Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рыночное равновесие

График

График

P

Q

График

Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях между це­ной и величиной предложения существует прямая зависимость, т.е. с по­вышением цен возрастает величина предложения, и наоборот.

Тема 7.2.2. Теория предложения. Рыночное равновесие

 

Теория предложения. Другим важным инструментом рыночной экономики является предложение, выражающее желание и спо­собность продавцов (производителей) предоставить товар для ре­ализации на рынке.

Как и спрос, предложение можно измерить количественно. Ве­личина предложения (S) показывает количество предлагаемого на рынке товара при данном уровне цен. Взаимодействие между ве­личиной предложения и ценой описывает закон предложения.

 

По закону предложения основным фактором, влияющим на предложение является цена.

Изменение величины предложения происходит при измене­нии цены товара и выражается перемещением точки на кривой предложения (рис. 6.3).

 

 

Так, при увеличении цены с Р1 до Р2 объем предложения увеличился с Q1 до Q2.

Зависимость величины предложения от цены характеризуется коэффициентом эластичности предложения (Es), который показывает процент изменения величины предложения при изменении цены на 1 %. Для расчета коэффициента эластичности предложения (Es) используется следующая формула:

Q1-Q0/ Q0

(Es)= ------------

P1 - P0 / P0

где Q 0, Q 1 количество предлагаемого товара при соответствую­щей цене; Ро, Р 1 — цены на товар.

Если изменения величины предложения и цены выражены и процентах, то

(Es)=------

Очевидно, что различные производители по-разному реагиру­ют на изменения рыночного спроса и цен. Наиболее важными фак­торами, определяющими чувствительность производителя к измене­нию рыночных цен (ценовую эластичность предложения), являются ценовые и неценовые факторы или детерминанты.

 

Ценовые детерминанты предложения:

 

Рассматриваемый период времени: мгновенный, крат­косрочный, долгосрочный. Чем более ограниченным промежутком времени рас­полагает производитель для адаптации к изменяющейся цене, тем относительно ни­же будет его эластичность предложения

Характер технологий и продолжительность произ­водственного периода. Чем длиннее производственный цикл, тем менее эластично предложение. Производители не имеют возможности быс­тро изменять объем произ­водства в зависимости от из­менения рыночной цены.

В случае, когда производ­ственный период непродол­жителен, предложение эла­стичное, производители бы­стро реагируют на измене­ние цены.

Помимо цены на решение производителя о продаже товара на рынке влияют неценовые факто­ры (детерминанты) предложения. Неценовые детерминанты смеща­ют кривую предложения вправо или влево (без изменения угла ее наклона).

 

Цены на ресурсы. Уменьшение затрат на ресурсы приводит к снижению из­держек производства и увеличению предложения, и наоборот

Технология производства. Совершен­ствование технологии снижает издерж­ки производства и увеличивает предло­жение.

Налоги и дотации. Рост налогов при­водит к увеличению издержек, что вле­чет сокращение предложения, и на­оборот, предоставление льгот по налого­обложению приводит к его увеличению.

Цены на другие товары. Увеличение цен на один товар может привести к снижению предложения на другой.

Ожидаемое изменение цен. Ожидаемое снижение цены может привести к уве­личению текущего предложения.

Число продавцов на рынке. Чем боль­ше продавцов конкретного товара, тем выше предложение.

Увеличились налоги, возросли затраты и, при той же цене готовой продукции предложение становится меньше, кривая S сдвинута влево, график S2.

Конечное изменение как спро­са, так и предложения на конк­ретный товар определяется всей совокупностью ценовых и нецено­вых факторов.

До сих пор мы рассматривали рынок односторонне: либо с точ­ки зрения покупателя (изучение спроса), либо с точки зрения продавца (изучение предложения). Однако для исследования рыноч­ного механизма в целом необходим комплексный подход.

Ситуация, при которой интересы поку­пателей и производителей совпадают, и ни у кого не возникает желания нарушить существующе положение, называют рыночным равновесием.

График равновесной цены и количества выглядит следующим образом:

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ деловой активности предприятия | Закономерности потребительского поведения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 335; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.