контроллинга в таможенных органах.

5. Контроллинг как технология управления на основе знаний.

6. Особенности и этапы внедрения контроллинга.

Заключение

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

1. Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Таможенный менеджмент. М.: РИО РТА, 2008.

2. Макрусев В.В. Основы системного анализа: Учебник. – М.: РИО РТА, 2006.

3. Макрусев В.В., Пауков А.А., Истомин А.Г. Системный анализ и управление: Учебное пособие. – РИО РТА, 2004.

4. Макрусев В.В. Основы системного анализа таможенного дела: направления, проблемы, методология: Монография. – М.: РИО РТА ГТК РФ, 2001.

5. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я. – М.: Финансы и статистика, 1998.

Заключение

Контрольные вопросы

Наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед управлением в государственной службе на современном этапе, является контроллинг, а как средства инструментальной реализации – технологии управления знаниями или когнитивные технологии.

Термин контроллuнг все чаще используется среди ученых и практиков в области экономики и управления предприятиями различных отраслей народного хозяйства. Данный термин зародился в Америке, в 60-70-е годы ХХ в. перекочевал в Западную Европу, а затем в начале 90-х - в Россию и большинство стран Восточной Европы.

Понимание сущности контроллинга важно не только для развития теории управления, но и не менее важно для правильной постановки системы контроллинга в организации.

Термин «контроллинг» в последнее время прочно вписался во все передо­вые технологии управления предприятием. Во многих вузах курс контрол­линга преподается экономистам всех направлений и специальностей. В то же время, при всей широте публикаций посвященных концепции «контроллинга» среди исследователей до сих пор нет однозначного определения данного терми­на, в связи, с чем возникает необходимость более подробною изучения его сущ­ности.

Слово «контроллинг» (англ. controlling) образовано от глагола «to control» который можно интерпретировать двояко: в значении «управлять», «руково­дить», «распоряжаться»; и в значении «контролировать», «проверять» (что в англ. выражает также глагол «to check»). Это понятие пришло в русскоязычную среду из англоязычной транзитом, через немецкоязычную.

В силу проблематич­ности нахождения в других языках для термина «controlling» точного эквивален­та, выраженного одним словом, в них этот термин не переводится, сохраняя пер­воначальное звучание, а нередко и написание. Принято считать, что англоязыч­ный: термин «controlling» наиболее полно отражает сущность концепции. Следует отметить, что в немецком языке существует отдельная семантическая позиция «kontrollieren» в значении «uberwachen – следить/наблюдать, nachprüfen- повторно проверять», поэтому «controlling» употребляется в несколько другом контексте.

Руководителями предприятий, незнакомыми с теорией и практикой контроллинга сформированной в западных странах, термин «контроллинг» воспринимается в значении контроля, в то время как более пра­вильно соотносить его со значением «управлять», «руководить». Однако, данная позиция также не идентифицирует «контроллинг», так как управление и руково­дство являются основными функциями менеджмента, но далеко не основными функциями контроллинга.

Многими российскими учеными справедливо отмечается, что контроллинг ошибочно отождествлять только с контролем. Схожую мысль вы­сказывают западные идеологи контроллинга.

Необходимость теоретического осмысления концепции контроллинга вы­звана следующими причинами:

- контроллинг достаточно хорошо разработан в практическом (приклад­ном) использовании;

- позиции исследователей, как показывают публикации, во многом сходны, в то же время его идентификация, в общетеоретическом плане у многих авторов различна;

- небольшим по меркам западных стран опытом применения на российских предприятиях и ограниченным кругом отечественных публикаций;

- необходимостью применимости отдельных положений в связи с особен­ностями российской экономики на современном этапе развития;

- разветвленностью функций контроллинга встречающихся в содержатель­ной части у разных авторов позволяющей неоднозначно трактовать сущность концепции.

Контроллинг – это философия и образ мышления руководителей, ориентированные на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

Контроллинг - ориентированная на долгосрочное и эффективное развитие система информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководителей предприятия по достижению поставленных целей, обеспечивающая реализацию цикла управления по всем функциональным сферам и процессам посредством измерения ресурсов и результатов деятельности

Из данного определения следует, что контроллинг, обеспечивая грамотное измерение ресурсов и результатов, осуществляет навигационную и сервисную функции. Его основные клиенты - руководители высшего звена, руководители и специалисты функциональных подразделений предприятия.

В организационном плане контроллинг - структурное подразделение предприятия, осуществляющее функции контроллинга, определенные положением о службе и должностными инструкциями.

Сущность контроллинга проявляется в его функциях. Основной функцией конгроллинга является системная поддержка принятия решений руководством предприятия по всем ключевым направлениям дея­тельности. Поддержка принятия решений выражается в предоставлении информации (консультировании) в форме аналитических записок с вариантами развития событий и возможных последствий от принятия того или иного решения. Функция поддержки принятия решений находится в непосредственной связи с дру­гими функциями контроллинга: информационной и аналитической.

Особое значение в рамках исследования приобретает контроль­ная функция. Контрольная функция контроллинга основана на организации контроллинга как «следящей системы», в которой все значимые контроллингово-ориентированные показатели подвергаются контролю по «центрам ответственности» на предмет планируемых и достигнутых результатов и поиска причин (интерпретации) отклонений. Деление структурных подразде­лений организации на «центры ответственности» предполагает распределение зон ответственности за результаты деятельности.

Не последнюю роль в контроллинге играет координационная функция, кото­рая состоит в координации управляющих воздействии (целеполагании) для дости­жения оптимального результата

Кроме того, некоторые авторы выделяют такие функции, как: сервисная, консультационная, комментирующая, которые по своей сути отражают функцию системной поддержки принятия решения.

Набор функций службы контроллинга зависит от принятой концепции управления, а также выбранной модели контроллинга: американской, европейской или азиатской.

К основным функциям контроллинга следует отнести:

• разработку регламентов, методик, процедур и информационно-аналитическая поддержка процессов планирования и бюджетирования;

• реализацию процедур разработки, координации, интеграции и проверки на правдоподобность планов и бюджетов;

• разработки методик и алгоритмов контроля за реализацией планов и бюджетов с точки зрения достижения поставленных целей;

• координации и интеграции процессов управления в сфере разработок, закупок, логистики, производства, продаж, финансирования;

• построения системы управления затратами и ее информационно-методическая поддержка;

• разработки принципов функционирования и совершенствования работы корпоративной информационной системы;

• разработки методик и реализации процедур измерения, оценки и анализа отклонений;

• формирования требований к системе информационного менеджмента и разработки «приборной панели» планово-отчетных показателей для руководителей всех уровней управления и собственников;

• консультации высшего руководства и координации работ по составлению стратегического плана предприятия;

• разработки методик и инструментов стратегического планирования, контроля, учета и анализа;

• представления текущей отчетности с комментариями для руководства;

• информационной поддержки риск-менеджмента;

• ведения самостоятельных баз данных с целью конструктивного оппонирования руководителям подразделений в ходе процессов планирования, бюджетирования и контроля;

• проведения инвестиционных расчетов и информационно-аналитической поддержки процессов управления проектами;

• внешней и налоговой отчетности;

• составления итоговых отчетов для руководства и собственников.

Практически все теоретики и практики контроллинга единодушны в принципиальном разграничении сфер ответственности руководителя и службы контроллинга: за результаты деятельности предприятия отвечает только руководитель. Последний может делегировать свои полномочия, в том числе и руководителю службы контроллинга, но он не может делегировать ответственность. Это один из основополагающих принципов научного управления.

Контроллинг ответствен прежде всего за:

• правильный выбор инструментов управления, прозрачность, понятность и объективную интерпретацию цифр и полученных результатов;

• стабильную реализацию процедур планирования, контроля, учета и анализа по уровням иерархии управления;

• систематическую инструментальную и методическую поддержку, а также координацию процессов принятия решений;

Результаты анализа показывают, что на предприятиях Германии превалируют функции контроллинга, обслуживающие оперативное и стратегическое планирование, а также инвестиционные расчеты. Лидером по реализации функции бюджетирования является Франция. По функциям внешнего учета и отчетности, а также в сфере налогообложения, управления ликвидностью, дебиторскими задолженностями, страхования и информатизации лидирующие позиции занимает Америка. Можно отметить, что все анализируемые предприятия большое внимание уделяют внутреннему учету и отчетности.

Области, которые являются ключевыми факторами успеха компании в среднесрочной перспективе, на которые контроллеры тратят все больше времени:

• внутренний консалтинг;

• долгосрочное стратегическое планирование;

• информационные системы и операции;

• оптимизация бизнес-процессов;

• финансовый и экономический анализ.

В настоящее время к числу первоочередных функций контроллинга относится информационное обслуживание задач стратегического планирования, учета и анализа, построение сбалансированных систем показателей и структуры корпоративных интегрированных информационных систем и т.п.

В недавнем прошлом Япония выступала родоначальником многих новых идей в области экономики, организации и управления предприятием. Например, широко известны система непрерывного улучшения "кайзен", система гибкого процессного управления «канбан», в которой был реализован принцип "точно в срок", и т.д. Японцев считают учителями по многим направлениям: технологичность, стандарты качества, кружки качества, дружественность в отношении с клиентами и т.п. А как же обстоят дела с контроллингом?

Общие выводы о состоянии контроллинга в Японии следующие.

1. Значительная часть функций контроллинга реализуется в подразделениях, которые чаще всего называются «Отдел планирования предприятия». Руководитель отдела принадлежит к топ-менеджерам компании. Обычно в отделе работает 5-10 человек.

2. К важнейшим задачам контроллинга на японских предприятиях относятся разработка стратегии, планирование и контроль за стратегическими целями.

3. Важнейшими инструментами контроллинга в оперативном плане являются бюджетирование и контроль прибыльности.

4. Координация целей компании и подразделений осуществляется не через отдел контроллинга, как, например, это делается в Германии, а путем прямых контактов руководителей структурных подразделений.

5. Концепция системы сбалансированных показателей большинству японских предприятий неизвестна. Как правило, ключевой стратегией является соотношение "цена/качество".

Необходимо отметить, что концепция контроллинга предполагает полномасштабный охват всех сфер управленческой деятельности предприятия. В связи с этим в последнее время обозначился переход от системообрадующих взглядов на теорию контроллинга к конкретным областям его приложения в практику управления предприятии. Такой подход видится достаточно позитивным, так как возрастает число ученых-специалистов в определенных областях управления организацией, рассматривающих контроллинг как дальнейшее совершенствование практических подходов к конкретным областям функционирования предпри­ятия.

На стыке и во взаимосвязи с другими дисциплинами по­лучили развитие отдельные концепции контроллинга, позволяющие идентифи­цировать данные направления как самостоятельные. Такими направлениями на сегодняшний день являются:

- финансовый контроллинг;

- контроллинг персонала;

- контроллинг по логистике;

- контроллинг маркетинга;

- экологический контроллинг;

- риск-контроллинг (контроллинг рисков).

Практически все исследователи различают два вида конроллинга: стратегический контроллинг и оперативный контроллинг.

Как указывают авторы:

«Делать правильное дело» - стратегический контроллинг;

«Делать дело правильно» - оперативный контроллинг.

Таким образом, рассмотренное многообразие концепций и функций кон­троллинга, говорит о неоднозначной позиции исследователей к пониманию его сущности и ведет к различному толкованию его места и роли в процессе управ­ления предприятием.

Подводя общий итог, введем определение контроллинга, используемое в дальнейшем.

Контроллинг - это направление системной интеграции методов, технологий, инструментальных средств автоматизированного управления сложными организационными, экономическими и техническими объектами или процессами. В частном случае - инструмент автоматизации подготовки и контроля системных управленческих решений.

До настоящего времени проблема эффективного управления сложными системами, и проблема формирования адекватных систем автоматизации управления рассматривались как слабо взаимосвязанные. Связь прослеживается преимущественно на концептуальном уровне решения. Другие уровни (методологический, методический) исследованы в этом отношении недостаточно. Контроллинг - это направление системного решения указанных проблем. Место его в решении проблем управления и автоматизации представлено на рис.1.


 

       
 
 
   

 

 


 

 


Рис.1. Контроллинг в системном решении проблем управления и автоматизации

Деятельность таможенной службы России по реализации таможенной политики может рассматриваться как система принимаемых решений, эффективность которых, а, следовательно, и таможенного дела, зависит от качества используемых инструментов и информационной среды управления.

Говорить о контроллинге как о совершенно новом явлении в практике управления в таможенных органах было бы неверным. В настоящее время отдельные компоненты контроллинга в том или ином объеме уже реализуются в государственных службах. В частности, в процессе управления происходит постановка целей, составляются планы, закрепляются соответствующие процедуры контроля. Отметим, что именно поэтому распространенным является узкое понимание контроллинга. Иногда его неверно отождествляют с системой контроля, программно-целевым планированием, подсистемой бухгалтерского учета. Однако контроллинг предполагает использование различных технологий и методов эффективного управления, в том числе финансовых инструментов и инструментов автоматизации подготовки и контроля управленческих решений. В таможенной службе эти элементы эффективной системы управления пока не вписаны в единую идеологию, часто носят фрагментарный характер и поэтому малоэффективны. Таким образом, можно утверждать, что в таможенных органах имеется значительный потенциал развития инструментов и методов контроллинга, а самое главное, возможностей их практического использования.

Положительной предпосылкой для разработки и освоения контроллинга в таможенных органах является также то, что в настоящее время существует реальная возможность и необходимость объединения усилий руководителей таможенных органов и специалистов по информационно-техническому обеспечению для решения взаимосвязанных проблем управления. Современное решение задач системного управления обеспечивается в среде информационных технологий и систем. Поэтому для создания целостной и эффективно функционирующей системы контроллинга необходимо решение проблемы автоматизации обработки данных. Регулирование информационных потоков в системе контроллинга возможно только при создании единой управленческой информационной системы.

На сегодняшний день таможенная служба имеет в своей структуре вычислительные центры и специалистов по информационному обеспечению, занимающихся методическими и программно-техническими разработками. Это значительно облегчает интеграцию в систему учета затрат и результатов и контроллинга уже существующих систем отчетности, и соответственно, позволяет минимизировать издержки, связанные с ее внедрением, упростить электронную обработку данных.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день в таможенных органах имеются предпосылки разработки, внедрения и освоения контроллинга, опирающегося на инструменты интеллектуального анализа данных.

Основные идеи контроллинга определим, раскрывая содержание его концептуально-методологической процедуры, принципов построения и алгоритмов технологии контроллинга.

Наиболее известно достаточно широко применяемое понимание контроллинга как целостной концепции управления процессами и результатами деятельности организации в условиях рынка. При этом можно отметить такие специфические особенности контроллинга, как:

· новое содержание таких традиционных функций управления, как анализ, планирование, контроль, информатизация, составляющих ядро контроллинга как целостной концепции;

· новое содержание роли информационно-аналитических и планово-экономических служб организации;

· согласованное принятие стратегических и оперативных решений;

· новая методология анализа, планирования, принятия стратегических и оперативных решений и их контроля.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.