Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 9, 10




Социальные институты.

 

Социальный институт – это система социальных связей и норм, сложившихся в результате социальной практики, обеспечивающих регулирование общественной жизни и выполнение важных для общества функций.

 

Это понятие было заимствовано из юриспруденции (как комплекс юридических норм, регулирующих отношения в какой-либо предметной сфере), но в социологии, сохранив свое смысловое содержание, он приобретает более широкое толкование.

Институциональный подход к изучению социальных явлений использовался еще О. Контом – при анализе механизма, обеспечивающего консенсус в обществе. Но первым в социологической науке употребил понятие «институт» Г. Спенсер, который рассматривал его в качестве «регулирующей системы», неизменно появляющейся в условиях борьбы за выживание – как в природе, так и в социальной среде.

Далее изучение социальных институтов продолжил Э. Дюркгейм, который рассматривал их в качестве важнейшего средства самореализации человека. Для поддержания солидарности в условиях разделения труда большую роль он отводил «корпорациям», под которыми понимал профессиональные союзы работников и работодателей.

М. Вебер обращал внимание на важность изучения в рамках социологии таких институтов, как государство, религия, право, поскольку они оказывают существенное влияние на поведение отдельных индивидов. Вебер осуществил анализ такого важнейшего института – бюрократии, как типа легального господства в условиях индустриализации.

П. Сорокин указывал на высокую значимость в осуществлении вертикальной мобильности таких социальных институтов, как армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные организации.

Ведущая роль понятию «социальный институт» принадлежит и в структурно-функциональном анализе. Т. Парсонс рассматривал общество как систему социальных отношений и социальных институтов (как узлы социальных отношений). И т.д.

Учитывая тот факт, что социология мультипарадигмальная наука, и в каждой парадигме возможен свой подход к определению понятия «социального института», поэтому сложно дать ему однозначную трактовку. И вниманию предлагается некоторая комплексная характеристика, в которой обращается внимание на устойчивость социальных связей и норм, сложившихся в результате общественного развития – для обеспечения каких-либо важных функций и на регулятивную роль самого института.

 

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, материальных средств, норм и стандартов поведения, ориентированных на выполнение каких-либо социальных функций, на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

К примеру, социальный институт «образование» может быть представлен в виде совокупности образовательных учреждений, лиц, учебно-методических, материальных и финансовых средств, норм и правил поведения, ориентированных на выполнение в обществе образовательно-воспитательной функции.

 

При функционировании институтов различают явные и латентные функции. Явные – те, которые непосредственно «работают» на удовлетворение человеческих потребностей (интегративная, регулирующая, коммуникативная, воспроизводящая социальные отношения). Латентные (скрытые) функции, с помощью которых могут удовлетворяться потребности узкого круга людей, отдельных социальных групп. Наиболее развиты они в политических (властных) или экономических институтах.

 

К числу важнейших функций любого института относятся:

Ø регулирование жизнедеятельности членов общества;

Ø создание возможностей для удовлетворения их потребностей;

Ø обеспечение социальной интеграции и устойчивости общественной жизни.

 

В процессе взаимодействия социальных институтов с социальной средой могут возникать разного рода дисфункции, причиной которых могут становиться изменения в социальной среде: в потребностях различных слоев общества и неадекватной реакции на это со стороны социального института (недостаток и неподготовленность кадров, отсутствие необходимых средств, организационные сбои). В результате функции могут превращаться в некую ритуальную, лишенную содержания деятельность. Могут также возникать и противоречия между действиями различных социальных институтов, что будет серьезно и даже деструктивно влиять на личность, а также борьба за оказание влияния на тот или иной становящийся важным институт.

 

Социальные институты представляют собой «непланируемые» социальные явления, и в то же время они могут зарождаться в результате проявляющейся общественной потребности. При ее отмирании институты могут утрачивать свою значимость и превращаться в некий анахронизм. Институты также могут являться следствием деятельности других институтов, вследствие их взаимосвязанности в общественной жизни. Но в любом случае само их появление сопряжено с некоторым периодом становления и организационного оформления складывающихся норм и правил. Этот процесс получил наименование институционализации.

 

«Институционализация» – это процесс становления и организационно-правового оформления складывающихся социальных норм и правил, статусов и ролей, отношений и форм поведения для обеспечения какой-либо общественно-значимой потребности.

 

Этот процесс осуществляется в несколько этапов:

· Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных усилий.

· Объединение людей для достижения общих целей.

· Формирование социальных норм и правил, а также процедур и санкций – для их реализации и поддержания.

· Установление системы статусов и ролей для всех, кого затрагивает деятельность института.

 

Результатом становится развитый институт, который должен обладать следующим набором признаков:

· Установки и образцы поведения (ответственность, лояльность, послушание).

· Символические культурные признаки (печать, герб, фирменный знак).

· Утилитарные культурные черты (квартира, магазин, банк, литература, оборудование, бланки и формы).

· Кодексы (законы, должностные инструкции, правила поведения, запреты и допущения).

· Идеология (демократия, православие, конкуренция, равенство возможностей, любовь).

 

Классификацию институтов можно осуществлять по предметной области (содержательной) и по степени формализации.

 

I. Классификация институтов по степени формализации.

1) Институты формальные (основанные на строгих, нормативно и/или юридически закрепленных нормах).

2) Институты неформальные (регулируемые на основе сложившихся традиций, обычаев, социальных норм).

 

II. Классификация институтов по предметной области

 

1) Политические институты (государство, гражданское общество, право, партии, политическая культура и др.).

2) Экономические институты (собственность, рынок, деньги и др.)

3) Институты духовной сферы (культура, образование, религия и др.)

4) Институты родства (семья, брак).

 

Политические институты

(обеспечивающие распределение в обществе властных полномочий)

Главным политическим институтом общества является государство – основной институт политической системы, форма организации публичной политической власти. С его помощью обеспечивается установление и поддержание политической власти в обществе. В мировом сообществе оно охватывает собой отдельную страну, населяющий ее народ, определяет ее целостность, форму организации и управления.

К основным признакам (любого) государства относятся:

1. Территория, определяющая его границы.

2. Отделение власти от общества (появление специальной категории управленцев – в отличие от родоплеменной организации с формой местного самоуправления).

3. Определение государственной власти в качестве верховной и ее суверенность - действие на данной территории.

4. Монополия на применение силы и принуждения к подчинению, механизмы принуждения.

5. Обязанность гражданства (как членства).

6. Право на взимание налогов и сборов – для обеспечения деятельности госаппарата и проведения политики.

 

Правовое государствоэто такое государство, где функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система, где есть реальное разделение властей, их эффективное взаимодействие и взаимоконтроль.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 220; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.