Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русская философия от конца XIX века до наших дней

Лекция №8.

I. Философия русского консерватизма.

II. Русский духовный Ренессанс.

III. Философия русского Зарубежья.

IV. Современная русская философия.

I. В конце XIX века споры о направлении исторического пути России достигают своего апогея. В противовес народникам и марксистам, элите западничества, в славянофильстве зарождается и набирает силу консервативное течение. Его виднейшими деятелями были Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев.

Основная работа Данилевского – «Россия и Европа». На взгляд мыслителя, славяне представляют собой отдельную этнокультурную целостность, отличную от Романо-германской (европейской). Данилевский был основоположником концепции трайбализма, полагая, что не существует единой мировой цивилизации или культуры. Для обозначения этнокультурных целостностей он использует термин «культурно-исторический тип».

Культурно-исторический тип – исторический организм, своеобразный план религиозного, социального, бытового, промышленного и политического развития.

Каждый культурно-исторический тип проходит следующие этапы: зарождение, развитие, расцвет, упадок. Данилевский выделяет 10 культурно-исторических типов: египетский, вавилонский, индийский, китайский, еврейский, иранский, исламский, Греко-римский, Романо-германский, славянский. Культуры не переходят одна в другую и не наследуются. Таким образом, любые попытки культурного заимствования обречены на провал. Данилевский предостерегает современников, что любые попытки России следовать пути запада или востока будут обречены на провал.

К.Н. Леонтьев в своей работе «Византизм и славянство» полагал, что культурно-исторический тип основан на сильной государственности, а государственность представляет собой деспотию идеи. Едва начинаются процессы либерализации и борьбы за чьи бы то ни было права, как государство слабеет. Но Леонтьев так же полагал, что срок существования любого государства не превышает 1000-1100 лет. Любая культура, как и любое государство, проходит в своём развитии 3 этапа: первичная простота, цветущая сложность и смесительное упрощение. Это естественный процесс, не контролируемый никем. Крах Европы видится Леонтьеву следствием череды революций, произошедших в XIX веке. «Европейская революция – всеобщее смешение, попытка уравнять и обезличить людей в типе среднего, безвредного, безбожного человека – немного эпикурейца, немного стоика». Если Россия пойдёт по пути Европы, то её постигнет такая же участь.

II. В начале XX века, особенно после революции 1905 года, русская философия переживает период оживления и подъёма. Ощущение нестабильности и обречённости побуждало мыслителей разобраться в текущей ситуации, осмыслить её. Так возникло явление, получившее название русского духовного Ренессанса. Это философское движение берёт своей основой дискуссии в религиозно-философских собраниях, где обсуждались вопросы «нового религиозного сознания». Это так же называется «богоискательство», выросшее из учений Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского. Но для богоискателей религиозная тема была вторична, в реальности они занимались социальными вопросами.

В духовном «ренессансе» выделяют два течения. Первое представлено литераторами-символистами (З.Н. Гиппиус, Андрей Белый, Саша Чёрный). Их называют «эстеты». Их оппонентами были философы, авторы сборника «Вехи». В этой работе интеллигенция обвиняется в духовном отщепенстве, нигилизме и безбожии. В числе авторов С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк. Их учения можно разделить на две группы: всеединство и персонализм. Здесь имеется в виду роль личности в обществе, человека в мире и отношения Бога и человека. Персоналистический экзистенциализм представлен Н.А. Бердяевым. Он (Бердяев) связывает личность со свободой. Свобода существует до мира и даже до Бога. Поэтому человек тяготится традиционным христианством, которое делает его рабом Божьим. Человек может стать Богом, если уподобится ему в творчестве. В истории отношений человека и Бога есть три этапа: Отец (человек боится Бога), Сын (человек восхищается Богом) и Святой Дух (человек становится Богом, подражая ему в творчестве). Бердяев так же уделяет внимание вопросу о возникновении зла. Он полагает, что зло не сотворено Богом и имеет своим началом свободу, существующую независимо от Бога. Это утверждение называют бердяевской теодицеей (оправданием Бога).

Всеединство (его ещё называют софиологией) полагает, что всё в мире связано и едино перед Богом. Ярким представителем данного учения был С.Н. Булгаков. Его интересовала связь Бога и мира, которую он называл Софией. В ней, на взгляд Булгакова, содержатся идеи, «семенные логосы бытия». Иными словами, это мир, находящийся в процессе становления, сотворения его Богом. Философ пребывает на грани того, чтобы объявить Софию четвёртой ипостасью, олицетворяющей мудрость Господню.

III. В ходе революции 1917 года и гражданской войны в эмиграции оказалось огромное количество людей. Так же марксисты полагали, что духовная жизнь является фикцией и в 1922 году выслали за границу почти всех её деятелей (И.А. Ильин, Н.А. Бердяев и других философов). Те, кто не подвергся высылке, были расстреляны (П.А. Флоренский). Потому в Советском Союзе фактически не существовало философии (исключая космизм). Зато в Зарубежье сложилось несколько философских систем, актуальных и по сей день.

И.А. Ильин создал свою систему «сопротивления злу силою», полемизируя с Л.Н. Толстым. Последний предлагал не противиться злым делам и не участвовать в них. Ильин же считал, что, отворачиваясь от зла, человек тем самым отдаёт на расправу злодею тех, против кого это зло направленно. Люди вольны прощать свои обиды, но никто из них не в праве прощать обиды других. Пацифист обрекает беззащитных быть жертвой злодеев. Потому философ не осуждает насилие как таковое, говоря, что «осуждению подлежит не меч, а своекорыстные чувства в душе воина». Как в русской, так и в европейской полемологии это был шаг вперёд, ведь теперь насилие стало восприниматься лишь в инструментальном смысле.

Так же в эмиграции сложились две социально-философские школы. Вместе с изданием в Париже в 1923 году сборника «Смена вех» возникло философское направление, получившее название сменовеховства (Устрялов, Чахотин). Его представители полагали, что пришло время закончить конфронтацию с большевиками, так как те изменились, отойдя от марксизма. Но это ошибочное мнение, так как эти мыслители приняли за перерождение большевизма введение НЭПа. Так же возникло течение, получившее название евразийство. Его основатель, Н.С. Трубецкой, в своей работе «Европа и человечество» писал, что Россия не только не является европейской страной, но и принадлежит к степной этнокультурной целостности, являясь наследницей империи Чингисхана. Но и это учение представляет собой фикцию, так как империя Чингисхана являлась эфемерным государственным образованием, просуществовавшим лишь считанные годы. Более того, славянская этнокультурная общность ни в каком отношении не сходна с тюрками, ни с монголами.

IV. После падения советского режима, пользуясь отменой партийной цензуры, стала возрождаться философия. Однако семидесятилетний перерыв в развитии очень трудно наверстать за одно десятилетие. Потому современная русская философия ещё слишком бедная, чтобы быть заметной. Сейчас в ней можно выделить два направления: социальная философия (С.Г. Кара-Мурза, А.И. Зиновьев) и история философии (А.Н. Чанышев, А.Ф. Замалеев). Историки философии пытаются описать развитие отечественной и мировой философии независимо от политической конъюнктуры, а социальные философы пытаются осмыслить Советский Союз как явление и разобраться в причинах его возникновения и гибели.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Различные языковые единицы в роли единиц перевода | Растровая графика
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.