Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деструкторы

...

...

...

...

Дружественная функция

...

};

A::int count; // Определение в глобальной области

void f(){

А а;

// a.count++ - нельзя, поле count скрытое

// Изменение поля с помощью статического метода:

a.inc_count(); // или A::inc_count();

}

Статические методы не могут быть константными (const) и виртуальными (virtual).

Дружественные функции и классы

Иногда желательно иметь непосредственный доступ извне к скрытым нолям класса, то есть расширить интерфейс класса.

Для этого служат

· дружественные функции и

· дружественные классы.

Дружественные функции применяются для доступа к скрытым нолям класса и представляют собой альтернативу методам.

Метод, как правило, используется для реализации свойств объекта, а в виде дружественных функций оформляются действия, не представляющие свойства класса, но концептуально входящие в его интерфейс и нуждающиеся в доступе к его скрытым полям, например, переопределенные операции вывода объектов (см. с. 284).

Ниже перечислены правила описания и особенности дружественных функций.

· Дружественная функция объявляется внутри класса, к элементам которого ей нужен доступ, с ключевым словом friend. В качестве параметра ей должен передаваться объект или ссылка на объект класса, поскольку указатель this ей не передается.

· Дружественная функция может быть

- обычной функцией или

- методом другого ранее определенного класса.

На нее не распространяется действие спецификаторов доступа, место размещения ее объявления в классе безразлично.

· Одна функция может быть дружественной сразу нескольким классами.

В качестве примера ниже приведено описание двух функций, дружественных классу monstr.

Функция kill является методом класса hero, а функция steal_ammo не принадлежит ни одному классу. Обеим функциям в качестве параметра передается ссылка на объект класса monstr.

class monstr; // Предварительное объявление класса

class hero{

public:

void kill(monstr &);

};

class monstr{

friend int steal_ammo(monstr &);

friend void hero::kill(monstr &);

// Класс hero должен быть определен ранее

};

int steal_ammo(monstr &M){return --M.ammo;}

void hero::kill(monstr &M){M.health = 0; M.ammo = 0;}

 

Использования дружественных функций нужно по возможности избегать, поскольку они нарушают принцип инкапсуляции и, таким образом, затрудняют отладку и модификацию программы.

Дружественный класс

Если все методы какого-либо класса должны иметь доступ к скрытым полям другого, весь класс объявляется дружественным с помощью ключевого слова friend. В приведенном ниже примере класс mistress объявляется дружественным классу hero:

class hero{

friend class mistress;

}

class mistress{

void fl();

void f2();

}

Функции f1 и f2 являются дружественными по отношению к классу hero (хотя и описаны без ключевого слова friend) и имеют доступ ко всем его полям.

Объявление friend не является спецификатором доступа и не наследуется.

ПРИМЕЧАНИЕ ---------------------------------------------------------

Обратите внимание на то, что класс сам определяет, какие функции и классы являются дружественными, а какие нет.

Деструктор — это особый вид метода, применяющийся для освобождения памяти, занимаемой объектом.

Деструктор вызывается автоматически, когда объект выходит из области видимости:

· для локальных объектовпри выходе из блока, в котором они объявлены;

· для глобальных — как часть процедуры выхода из main;

· для объектов, заданных через указатели, деструктор вызывается неявно при использовании операции delete.

ВНИМАНИЕ ----------------------------------------------------------------

При выходе из области действия указателя на объект автоматический вызов деструктора объекта не производится.

Имя деструктора начинается с тильды (~), непосредственно за которой следует имя класса.

Деструктор:

· не имеет аргументов и возвращаемого значения;

· не может быть объявлен как const или static;

· не наследуется;

· может быть виртуальным (см. раздел «Виртуальные методы», с. 205).

 

Если деструктор явным образом не определен, компилятор автоматически создает пустой деструктор.

 

Описывать в классе деструктор явным образом требуется в случае, когда объект содержит указатели на память, выделяемую динамически — иначе при уничтожении объекта память, на которую ссылались его поля-указатели, не будет помечена как свободная.

Указатель на деструктор определить нельзя.

Деструктор для рассматриваемого примера (с. 183) должен выглядеть так:

monstr::~monstr() {delete [] name;}

Деструктор можно вызвать явным образом путем указания полностью уточненного имени, например:

monstr *m;...

m -> -monstr();

Это может понадобиться для объектов, которым с помощью перегруженной операции new выделялся конкретный адрес памяти.

Без необходимости явно вызывать деструктор объекта не рекомендуется.

Перегрузка операций·

C++ позволяет переопределить действие большинства операций так, чтобы при использовании с объектами конкретного класса они выполняли заданные функции.

Это дает возможность использовать собственные типы данных точно так же, как стандартные.

Обозначения собственных операций вводить нельзя. Можно перегружать любые операции, существующие в C++, за исключением:

.*?: # ## sizeof

Перегрузка операций осуществляется с помощью методов специального вида (функций-операций ) и подчиняется следующим правилам:

· при перегрузке операций сохраняются количество аргументов, приоритеты операций и правила ассоциации (справа налево или слева направо), используемые в стандартных типах данных;

· для стандартных типов данныхпереопределять операции нельзя;

· функции-операции не могут иметь аргументов по умолчанию;

· функции-операции наследуются (за исключением -);

· функции-операции не могут определяться как static.

 

Функцию-операцию можно определить тремя способами:

· она должна быть либо методом класса,

· либо дружественной функцией класса,

· либо обычной функцией.

В двух последних случаях функция должна принимать хотя бы один аргумент, имеющий тип класса, указателя или ссылки на класс.

Особый случай: функция-операция, первый параметр которой имеет стандартный тип, не может определяться как метод класса.

Функция-операция содержит ключевое слово operator, за которым следует знак переопределяемой операции:

тип operator операция (список параметров) { тело функции }

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Статические методы | Типология гостиниц
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.