Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие представлений об обществе в философии

Оператор do

Оператор do имеет форму Do { блок операторов } while условное выражение) Оператор выполняется повторно до тех пор, пока значениевыражения не станет равным нулю. Проверка производится послекаждого выполнения оператора. В любом случае операторы выполняются один раз. В языке предусмотрены две нетрадиционные операции инкремента (++) и декремента (--). Они предназначены для увеличения и уменьшения на единицу значения операнда. Операции ++ и -- можно записывать как перед операндом, так и после него. В первом случае (++n или --n) значение операнда (n) изменяется перед его использованием в соответствующем выражении, а во втором (n++ или n--) - после его использования. Рассмотрим две следующие строки программы: a = b + c++; a1 = b1 + ++c1;

Предположим, что b = b1 = 2, c = c1 = 4. Тогда после выполнения операций: a = 6, b = 2, c = 5, a1 = 7, b1 = 2, c1 = 5.

По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняю­щие развитие общества. К ним относятся следующие:

· натуралистическая (ее версии: методологический редукцио­низм, этноцентризм, органицизм);

· культурно-историческая (культурно-центристская);

· психологическая и социопсихологическая;

· исследовательские программы классического и посткласси­ческого марксизма;

· программа социального действия М. Вебера;

· программа социальной реальности как феномена символи­ческой интеракции (Дж. Г. Мид);

· программа структурного функционализма (Т. Парсонс);

· программа общественной рациональности и коммуникатив­ного действия, "системы" и "жизненного мира" (Ю. Хабермас) и др.

Исторически первой исследовательской программой обществознания Нового времени была натуралистическая программа, рассматривающая общество по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы, как "венец" природы, хотя и не самоё. Натуралистическая программа допускала правомерность использования особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук.

Натуралистическая программа в социальной философии представлена тремя основными версиями:

· редукционистской;

· этноцентристской;

· органицистской.

С точки зрения редукционизма общество и тип общественного устройства определяется силовыми взаимодействиями (вариант классического механицизма Гоббс, П. Гольбах), особенностями географической и природоклиматической среды (географизм - Монтескье, И. Мечников), процессами - ассоциации и диссоциации (химизм - М. Шевроль).

В роли ведущего фактора социальной динамики, с точки зрения этноцентризма, выступают природно-национальные особенности. Этнос рассматривает не столько в социокультурном контексте, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли.

По мнению представителей евразийства, Евразия как географическое понятие ассоциируется с местоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов.

Органицистская версия уподоблявшего общество организму и пытающегося объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Все черты организма - единство, целесообразность, специализация органов.

Формирование второй из основных исследовательских программ – культурно-исторической было связано с осознанием различий природы и культуры. Произошло открытие второй по сравнению с природой, онтологической реальности - культуры во всем ее многообразии. Программа также находила опору в ориентации на формирующиеся новые социально-гуманитарные науки - историю, антропологию, психологию, науки об искусстве.

В рамках психологической и социопсихологической исследовательских программ предпринимаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов.

В 40-х гг. ХIX в. создавалась марксистская исследовательская программа социального развития.

Марксистская концепция социального развития, прежде всего, основывалась на выявлении тенденций к усилению общественного характера труда Научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества взломает узкие рамки классовых и национальных отношений, создаст условия для раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс, который обозначается данной программой как социализм и коммунизм.

Особое место в марксистской программе социального развития занимает учение об общественно-экономических формациях, которое также в современных условиях переосмысливается, сопоставляется с концепцией цивилизационного развития.

Весьма привлекательной исследовательской программой является концепция социального действия М. Вебера (1864-1920). Свою концепцию Вебер называет "понимающей социологией".

К основным категориям понимающей социологии относятся: поведение, действие и социальное действие.

Следующая исследовательская программа – это теория социальной реальности как феномена символической интеракции Дж. Г. Мида. Данная методологическая ориентация сводила содержание процессов к взаимодействию индивидов в группе и обществе.

Следующая исследовательская программа – программа структурного функциональзма. Характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия.

Одна из привлекательных исследовательских программ социального развития – это теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса. Проблема преодоления неадекватного статуса общественности. Возможность установления принципиально ненасильственных способов социального бытия как «универсального примирения».

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оператор цикла while | Общество как система
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 239; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.