Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как система

Общество представляет собой сложноорганизованную соци­альную систему. Слово "система "в переводе с греческого - целое, составленное из частей, соединение, совокупность элементов, на­ходящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенное единство.

Представление об обществе и природе как упорядоченном, целостном, гармоничном космосе сформировалось еще в онтичности.

В качестве социальной системы может выступать отдельная личность, отдельные группы людей, этнические или национальные общности, государ­ства или группы государств, различные организации, некоторые подсистемы общества - экономи­ческие, политические, правовые и т.д.

Общество как сложноорганизованная саморазвивающаяся си­стема обладает следующими специфическими чертами:

· Человеческое общество отличается большим разнообразием различных социальных структур, систем и подсистем. Это не ме­ханическая сумма индивидов, а сложная система, в которой фор­мируются и функционируют различные общности и группы, большие и малые - роды, племена, классы, нации, семьи, коллек­тивы и т.д.

· Общество не сводимо к людям, его составляющим, - это сис­тема вне- и надындивидуальных форм, связей и отношений, кото­рые человек создает своей активной деятельностью вместе с дру­гими людьми.

· Важнейшей чертой общества является его самодостаточ­ность, то есть способность общества своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

· Человеческое общество отличает исключительная динамич­ность, незавершенность и альтернативность развития.

· Общество отличается и особым статусом субъектов, опреде­ляющих его развитие.

· Важнейшей особенностью человеческого общества является непредсказуемость, нелинейность развития. Наличие в обществе большого количества подсистем, постоянное столкновение инте­ресов и целей различных людей создает предпосылки для реали­зации различных вариантов и моделей будущего развития обще­ства.

При построении различных моделей развития общества, при вмешательстве, даже слабом, человека в характер развития социальных процессов (например, возникающих на национальной или религиозной почве) необходимо обязательное осмысление по­следствий такого вмешательства. Исследование общества, обще­ственных процессов нуждается во всестороннем "проигрывании" возможных вариантов развития социальной системы и выявле­нии причин ее неустойчивости.

 

3. Соци­альная структура общества. Типы социальных структур.

Социальная структура общества есть целостная совокупность всех существующих в нем элементов и общностей, взятых в их взаимодействии. С точки зрения историко-генетического подхода, описывающего отдельные подсистемы (подструктуры) общества в соответствии с их возникновением в реальном историческом процессе, можно выделить следующие подструктуры.

Первая - со­циально-этническая струк тура, связанная с биологической при­родой и включающая в себя две формы доклассового общества: род как объединение кровных родственников, обладающих общ­ностью происхождения, общим местом поселения, общим языком, обычаями и верованиями, и племя как объединение вышедших из одного корня, но впоследствии отделившихся друг от друга родов, а также народность как исторически сложившаяся общность лю­дей, в основу которой легли уже не кровно-родственные, а терри­ториальные, соседские связи между людьми с общим языком, куль­турой, зачатками экономических связей, и нация как такая общ­ность людей, формирование которой было связано с развитием капитализма и которая отличается такими признаками, как общ­ность территории, языка, экономической жизни, общими чертами психического склада, наличием национального самосознания, специфической культурой, общностью духовной жизни.

Вторая подструктура социальной структуры общества -со­циально-демографическая, в которой в качестве фундаментальной общности выступает народонаселение как непрерывно воспроиз­водящая себя совокупность людей.

Третья подструктура - социально-пространственная как фор­ма организации общества, выражающая отношения людей между собой в связи с их принадлежностью к одному и тому же либо к разным типам поселения (внутриземельские, внутригородские и межпоселенческие).

Четвертая подструктура - социально-классовая, открытая и описанная буржуазными исследователями общества, рассматри­ваемая в рамках марксистского подхода как определенная истори­ческая форма развития производства, а в рамках ленинских идей трактуемая как отличающаяся по месту в исторически определен­ной системе общественного производства, по отношению к сред­ствам производства, пороли в общественной организации труда и способу получения доли общественного богатства.

Пятая подструктура - профессионально-образовательная, в рамках которой общество характеризуется с точки зрения профес­сиональных и образовательных параметров.

При описании социальной структуры общества исследователи опираются на теорию социальной стратификации, которая не противоречит учению о классовой структуре общества.

Слово "стратификация "(от лат. stratum - слой и facio - делаю) обозначает систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в обществе, социальную структуру общества. Теории социальной стратификации возникли в противовес теории клас­сов и классовой борьбы. В рамках классовой доктрины не остава­лось места стратам, исследованию горизонтальной и вертикаль­ной неоднородности, то есть выяснению таких сторон социальных отношений, которые в чем-то не менее важны, чем классовые. На деле "слоевой срез" социальной структуры общества существенно дополняет и обогащает классовый "срез", дает возможность полу­чить более полную картину социальной дифференциации по широкому кругу признаков (образование, психология, занятость, быто­вые условия, доходы, партийная принадлежность, квалификация и т.д.). Само понятие "страты" заметно обогатилось со времени его появления в начале XX в. Множество страт не имеют прямого отношения к классовому делению общества или носят межклассо­вый характер. Классовая и стратификационная модели не исклю­чают одна другую. На основе вычленения в научном анализе ре­ально существующих классов, слоев, различных социальных групп может быть построена достаточно "объемная", а не одно­мерная модель социальной структуры, имеющая прочную эмпи­рическую базу. В последнее время в мировой литературе понятие "классы" занимает столь же прочное место, как и понятие "стра­ты", и оба они используются как в национальных, так и в между­народных сравнительных исследованиях.

 

Литература

1. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / П. Сорокин. М., 1999.

2. Социальный облик современного западного общества. М., 1993.

3. Структура общества и массового сознание. М., 1999.

4. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. М., 1958. – Т.221.

5. Яскевич Я.С. Социальная философия: антиномии человеческого бытия / Я.С. Яскевич. М., 2005.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Многообразие представлений об обществе в философии | Машины баз данных
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.