Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное государство –это правовое государство с развитой рыночной экономикой и сильной социальной политикой




Признаки правового государства.

1. Наличие развитого гражданского общества.

2. Принцип разделения властей.

3. Верховенство права. Распространение права на всех граждан, организации и органы государственной власти.

4. Приоритет права гражданина над законами государства (ограничение прав государства охраной прав и свобод личности).

5. Равенство прав граждан (ограничение свободы каждого свободой других).

6. Использование принципа личной ответственности каждого за собственное благополучие.

7. Приоритетное использование метода разрешения над методом запрета (разрешено все, что не запрещено).

Правовое государство – это «оборотная сторона» гражданского общества. Гражданское обществоэто общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между его членами, существующее относительно независимо от государства и взаимодействующее с ним, и создающее в результате развитые правовые отношения. По сути дела – это сфера самоорганизации и самоуправления общественной жизнью, которая защищена от прямого вмешательства органов государственной власти.

Если в гражданском обществе превалируют горизонтальные связи, то в правовом государстве – вертикальные. При этом оба они являются результатом естественно-исторического развития.

 

 

Организация верховной власти и порядок взаимодействия государственных органов и граждан определяется через формы государственного устройства (унитарное государство, федерация и конфедерация) и формы правления (монархия и республика, их разновидности).

 

Право, как социальный институт, представляет собой инструмент для регулирования социальной деятельности и социальных отношений, которое реализуется в закрепленных законах, юридических нормах.

Право возникает по мере разделения труда, возникающих социальных противоречий и становления самостоятельности человека. Источником содержания права выступают уже не столько обычаи и традиции, сколько меняющиеся интересы и потребности людей, государственные интересы, реализуемые в нормативах, административной и судебной практике. При этом содержание права выступает внешним для человека порядком.

 

В социологии права изучается не только зависимость человека от права, но и обратная зависимость, т.е. влияние активной роли человека, его интересов и потребностей, целей и устоявшихся норм поведения на изменения действующих норм. Т.е. законы могут меняться именно потому, что обнаруживается их недейственность.

Закон – это нормативно-правовой акт, принятый высшим органом государственной власти либо в результате непосредственного волеизъявления народа (референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Они объективно необходимы (без них воцарится хаос), обусловлены социальными потребностями, являются результатом творчества людей (а значит, отчасти носят субъективный характер), и, кроме того, по сути, они отражают наше вчерашнее знание.

В рамках социологического подхода используется такое понятие, как правовое пространство, состоящее из 3-х составных частей:

- право, как совокупность норм и правил, призванных регулировать социальный отношения и поведение людей, а равно и комплекс учреждений, обеспечивающих их реализацию (продукт правосознания);

- правосознание - как одна из форм общественного сознания, отражения социального бытия – представляет собой отношение к окружающей действительности, к правовым явлениям, базируется на морали и глубинных цен­ностях, выражает зна­ние и понимание необходимости установления в обществе определенного порядка, соотнося его с реализуемым на практике. И именно оно выполняет правотворческую функцию;

- правоотношения - как один из видов социальных отношений, которые реализуются в виде правового поведения, причем диапазон его может колебаться - от «за-» до «противоправного», что зависит от совершенства правосознания и самого законодательства.

Т.о. в социологии права изучаются не только правовые нарушения и социальный контроль, но и сам динамический характер взаимодействия права и общества.

 

Политическая партияобщественная организация, целью которой является участие в политической жизни и в осуществлении государственной власти. Они появляются в процессе разделения общества на группы и классы и для реализации своих групповых (классовых) интересов в рамках государства. Они выступают важнейшими социальными институтами гражданского общества и активными участниками политических процессов.

 

Политическая культура – составная часть культуры общества, формирующаяся и проявляющаяся в процессе политической жизни. Она представляет собой систему норм и ценностей, исторически сложившихся традиций, идей и стиля поведения субъектов политики, обеспечивающая воспроизводство политической жизни общества. Это понятие впервые было употреблено немецким просветителем И. Гердером (1744-1803) при изучении взаимодействий культуры и политики.

Но в качестве научного понятия этот термин вошел в употребление только в 60-х гг. ХХ века. Среди известных современных исследователей феномена «политической культуры», как важнейшего компонента и измерения политической жизни общества, можно назвать: Гэбриэл Алмонд (амер. социолог и политолог), Семюэл Хантингтон (амер. политог-международник), В.Н. Иванов и др.

Причиной пристального внимания к политической культуре в современную эпоху послужило осознание политиками того факта, что одинаковые по форме институты власти, политические процессы и явления в разных странах воспринимаются и проявляются по-разному. Политическая культура позволяет выделить качественную сторону различных политических систем, и, несмотря на их внешнюю схожесть, объяснять существующие в них различия.

Особенности политической культуры во многом обусловлены спецификой самой культуры: она многообразна, «консервативна», способна к собственному развитию, может меняться и под внешним влиянием, но при условии, если соответствует глубинным ценностям.

В ней выделяют т.н. «чистые» типы (которых в реальности не существует):

· патриархальная (полное отсутствие интереса к политической жизни);

· подданническая (низкая политическая активность и ориентация на действующие политические институты);

· активистская (высокая заинтересованность граждан в активном участии в политической жизни).

 

Американский политолог Г. Алмонд отмечает, что в реальности политическая культура любого общества – это комбинация из вышеназванных ее типов. Например, в демократическом обществе 60% населения обладают активистской культурой, 30% подданнической, а 10% - патриархальной. В авторитарной переходной системе соотношение, соответственно, такое: 30%. 40%. 30%.

Самым оптимальным (и в реальности – массовым) считается некий синтетический тип, в котором сочетаются подданническая и активистская политическая культура.

 

Экономические институты (изучаются преимущественно в рамках экономической социологии).

 

Собственность – это материальные или духовные ценности или денежные средства, принадлежащие определенным лицам (собственникам), обладающим юридическим правом на владение, использование и распоряжение объектом собственности.

Характер права собственности (индивидуальная, частная, коллективная и др.) во многом определяется особенностями общества, уровнем его развития, формой управления, историческими и культурными особенностями.

Собственность – представляет собой один из фундаментальных институтов, систему внутренне освоенных норм, правил и взаимоотношений, а также и внешних регуляторов (других институтов) процесса его функционирования и развития. Он не только адаптируется к внешним воздействиям, но и способен оказывать влияние на изменение социальной структуры общества.

Рынок – система товарно-денежных отношений производителей и потребителей товаров и услуг, сфера обмена.

Рынок сегодня обладает всеми признаками развитого социального института. Это не просто саморегулирующаяся система, но и регулируемая целым комплексом нормативным и законодательных актов. Он обладает развитой инфраструктурой, включающей в себя торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и др. В качестве идеологии выступает конкуренция. Он включает в себя не только горизонтальные связи, но и вертикальные (систему гос. контроля).

В рассматриваемую систему входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговая система; органы финансово-кредитной политики государства. Значит, современный рынок развивает не только отношения, но и органически включает качественно новые вертикальные связи.

 

Деньги – особый товар, исполняющий роль всеобщего эквивалента и выступающий в качестве меры стоимости, средства обращения и платежа.

О том, что деньги могут выступать в качестве социального института, прежде всего, может свидетельствовать тот факт, что сфера денежных отношений охватывает собой довольно широкую совокупность взаимодействий людей. Более того, «вместе с ними возникает новая утилитарная норма поведения людей, ориентирующая на интенсивное накопление богатства в весьма феноменальных стоимостных формах, которые стали поддерживаться и закрепляться политико-правовой средой» (Институциональная природа денег. Интернет-конференция Россия: варианты институционального развития. http://www.ecsocman.edu.ru/text/16207846/).

Еще Г. Зиммель писал в своем труде «Философия денег» (Лондон, 1978, с. 232) «Органически присущая деньгам противоречивость в том, что они, будучи абсолютным средством, именно по этой причине становятся абсолютной целью».

В истории человечества можно проследить огромное многообразие форм денег, в качестве которых могли выступать морские раковины, хлопок (ткань, Африка), табак (в Виржинии), меха (в России) и др. Даже был такой случай. Когда в 1865 году во французской части Канады губернатор не получил из Франции денег, чтобы заплатить своим солдатам, он изъял у солдат все игральные карты, написав на каждой карте сумму и поставил свою подпись.

Считается, что самые первые деньги в виде монет появились в Китае и в древнем Лидийском царстве в 7 веке до нашей эры. В современной же жизни используются не только монеты и купюры, но и пластиковые карты, виртуальные деньги и т.п.

В современных деньгах отражается значимость и ценность энергоресурсов, интересы их собственников, контролеров, а также явные и неявные интересы международных институтов, формирующих нынешнюю глобальную политику во всех ее направлениях. В денежном мире воплощены как инстинкты человека, так и его нравственно-этические мотивы, социальные и политические нормы, рамки и правила. И это позволяет нам считать, что деньги – это институт.

В конкретно-исторический период они мотивируют и регламентируют поведение граждан, социальных групп, власти, а также обеспечивают в определенной форме целесообразное с точки зрения ликвидности сохранение собственности, жизненных ресурсов для достижения своих краткосрочных и долгосрочных интересов, целей.

Институты духовной сферы

 

Культура пронизывает все без исключения сферы общественной жизни, поэтому столь сложно дать однозначное определение этому понятию. При этом она характеризуется огромным многообразием, что рассматривается как одно из условий их развития. Особенности многообразного культурного развития человечества нашли отражение в трудах М. Вебера, П. Сорокина, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

Основными компонентами культуры выступают ценности и нормы, благодаря которым в первую очередь осуществляется организация и регулирование общественной жизни. Более подробно тема «Культуры» будет рассмотрена чуть позже.

 

Образование, как социальный институт, охватывает собой совокупность норм и ценностей, статусов и ролей, социальных организаций, обеспечивающих сохранение, передачу и усвоение накопленных знаний. Социологами отмечается значимость роли образования в социальной стратификации и социальной мобильности, в области социального контроля. Существенно возрастает его роль в эпоху постиндустриального развития, информационного общества, когда образование становится ключевым фактором общественного развития и превращается в непрерывный процесс на протяжении всей жизни человека.

 

Религия (изучается в социологии религии). Социологический подход отличается от теологического и философского, объясняя потребности людей в «священном», в верованиях и участия в ритуальных действиях. Религия социально организует и упорядочивает веру.

В истории развития социальной мысли Э. Дюркгейм изучал религию как «социальный факт» под углом зрения социальной интеграции, социального контроля. М. Вебер занимался изучением роли религиозной этики, механизма ее влияния на взаимодействия индивидов, на общественное развитие. П. Сорокин, рассматривая религию в теории социокультурной динамики, выявил ее социальную роль, обеспечивающей большую полноту интеграции и стабильности общества. Б. Малиновский (Польша, этнограф и антрополог) рассматривал религию как важнейший социальный институт, предназначенный для решения «жизненно важных задач», для удовлетворения человеческих потребностей. На протяжении всей истории человечества религиозные «святыни» обуславливали жизнедеятельность людей. Религия, как обширная культурная система пронизывала деятельность практически все социальные системы – от семьи до государства. Хотя в результате сегодняшней секуляризации (процесс уменьшения влияния религии на жизнь общества) многие ее функции перешли к светским институтам. Экуменизм (как идеология всехристианского единства) опасен по своей сути.

 

Институты родства.

В социологии она рассматривается в двух аспектах: как институт и как малая группа

Семья как социальный институт – это совокупность норм, правил и образцов поведения, обеспечивающих воспроизводство общественной жизни и регулирующих отношения между супругами и их детьми.

Это один из первых, созданных человечеством социальных институтов. Как институт семья реализует фундаментальные функции самосохранения и воспроизводства общественной жизни: репродуктивную и социализирующую.

Как малая группа она удовлетворяет и другие насущные социальные потребности людей, выполняя следующие функции:

- хозяйственно-экономическую;

- социально-статусную (получение статуса: сословие, национальность, территориальная принадлежность);

- эмоциональную (получение семейной любви, тепла – дети, не дополучающие их могут иметь психические расстройства и даже быть склонными к делинквентному поведению);

- защитную;

- сексуального регулирования;

- досуговую и др.

 

Человечество характеризуется огромным многообразием семейно-брачных отношений, обусловленных историческими особенностями общественного развития. Здесь можно, прежде всего, выделить такие разновидности семьи, как моногамия – форма брака, заключаемая между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамия – многобрачие, где разрешается иметь несколько супругов. В последней форме брака различают три его разновидности:

1) полигиния – многоженство (наиболее распространенная форма);

2) полиандрия – многомужество;

3) групповой брак – где в брачных отношениях состоят сразу несколько мужчин и несколько женщин.

 

В первых двух подгруппах мужья и жены могут состоять в родственных отношениях (братья, сестры). Полиандрия более характерна для первобытнообщинного строя, где доминирует роль женщины не только в семье, но и в общественной жизни – в условиях матриархата, как формы общественного устройства. В условиях же патриархата обычно могут существовать как моногамия, так и полигиния. Причем даже при узаконенной полигинии имеется много моногамных браков – из-за невозможности мужчин позволить ее себе по финансовым возможностям.

Некоторые современные ученые также выделяют серийную моногамию, как последовательное вступление в брак с одним партнером после разводов.

 

Выделяют также такие формы, как экзогамия и эндогамия.

Экзогамия – обычай, запрещающий создание семьи, заключение брака между близкими родственниками – во избежание кровосмесительных связей и появления нежизнеспособного потомства. Эндогамия – противоположное явление, характерное для закрытых обществ и предполагающее заключение браков только между представителями одной социальной группы (клановая, деревенская, родо-племенная, сословная, национальная, расовая эндогамия).

История развития семейных отношений изобилует кажущимися сегодня нам довольно экзотичными способами построения. К примеру, в более древние времена, а также в некоторых и поныне живущих племенах существует так называемый матримониальный обычай, при котором с целью воспитания и обучения семейной жизни первые браки заключаются между молодыми и пожилыми людьми, и лишь вторичные браки строятся между ровесниками.

Как разновидность вторичного брака рассматриваются такие формы, как левират, где вдова должна выйти замуж за одного из братьев мужа, и сорорат – вдовец женится на младшей сестре своей бывшей жены.

В современном обществе наиболее распространенными формами семьи считаются следующие:

1) нуклеарная – семья состоящая из супругов и их несовершеннолетних детей;

2) неполная – в которой отсутствует один из супругов;

3) однопоколенная – состоящая из супружеской пары без детей;

4) расширенная – включающая в себя 3 и более поколений;

5) большая – где совместно проживают и ведут совместное хозяйство несколько нуклеарных семей.

 

Брак – это совокупность норм и правил, обеспечивающих организацию и правовое оформление семейных отношений.

Это также семейный союз мужчины и женщины, порождающий права и обязанности по отношению друг к другу и детям.

Институт брака можно назвать ключевым в области семейных отношений, поскольку он обеспечивает не только их регулирование, но и государственную защиту семейно-брачных отношений, прав и обязанностей супругов и детей. С давних времен институту брака уделялось особое внимание не только со стороны государства и церкви, но и общества в целом.

В большинстве современных обществ при создании семейного союза мужчины и женщины требуется официальное заключение брака, с помощью которого фиксируются права и обязанности сторон по отношению друг к другу и в отношении рожденных в этом союзе детей.

Среди всего многообразия можно выделить следующие наиболее известные и значимые формы брака:

- гражданский – оформленный в органах государственной власти, но без участия церкви;

- церковный – где осуществляется освящение брака в форме венчанию церковью, после чего брак не может быть разрушен (любой, не освященный брак, церковь рассматривает как греховное поведение – блуд);

- неформальный – не оформленное в законодательном порядке семейное сожительство;

- договорной – заключаемый на основе предварительного договора, обычно родителей и без участия жениха и невесты;

- контрактный – определяющий имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения;

- смешанный – заключаемый между людьми разных рас, национальностей;

- морганатический – заключаемый между представителями различных сословий, разного социального статуса, при котором ни супруг более низкого статуса ни рожденные дети, хотя и признаются законными, не наследуют богатства и титулов;

- пробный – при котором стороны договариваются не иметь детей, пока не убедятся в успешности брака; но при появлении детей брак считается узаконенным.

Семья, как малая группа – основана на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью. Она имеет свой жизненный цикл, начинающийся с заключения брака и заканчивающийся разводом или смертью обоих супругов.

В развитии семьи можно выделить несколько наиболее типичных этапов, хотя в каждой конкретной семье может иметь место своя специфика:

- начальная – от заключение брака до рождения первого ребенка;

- роста семьи – вплоть до рождения последнего ребенка;

- возмужания – после рождения последнего ребенка и до создания первым взрослым ребенком собственной семьи;

- зрелость – до вступления в брак последнего ребенка;

- «пустое гнездо», откуда ушли все взрослые дети;

- одиночество в старости, наступающее со смертью одного из супругов.

 

Семью можно назвать не началом, а серединой пути, отношения в которой строятся задолго до вступления в брак.

В европейских странах семья обычно начинается со знакомства, где само брачное знакомство рассматривается как сугубо личное дело. Само знакомство и последующее ухаживание может иметь некоторую специфику в разных странах, но в целом наблюдается большое сходство сценариев, в том числе, обычно сохраняется активная роль мужчины и пассивная – женщины. В России в этот период молодые люди обычно живут в родительском доме (иногда и после вступления в брак). В Америке же и некоторых европейских странах практикуется отдельное проживание взрослых детей, в том числе, обеспечивается возможность пробных браков. В период ухаживания, как правило, еще отсутствуют взаимные обязательства сторон, но в то же время проверяется способность партнеров не преступать некоторые значимые для каждого пределы во взаимоотношениях.

В восточных же странах до недавнего времени (пока туда не проникли европейские традиции) особую значимость имел неформальный, но проверенный веками, институт брачных посредников, с помощью которого осуществлялось заключение союзов, иногда задолго до достижения брачного возраста вступающих в него. Помимо того, на востоке с рождением дочери было принято у родителей начинать копить деньги на ее приданное, а по мере ее взросления – определять размер выкупа, в зависимости от значимости тех или иных ее качеств (красоты, образования). Причем, после свадьбы молодые обычно живут самостоятельно, без финансовой поддержки родителей.

По русскому обычаю образованию семьи предшествует сватовство, жених просит у родителей невесты ее руки. В прежние времена полагалось освящать союз образами (иконами), в гражданских же обычаях, отец невесты вкладывает правую руку своей дочери в руку ее жениха. После этого наступает период помолвки – когда молодые подают заявление в загс, т.е. объявляются женихом и невестой. Ранее, отцы семейств устраивали встречу, на которой заключали брачные условия, после чего отказаться от брака было уже нельзя. Нарушитель лишался уважения в обществе, а также должен был возместить убыток на нанесенное бесчестье.

 

В любом обществе осуществляется искусственное затруднение разводов, в котором может участвовать церковь, государство, поскольку нестабильность семьи способна вызывать различные негативные социальные последствия.

И, тем не менее, в ХХ веке во многих странах наблюдается большой процент разводов, среди которых первое место занимает США, второе – Россия. В нашей стране этому способствовало и изменение брачно-семейного законодательства (1965 г.), упрощающего саму процедуру развода.

Наиболее часто встречающимися мотивами разводов в России являются: различие взглядов, интересов, характеров, алкоголизм и его последствия, супружеская неверность, любовь к другому человеку, плохие жилищные условия и др. В США же на первом месте – супружеская неверность. Последствия же разводов обычно тяжелы для обоих супругов, так как возникают проблемы общения с детьми, с общими друзьями и знакомыми, с социальным окружением в широком смысле (на работе, с соседями). Возникают финансовые проблемы. Проблемы физического и психического здоровья человека получили название «травма развода». А сколь они тяжелы для детей?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.