Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кривая безразличия, карта безразличия, бюджетная линия. Равновесие потребителя

Сначала ученые пытались подсчитать полезность в объективных величинах – ютилях (кардиналистская теория), но эти попытки не увенчались успехом. Тогда ряд ученых предложили заменить абсолютную шкалу относительной и описать поведение потребителя с помощью предпочтения или ранжирования. (ординалистская или порядковая теория). Наибольший вклад в разработку ординалистской (порядковой)полезности внес Ф.Эджуорт, потому кривые безразличия часто называют кривыми Эджуорта)

Представим себе потребителя, располагающего определенным денежным доходом, который он целиком тратит на потребление. Он покупает только два вида товаров, допустим – пищу и одежду, по определенным сложившимся ценам. Предположим, что потребитель может сказать нам, какую из двух комбинаций этих товаров, скажем 3 единицы пищи и 2 единицы одежды, или две единицы одежды и 3 единицы пищи, он предпочитает, первую или вторую, или же ему вообще безразлично, какую комбинацию выбрать.

Допустим, что обе эти комбинации одинаково хороши для нашего потребителя, что ему все равно, какую комбинацию выбрать. Можно перечислить и несколько других комбинаций, которые одинаково хороши для потребителя. В таблице содержатся несколько комбинаций безразличия:

 

  Пища Одежда
А    
Б    
В    
Г   1,5

Отказ от одного из товаров компенсируется получением другого товара в большем количестве. Потребителю положение А нравится точно также, как и положение Б, В или Г.

Пища

Одежда

Комбинации пищи и одежды, обладающие равной полезностью, могут быть представлены в виде плавной «кривой безразличия» или кривой равных полезностей. Она имеет вогнутый вид в соответствии с законом замены, гласящим; «По мере того, как мы получаем больше какого-либо товара, его «отношение замены» или крутизна кривой безразличия уменьшается. Чем дефицитнее товар, тем выше относительная стоимость его замены; предельная полезность товара, ставшего дефицитным, повышается по сравнению с предельной полезностью товара, находящегося в изобилии.

Каждая точка на кривой безразличия представляет собой отличную от других комбинацию двух товаров. Увеличивая количества обоих товаров мы можем построить множество кривых безразличия, каждая из которых будет соответствовать более высокому уровню удовлетворения потребностей. Совокупность кривых безразличия образует карту потребительского безразличия.

Карта безразличия:

 

 

Количество товара X, от которого покупатель готов отказаться ради увеличения потребления Y на единицу товара, называется предельной нормой замещения товара Y товаром Х.:

MRS =- ^ X/ ^ Y, где MRS – предельная норма замещения. Исходя из норм замещения можно определить, является ли один товар относительно другого более или менее значительным для потребителя и насколько он готов отказаться от одного товара ради увеличения потребления другого.

MRS =MU1/ MU2

 

Для товаров, совершенных субститутов, предельная норма замещения является постоянной.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Процесс рационального выбора | Линия возможностей потребления (бюджетная линия)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.