Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межролевой конфликт

1. выполнение множества различных ролей.

2.дефицит времени и сил для выполнения различных ролей

3.несовместимость требований, предъявляемых разным ролям.

Способы снятия ролевой напряженности по У Гуду.

Человек должен освободиться от ряда ролей по критериям:

1. значимости для личности

2.положительных и отрицательных санкций в случае не выполнения ролей.

3.учет реакций окружающих на выполнение и невыполнение ролей.

 

Внутриролевой конфликт – противоречивые требования к одной и той же роли со стороны разных социальных групп (М. Комаровская). Например, требования к старосте со стороны деканата и со стороны студентов.

Теория социальной драматургии Гофман изучает факторы ролевого поведения, влияющие на создание определенного впечатления о себе у партнера. Подается информация о себе – внешность, опыт, окружение, слова и дела наиболее значимые контролируемые переменные.

Вводит понятие ролевая партия, фасад исполнения роли, авансцена и кулисы ролевого взаимодействия. Социальные роли личность усваивает в процессе социализации.

Социализация: понятие – содержание – механизмы. Социализация как инкультурация, интернализация, адаптации.

Социализация –это взаимодействие человека с обществом – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление к условиям социальной среды. Социализация– двухсторонний процесс, который включает в себя усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду и в систему социальных связей; процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в его деятельности.

Результатом социализации является адаптированность личности к различным социальным ситуациям, микро- и макрогруппам. Социализация – усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность.

С помощью социализации общество воспроизводит социальную систему, сохраняет свои социальные структуры, формирует социальные эталоны, стереотипы, стандарты (групповые, классовые, этнические, профессиональные), образцы ролевого поведения.

Социализация осуществляет социальную типизацию личности. Однако в силу своей природной автономности личность развивает и сохраняет тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции (автономизацию). Следствием этого процесса является преобразование, как самой личности, так и общества. Обе тенденции сохраняют свою устойчивость и обеспечивают с одной стороны возобновляемость общественной жизни, с другой – реализацию личностных потенций, задатков, способностей, субъектности, духовности.

Факторы социализации:

1. Макрофактор – социальные и природные детерминанты развития личности, обусловленные ее проживанием в составе больших социальных общностей (страна - государство, общество, культура).

2. Мезофакторы – детерминанты социализации, обусловленные ее проживанием в составе общностей средней величины (этнос- нация, региональные условия, тип поселения, средства массовой информации)

3. Микрофакторы – факторы, относящиеся к воспитанию и обучению людей в малых группах (семье,трудовом коллективе, религиозной организации, учебном заведении).

Социализация – непрерывный процесс, длящийся всю жизнь Выделяют следующие ее этапы: 1 - дотрудовая 2 – трудовая 3 - послетрудовая стадии. В процессе социализации личность примеряет на себя и выполняет различные роли. По динамике выполняемых ролей можно сложить представление о тех реальных взаимодействиях о тех статусно-ролевых отношениях, в которые личность была включена.

Механизмы социализации:

1. Традиционный – усвоение человеком норм, эталонов, взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения. Это усвоение происходит на неосознаваемом уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.

2. Институциональный – взаимодействие человека с институтами общества (организациями) как специально созданными для социализации, так и реализующими эти функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные структуры и СМИ)

3. Стилизованный механизм реализуется в рамках субкультуры – комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт, поведенческих проявлений типичных для людей определенного возраста и конкретного профессионально-культурного слоя. Создает стиль жизни конкретного слоя.

4. Межличностный – функционирует в процессе взаимодействия человека со значимыми людьми благодаря эмпатии и идентификации.

5. Рефлексивный - связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает ценности, свойственные различным институтам общества.

Л.С.Выготский говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения как об интерироризации или присвоении индивидом общественного опыта, культурных знаков (культурно-историческая концепция развития высших психических функций). Всеобщими механизмами социализации являются интериоризация и экстериоризация.

К механизмам социализации относят также:

1. Механизм самоограничения

2. Проекционный механизм

3.Механизм идентификации

4.Механизм интроекции.

Выделяют три аспекта процесса социализации:

1. Важно учитывать трансляцию культурно – задаваемых ценностей, моделей поведения. Социальное развитие личности в этом аспекте рассматривается как процесс, который носит название инкультурация.

2. Процесс социализации рассматривается как процесс усвоения или интернализации социального опыта. Акцент в исследованиях ставится на механизмах этого социального опыта.

3. Внимание уделяется анализу возможных результатов социализации и в этом случае социализация рассматривается, как адаптация.

4. Отражает момент активного воспроизводства человеком усвоенного социального опыта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9 | Социализация как интернализация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.