Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уроки закрепления изучаемого материала




 

Урок закрепления изучаемого материала — такой урок, основным содержанием которого является вторичное осмысливание и упрочение уже известных знаний

Прово­дятся они после изучения отдельных тем или разделов учебной программы и направлены на орга­низацию рассредоточенного повторения пройденного ма­териала учащимися с целью его более глубокого осмыс­ления и усвоения.

На таких уроках учащиеся:

— в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам,

— в других — решают новые задачи на уже известные правила,

— в третьих — устно или письменно воспроизводят ранее приобретенные знания с целью их более глубокого и прочного усвоения.

Урок закрепления знаний имеет структуру:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка целей и задач

3.) Краткий опрос учащихся с целью актуализации знаний.

4.) Воспроизведение учащимися ранее полученных знаний в новых ситуациях.

5.) Обобщение и систематизация знаний. Контроль усвоения.

6.) Задавание урока на дом.

Как видим, такие уроки по структуре нередко приближаются как к урокам изучения новых знаний, так и к урокам упражнений и практических работ.

Методы, используемые на таком уроке — письменные, лабораторные, практические работы, упражнения.

Различные упражнения и практические работы проводятся с целью формирования умений и навыков, которые складываются в результате длительного и многократного повторения.

Особое место занимают лабораторные уроки, которые в ряде случаев могут быть отнесены к любому из названных типов уроков и включать в себя изучение нового материала, его закрепление и повторение пройденного.

Чтобы эти занятия давали необходимый эффект, они должны быть хорошо подготовлены.

— Надо, чтобы учащиеся заранее знали о времени их проведения и их основных задачах.

— Кроме того, учителю следует выделить основные вопро­сы, по которым учащиеся должны готовиться к закрепле­нию пройденного материала.

— Не менее важной является и методика проведения этих уроков. Главное состоит в том, чтобы в ней правильно сочетались фронтальный и индивидуальный опрос учащихся с письменными, уст­ными и практическими упражнениями, а также с органи­зацией самостоятельной учебной работы.

Подобная методика работы находит свое отражение в структуре этих уроков. Как правило, начинаются они с индивиду­ального опроса или фронтальной беседы по пройденному материалу, затем опрос сочетается с проведением трени­ровочных упражнений с акцентом на закрепление более сложных вопросов темы. В конце занятий проводится небольшая самостоятельная работа, связанная с решением задач и примеров, написанием диктантов, изложений, которые затем проверяются и оцениваются учителем.

Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала.

 

Повторительные и обобщающие уроки — такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Проводятся они в конце изучения отдельных тем, разделов и учебных курсов в целом, учебно­го года, когда пройден весь программный материал.

Цель таких уроков — формирование обобщенных знаний, способов деятельности и оперирования ими. Их специфической особенностью является:

— то, что учитель для повторения, систематизации и обобщения знаний учащихся выделяет узловые вопросы программы, усвое­ние которых имеет решающее значение для овладения предметом.

— Важно не только определить вопро­сы для повторения пройденного материала, но и указать учащимся параграфы и места в учебнике, конспектах, которые им следует использовать при подготовке к занятиям.

В каче­стве методов на этих уроках могут использоваться:

— обзор­ные лекции учителя,

— беседы,

— устный опрос,

— упражнения по углублению практических умений и на­выков.

Структура повторительно-обобщающих уроков:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка цели.

3.) Обобщение и систематизация знаний.

4.) Оперирование знаниями и способами деятельности в нестандартных ситуациях.

5.) Подведение итогов и формулирование выводов.

6.) Определение домашнего задания.

 

Уроки-семинары. Уроки-конференции.

 

В последние годы в школах широко стали применяться уроки-семина­ры и уроки-конференции.

Их цель —активизировать са­мостоятельную учебную работу учащихся, стимулировать к более глубокому усвоению изучаемого материала.

Для проведения урока-семинара учитель заранее дает вопросы для обсуждения на семинаре и указывает лите­ратуру для самостоятельной работы.

Таким образом, учащиеся не только штудируют учебник, но и значитель­но расширяют свои знания, изучая дополнительную лите­ратуру и одновременно приобретая умение самостоя­тельно добывать знания. В этом состоит ценность семи­нарских занятий.

Уроки-конференции проводятся после изучения того или иного раздела учебной программы, для углубления знаний по которому необходимо обсудить его узловые вопросы.

Готовясь к конференции, учащиеся изучают рекомен­дованную учителем литературу, ища ответы на поставлен­ные вопросы и вырабатывая по ним собственную точку зрения. Вот это различие суждений учащихся по изучае­мой теме служит основой дискуссии и побуждает их к ак­тивному участию в конференции.

 

Уроки проверки и оценки знаний.

 

Они проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной про­граммы и посвящаются реализации контрольных функций обучения.

Контрольные уроки строятся с расчетом на самостоятельную деятельность каждого ученика, и позволяют выявить уровень усвоения знаний, умений и навыков.

Методы проверки и оценки знаний учащихся рассмотрены в главе о методах обучения. В зависимости от используемых методов контроля выделяются уроки письменного, устного, лабораторного комплексного контроля знаний.

Структура урока устного и лабораторного контроля:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка целей и задач урока.

3.) Проверка усвоения знаний, умений и навыков.

4.) Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков.

5.) Оценка деятельности учащихся.

6.) Определение домашнего задания.

Структура урока письменного контроля:

1.) Организационный этап.

2.) Постановка целей и задач урока.

3.) Деятельность учащихся по выполнению контрольных заданий.

После проверки контрольных работ обычно про­водятся специальные уроки по их анализу и выявлению типичных недостатков в знаниях учащихся, которые необходимо преодолеть в процессе последующих учебных занятий.

Урок комплексного контроля знаний строится на разнообразном сочетании всех методов контроля.

Индивидуальная работа с учащимися на уроках.

Коллективный характер урочных занятий, порождая со­стязательность учащихся, стимулирует их познаватель­ную активность, содействует развитию их творческих способностей, формированию дисциплинированности, прилежания, товарищества и других нравственных ка­честв.

Однако, хотя урочные занятия проводятся коллектив­но, учебно-познавательная деятельность и усвоение зна­ний учащимися зависят от индивидуальных особенностей их мышления, памяти, способностей, мотивов учения.

Вста­ет вопрос об учете этих особенностей и организации ин­дивидуальной работы с учащимися в процессе урочных занятий.

Первый элемент осуществления индивидуального подхода.

Задача индивидуального подхода к учащимся реша­ется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа.

Самостоятельное вы­полнение заданий позволяет учителю видеть трудности, с которыми сталкиваются уча­щиеся, и оказывать им необходимую помощь. Сильным школь­никам даются несколько усложненные или дополнительные задания, отвечающие более высокому уровню их подготовки и стимулирующие развитие их способностей.

Второй элемент осуществления индивидуального подхода.

Осу­ществление индивидуальной работы с учащимися на уроке в процессе проверки и оценки знаний.

Она выражается прежде всего в том, что слабоуспевающие школьники подвергаются более частой проверке усвое­ния изучаемого материала. Это делается с целью побуж­дения их к регулярным занятиям, повышения упорства в учебе.

Некоторая дифференциация требуется также в самом характере проверки знаний и степени ее трудности.

Более сильным ученикам, как правило, ста­вятся более сложные вопросы, проверка их знаний чаще всего проводится по более трудному материалу.

Для ме­нее успевающих школьников ставятся вопросы попроще, а учитель чаще прибегает к наводящим и уточняющим вопросам. Все это, конечно, учитывается при выставлении оценок.

Третий элемент осуществления индивидуального подхода.

Третьим элементом индивидуальной работы на уроке является сам подход к более слабым и сильным учащим­ся.

Общее требование о необходимости чуткого и забот­ливого отношения учителя к улучшению успеваемости школьников по-разному осуществляется применительно к различным категориям учащихся. Если слабый ученик проявляет некоторую леность в учении и недостаточно усидчив, учитель обязан тактично усилить контроль за его работой и соответствующим образом ориентировать его родителей. Ученик с недостаточным развитием и про­белами в знаниях нуждается не столько в контроле, сколько в оказании действенной индивидуальной помощи в учебе со стороны учителя. Школьникам, которые учат­ся успешно, нужно давать больше пищи для размышле­ний, рекомендовать для самостоятельного изучения до­полнительную литературу с тем, чтобы и их учение про­ходило на высоком уровне трудности и развивались их способности.

Следует хорошо уяснить себе, что только умелое сочетание фронтальной (коллективной) и индивидуальной работы с учащимися на уроке обеспе­чивает высокую педагогическую действенность учебно-воспитательного процесса.

Заканчивая изложение темы об уроке, следует отме­тить, что в данной лекции освещались дидактические, т. е. наиболее общие, вопросы проведения урочных занятий. Методика же уроков применительно к изучению отдель­ных учебных предметов более детально рассматривается в курсах частных методик.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 19238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.