Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процесс рационального выбора

Итак, потребитель тратит свой доход, приобретая различные по цене товары. Каково основное условие равновесия, которое должно быть выполнено, чтобы получаемая им полезность, или его благосостояние, были действительно максимальными? Разумеется, потребитель вряд ли будет ожидать, что от последнего покупаемого им яйца он получит столько же предельной полезности, сколько от последнего покупаемого им бифштекса, поскольку бифштекс значительно дороже, чем яйцо. Кажется вполне разумным, что товар, единица которого стоит вдвое дороже, должен принести покупателю в конечном счете вдвое больше предельной полезности.

Короче говоря, если покупатель организует свое потребление таким образом, что каждый отдельный товар будет приносить ему предельную полезность строго пропорционально его цене, то естественно, что положение потребителя не улучшится, если он отклонится в сторону от такого равновесия. Это важное условие может быть сформулировано следующим образом:

Когда говорят, что предельная полезность товара пропорциональна его цене, это означает, что должно существовать полное равенство между отношениями предельных полезностей каждого товара и их ценами. Это отношение MU/ P для каждого товара называется предельной полезностью на денежную единицу (рубль, доллар), получаемой потребителем, тратящим свои деньги на данный товар. Сформулируем еще один закон -

закон равных предельных полезностей на рубль. Потребление каждого товара (например сахара) продолжается до того момента, когда предельная полезность на рубль, истраченный на него становится в точности равной предельной полезности на рубль, израсходованный на любой другой товар (например, соль). Если какой-либо товар приносит больше предельной полезности на рубль, потребитель может выгадать, тратя больше денег на данный товар за счет других товаров. Это продолжается до того момента, пока закон убывающей предельной полезности не уравняет предельные полезности на рубль. Если какой–либо товар приносит предельную полезность ниже среднего уровня, потребитель сократит расходы на его покупку, пока предельная полезность последнего рубля, затраченного на его покупку, не поднимется снова до среднего уровня.

Это важное условие потребительского равновесия может быть выражено в символах предельной полезности и цен различных товаров следующим образом:

MUтовара 1 / P1= MUтовара 2 / P2=MUтовара 3 / P3=MUтовара 4 / P4……= средняя MU на рубль дохода. (второй закон Госсена)

Все это относится не только лишь к расходованию денег. Предположим, вы обладаете ограниченным временем для подготовки к экзаменам. Как вы распределите свое время, если вам нужно получить максимальный средний балл? Поровну на каждый предмет? Не обязательно. Вы должны переключаться с истории на психологию, с иностранного языка на экономику до тех пор, пока не получите одинаковую предельную выгоду в баллах от последней минуты, затраченной на каждый предмет.

Рассмотренные нами теории помогают разрешить знаменитый вопрос, который волновал А. Смита. «Почему вода, которая настолько необходима, что без неё невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?» Адам Смит так и не разрешил этот парадокс, так как для него оставалось неизвестным различие между общей и предельной полезностью. Знание этих категорий позволяет разрешить парадокс Смита.

Общая полезность воды не определяет её цены или спроса на неё.

Только относительная полезность и издержки на последнюю небольшую порцию воды определяют её цену. Почему? Потому, что люди вольны покупать или не покупать эту последнюю порцию. Если цена на воду выше, чем её предельная полезность, последняя порция воды не будет продана. Следовательно, цена должна будет снижаться до тех пор, пока она не достигнет точно уровня полезности последней небольшой порции, - не больше и не меньше. Более того, поскольку каждая порция воды ничем не отличается от другой такой же порции и поскольку на конкурентном рынке существует лишь одна цена, каждая порция воды должна продаваться по такой цене, по какой продается последняя порция.

В экономической теории существует такое понятие как «дополнительная выгода потребителя». Сущность этого явления состоит в том, что каждая единица товара, покупаемая потребителем, стоит ему столько же, сколько и последняя единица. Но, согласно нашему основному закону, первые единицы значат для потребителя больше, чем последние. Поэтому на первых количествах он получает дополнительную выгоду. Когда торговля уже не приносит ему эту выгоду, он перестает покупать.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 6. Потребительское поведение | Кривая безразличия, карта безразличия, бюджетная линия. Равновесие потребителя
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.