Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура урока физической культуры и здоровья




 

Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей:

– подготовительной;

– основной;

– заключительной.

Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем – фаза врабатывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону се увеличения и снижения – фаза устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма работоспособность занимающегося постепенно снижается – фаза истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.

Подготовительная часть урока состоит из:

– вводно–подготовительная часть (построение, расчет, рапорт, задачи);

– обще–подготовительная часть (общая разминка);

– специально–подготовительная часть (специальная разминка).

Цель подготовительной части – подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части урока. Решаются следующие методические задачи:

– обеспечение первоначальной организации занимающихся и их психического настроя на занятие;

– активирование внимания и повышение эмоционального состояния занимающихся;

– обеспечение общей функциональной готовности организма к активной мышечной деятельности (выполнение несложных физических упражнений);

– обеспечение специальной готовности к первому виду упражнений основной части урока (выполнение подводящих и подготовительных упражнений).

Для успешного решения задач подготовительной части урока учителю необходимо:

– правильно выбирать место для показа упражнений;

– в нужном темпе и удобном для просмотра ракурсепоказывать упражнения;

– кратко и точно называть показываемые упражнения;

– правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды;

– помогать учащимсязеркальным показом, осуществлять подсказки и подсчеты;

– добиваться точного и синхронноговыполнения упражнений;

– исправлять по ходу выполнения упражнений ошибки, допущенные учащимися.

Средства. В подготовительную часть урока включают игровые задания (2–3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями; упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.

При проведении подготовительной части урока преподавателю необходимо так подобрать упражнения, чтобы они:

– начинались из разных исходных положений (различных сто­ек, седов, положений лежа, упоров и положений рук);

– имели разную направленность, кинематические и динами­ческие характеристики (различные группы мышц, направления, амплитуду, темп и характер выполнения);

– содержали в одном цикле от двух до восьми движений.

Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.

В комплекс средств для разминки включают упражнения с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки.

Рекомендуется такой порядок выполнения общеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

Проводя уроки с одним и тем же классом, следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие обеспечивается:

– путем обновления в каждом занятии нескольких общеразвивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа);

– выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета – по заданию;

– применения упражнений с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.;

– применения различных построений.

Общая продолжительность подготовительной части составляет 10–20% от общего времени урока и зависит от вида учебного материала, температуры окружающей среды и составляет в среднем 5–12 минут.

Основная часть урока может быть моно структурной или полиструктурной в зависимости от решаемых задач на уроке.

Цель основной части – решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом данного урока. Решаются образовательные, оздоровительные и воспитательные задачи.

Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре и здоровье, умениями и навыками выполнять физические упражнения.

Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определённом возрасте физического развития и физической подготовленности, формирование осанки и обеспечение на занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.

Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.

Средства: основные, подводящие и подготовительные упражнения общей и специальной физической подготовки, избранного вида спорта, спортивных, подвижных и народных игр.

В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы.

В процессе обучения двигательным действиям учителю следует:

– избегать однообразия в манереведения урока, в подборе средств и методов обучения;

– использовать разнообразные методы оценки: одобрение, поощрение, замечание, порицание. При этом необходимо соблю­дать справедливость и объективность, чувство меры и такта;

– индивидуально исправлять ошибки, указывая причину их возникновения, и придерживаться требований: учить всех и от­дельно каждого;

– формировать у учащихся умения самостоятельного выпол­нения физических

Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине или конце основной части урока. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, – минут в конце. Причем воспитание специальной выносливости, если она запланирована, осуществляется раньше, чем воспитание обшей выносливости. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние.

Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке. Продолжительность основной части урока зависит от объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся, задач, решаемых на уроке и его содержания. Продолжительность основной части составляет в среднем 25–30 минут.

Заключительная часть урока состоит из:

– восстановительной части;

– результатирующей.

Цель заключительной части урока – постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. Решаются ряд методических задач:

– снижение физиологического возбуждения и излишнего напряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, самомассаж);

– регулирование эмоционального состояния (успокаивающие подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);

– подведение итогов урока с оценкой преподавателем результатов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмотреть дальнейшее стимулирование сознательной активности занимающихся на последующих уроках);

– сообщение домашнего задания для самостоятельных занятий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».

Средства: строевые упражнения, медленный бег, ходьба, упражнения на восстановление дыхания, на расслабление, на внимание, подвижные (но не спортивные!) игры низкой интенсивности в положении стоя, сидя, лёжа, элементы дыхательной гимнастики, аутотренинг и т. п.

В конце урока для получения оздоровительного эффекта необходимо обеспечить постепенное снижение функциональной активности организма. Уборка снарядов, перестроение к окончанию занятий уже сами по себе несколько успокаивают занимающихся, способствуют снижению нагрузки. Учителю следует добиваться высокой эффективности воздействия восстановительных упражнений и значительного снижения степени возбуждения центральной нервной системы и сердечнососудистой системы. Без решения данной задачи невозможно говорить о каком-либо положительном эффекте урока. Однако специфика учебно-воспитательных задач и содержания заключительной части урока требует специального регулирования деятельности занимающихся.

При подведении итогов урока необходимо не только выставлять отметки, напоминать ученикам о том, что они сегодня делали, а ещё пояснять, для чего они это делали, что ожидает на очередном и последующих уроках.

Длительность заключительной части урока 3 - 5 мин.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 6474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.