КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уроки закрепления изучаемого материала
Урок закрепления изучаемого материала — такой урок, основным содержанием которого является вторичное осмысливание и упрочение уже известных знаний Проводятся они после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на организацию рассредоточенного повторения пройденного материала учащимися с целью его более глубокого осмысления и усвоения. На таких уроках учащиеся: — в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, — в других — решают новые задачи на уже известные правила, — в третьих — устно или письменно воспроизводят ранее приобретенные знания с целью их более глубокого и прочного усвоения. Урок закрепления знаний имеет структуру: 1.) Организационный этап. 2.) Постановка целей и задач 3.) Краткий опрос учащихся с целью актуализации знаний. 4.) Воспроизведение учащимися ранее полученных знаний в новых ситуациях. 5.) Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения. 6.) Задавание урока на дом. Как видим, такие уроки по структуре нередко приближаются как к урокам изучения новых знаний, так и к урокам упражнений и практических работ. Методы, используемые на таком уроке — письменные, лабораторные, практические работы, упражнения. Различные упражнения и практические работы проводятся с целью формирования умений и навыков, которые складываются в результате длительного и многократного повторения. Особое место занимают лабораторные уроки, которые в ряде случаев могут быть отнесены к любому из названных типов уроков и включать в себя изучение нового материала, его закрепление и повторение пройденного. Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, они должны быть хорошо подготовлены.
— Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах. — Кроме того, учителю следует выделить основные вопросы, по которым учащиеся должны готовиться к закреплению пройденного материала. — Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, устными и практическими упражнениями, а также с организацией самостоятельной учебной работы. Подобная методика работы находит свое отражение в структуре этих уроков. Как правило, начинаются они с индивидуального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением тренировочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа, связанная с решением задач и примеров, написанием диктантов, изложений, которые затем проверяются и оцениваются учителем. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала.
Повторительные и обобщающие уроки — такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Проводятся они в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом, учебного года, когда пройден весь программный материал. Цель таких уроков — формирование обобщенных знаний, способов деятельности и оперирования ими. Их специфической особенностью является: — то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвоение которых имеет решающее значение для овладения предметом. — Важно не только определить вопросы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся параграфы и места в учебнике, конспектах, которые им следует использовать при подготовке к занятиям.
В качестве методов на этих уроках могут использоваться: — обзорные лекции учителя, — беседы, — устный опрос, — упражнения по углублению практических умений и навыков. Структура повторительно-обобщающих уроков: 1.) Организационный этап. 2.) Постановка цели. 3.) Обобщение и систематизация знаний. 4.) Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартных ситуациях. 5.) Подведение итогов и формулирование выводов. 6.) Определение домашнего задания.
Уроки-семинары. Уроки-конференции.
В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семинары и уроки-конференции. Их цель —активизировать самостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала. Для проведения урока-семинара учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает литературу для самостоятельной работы. Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значительно расширяют свои знания, изучая дополнительную литературу и одновременно приобретая умение самостоятельно добывать знания. В этом состоит ценность семинарских занятий. Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы. Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомендованную учителем литературу, ища ответы на поставленные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучаемой теме служит основой дискуссии и побуждает их к активному участию в конференции.
Уроки проверки и оценки знаний.
Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы и посвящаются реализации контрольных функций обучения. Контрольные уроки строятся с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, и позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков. Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. В зависимости от используемых методов контроля выделяются уроки письменного, устного, лабораторного комплексного контроля знаний.
Структура урока устного и лабораторного контроля: 1.) Организационный этап. 2.) Постановка целей и задач урока. 3.) Проверка усвоения знаний, умений и навыков. 4.) Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков. 5.) Оценка деятельности учащихся. 6.) Определение домашнего задания. Структура урока письменного контроля: 1.) Организационный этап. 2.) Постановка целей и задач урока. 3.) Деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий. После проверки контрольных работ обычно проводятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий. Урок комплексного контроля знаний строится на разнообразном сочетании всех методов контроля. Индивидуальная работа с учащимися на уроках. Коллективный характер урочных занятий, порождая состязательность учащихся, стимулирует их познавательную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных качеств. Однако, хотя урочные занятия проводятся коллективно, учебно-познавательная деятельность и усвоение знаний учащимися зависят от индивидуальных особенностей их мышления, памяти, способностей, мотивов учения. Встает вопрос об учете этих особенностей и организации индивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий. Первый элемент осуществления индивидуального подхода. Задача индивидуального подхода к учащимся решается более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Самостоятельное выполнение заданий позволяет учителю видеть трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и оказывать им необходимую помощь. Сильным школьникам даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей.
Второй элемент осуществления индивидуального подхода. Осуществление индивидуальной работы с учащимися на уроке в процессе проверки и оценки знаний. Она выражается прежде всего в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвоения изучаемого материала. Это делается с целью побуждения их к регулярным занятиям, повышения упорства в учебе. Некоторая дифференциация требуется также в самом характере проверки знаний и степени ее трудности. Более сильным ученикам, как правило, ставятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу. Для менее успевающих школьников ставятся вопросы попроще, а учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим вопросам. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок. Третий элемент осуществления индивидуального подхода. Третьим элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным учащимся. Общее требование о необходимости чуткого и заботливого отношения учителя к улучшению успеваемости школьников по-разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет некоторую леность в учении и недостаточно усидчив, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и пробелами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам, которые учатся успешно, нужно давать больше пищи для размышлений, рекомендовать для самостоятельного изучения дополнительную литературу с тем, чтобы и их учение проходило на высоком уровне трудности и развивались их способности. Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание фронтальной (коллективной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспечивает высокую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса. Заканчивая изложение темы об уроке, следует отметить, что в данной лекции освещались дидактические, т. е. наиболее общие, вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков применительно к изучению отдельных учебных предметов более детально рассматривается в курсах частных методик.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 19238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |